Библиографическое описание:

Щербатова Н. Г. Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 221-224.



Пояснительная записка

В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ОВЗ.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Однако проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ остается сложной.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей с ОВЗ к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования в нашей стране. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ОВЗ, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.

Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей с ОВЗ к интеграции в социальную среду занимают вопросы художественно- эстетического воспитания.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Актуальность обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ОВЗ к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного.

В проекте ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В образовательном процессе художественное творчество существует в таких видах как рисование, лепка и аппликация.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций и т. д.

Педагогические особенности организации занятий «Аппликация» сдетьми сОВЗ младшего школьного возраста

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).

В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Творчество ребенка с ОВЗ имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, аппликации и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение для детей. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.).

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Цель обучения: создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей через аппликативную деятельность.

Задачами обучения аппликативной деятельностью детей с ОВЗ являются:

  1. Создание мотивационной основы продуктивных форм деятельности обеспечивается организацией совместных действий и формированием парных отношений взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Организация деятельности осуществляется в соответствии с возможностями детей. Взрослый фиксирует различные способы принятия ребенком инструкции, приемы выполнения заданий, виды и меры используемой помощи, оценивает готовую работу. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы (объекты) с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым и предметным миром. Реализации этих задач в немалой степени способствует организация коллективной деятельности детей (общая поделка, рисунок).
  2. Формирование целостного зрительного образа предметов/объектов осуществляется в ходе первичного ознакомления ребенка с системой сенсорных эталонов (формой, величиной, текстурой), соотнесения реальных предметов и их плоскостных изображений.
  3. Формирование изобразительных умений с использованием доступных для детей способов действия: совмещенных движений, показа способа действия, инструкции:

 стимуляция активных движений руки в заданном направлении (пространственная упорядоченность движений)

 пространственная ориентировка на ограниченной плоскости (формирование поля зрения и поля движения)

  1. Развитие моторной функции рук (формирование движений ведущей руки, согласованных движений обеих рук, координация «глаз — рука», простейшие имитации, направленные на овладение вращательными движениями запястьями рук, различные виды захвата и др.) обеспечивает формирование зрительно-двигательной координации и предметно-орудийных действий при овладении изобразительными умениями.
  2. Ознакомление со свойствами материалов (бумаги и пр.), обучение предметно-орудийным действиям с инструментами (губкой, кистью, клеем-карандашом и пр.).
  3. Развитие речи

 формирование соотнесенности движения и звучания. Использование приема комментированного действия, эмоциональных и речевых стимулов в виде потешек, стихотворных текстов способствует соединению графического образа со словом;

 работа над пониманием речевых инструкций, содержащих название предмета/объекта и действия.

Аппликация является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом.

Аппликация является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для ребенка — инвалида. Выполнение различных видов работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать) должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом).

Занятия часто проводятся в форме совместной коллективной работы: детей учат наблюдать за действиями взрослого, обучают выполнению определенной операции (например, отрывать кусочки бумаги, ваты, используя захват «щепотью), привлекают их внимание к результату деятельности. На предметной аппликации нужно научить соотносить объемный образец (реальный предмет/объект) с его плоскостным схематичным изображением (узнавание, определение подобия/отличий «Такой — не такой»).

Постепенно увеличивается количество операций, выполняемых ребенком с пошаговой инструкцией сопряженно или по показу взрослого.

Демонстрация аппликации детям сопровождается комментированием действий, эмоциональным выражением отношения взрослого к процессу и результату деятельности. Дети учатся узнавать в аппликации реальные предметы. С этой целью в структуру занятия включаются игры на соотнесение аппликации с предметами (выбор из 2–4 предметов или аппликаций). Ознакомление детей со свойствами материалов (бумаги, ткани, природных материалов), обучение предметно-орудийным действиям с клеем — карандашом, салфеткой проводится в игровых упражнениях. Взрослый организует взаимодействие детей с материалами, используемыми на занятии, фиксирует их внимание на существенных признаках материала, которые необходимо учитывать в работе.

Также формируется умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формы и методы

Предусмотрены такие формы занятий как:

 индивидуальная работа

 групповая работа

 коллективное творческое дело

Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Успешность обучения детей с ОВЗ зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими аппликативной деятельностью.

В процессе обучения овладению аппликативной деятельностью младших школьников с ОВЗ целесообразно использовать следующие методы иприемы:

 совместные действия ребенка и взрослого,

 действия по подражанию

 действия по образцу

 действия с контурными изображениями,

 использование приемов наложения и обводки шаблонов

 выполнение изображений по натуре

 предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

 соотнесение предметов с соответствующими им изображениями

 наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира

 обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств

 использование готовых аппликационных работ в процессе других занятий

Основной формой для достижения целей первостепенное значение имеют:

 забота о здоровье, эмоциональном благополучии

 создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам

 максимальное использование разнообразных видов детской деятельности

 творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

 вариативность использования образовательного материала

 уважительное отношение к результатам детского творчества.

Основные термины: ограниченными возможностями здоровья, психофизического развития детей, воспитания детей, особенность детского творчества, действий ребенка, аппликативной деятельностью, художественного творчества детей, воспитания детей младшего, младшего школьного возраста, Социализация личности детей, коллективной деятельности детей, аппликативной деятельностью детей, возможностями детей, социальной защиты детей, дополнительного образования детей, Успешность обучения детей, компонентов подготовки детей, результативности действий ребенка, самостоятельных действий ребенка, детей способов действия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle