Библиографическое описание:

Щербатова Н. Г. Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 221-224.



Пояснительная записка

В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ОВЗ.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Однако проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ остается сложной.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей с ОВЗ к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования в нашей стране. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ОВЗ, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.

Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей с ОВЗ к интеграции в социальную среду занимают вопросы художественно- эстетического воспитания.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Актуальность обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ОВЗ к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного.

В проекте ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В образовательном процессе художественное творчество существует в таких видах как рисование, лепка и аппликация.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций и т. д.

Педагогические особенности организации занятий «Аппликация» сдетьми сОВЗ младшего школьного возраста

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).

В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Творчество ребенка с ОВЗ имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, аппликации и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение для детей. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.).

Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Цель обучения: создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления их индивидуальных способностей через аппликативную деятельность.

Задачами обучения аппликативной деятельностью детей с ОВЗ являются:

  1. Создание мотивационной основы продуктивных форм деятельности обеспечивается организацией совместных действий и формированием парных отношений взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Организация деятельности осуществляется в соответствии с возможностями детей. Взрослый фиксирует различные способы принятия ребенком инструкции, приемы выполнения заданий, виды и меры используемой помощи, оценивает готовую работу. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы (объекты) с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым и предметным миром. Реализации этих задач в немалой степени способствует организация коллективной деятельности детей (общая поделка, рисунок).
  2. Формирование целостного зрительного образа предметов/объектов осуществляется в ходе первичного ознакомления ребенка с системой сенсорных эталонов (формой, величиной, текстурой), соотнесения реальных предметов и их плоскостных изображений.
  3. Формирование изобразительных умений с использованием доступных для детей способов действия: совмещенных движений, показа способа действия, инструкции:

 стимуляция активных движений руки в заданном направлении (пространственная упорядоченность движений)

 пространственная ориентировка на ограниченной плоскости (формирование поля зрения и поля движения)

  1. Развитие моторной функции рук (формирование движений ведущей руки, согласованных движений обеих рук, координация «глаз — рука», простейшие имитации, направленные на овладение вращательными движениями запястьями рук, различные виды захвата и др.) обеспечивает формирование зрительно-двигательной координации и предметно-орудийных действий при овладении изобразительными умениями.
  2. Ознакомление со свойствами материалов (бумаги и пр.), обучение предметно-орудийным действиям с инструментами (губкой, кистью, клеем-карандашом и пр.).
  3. Развитие речи

 формирование соотнесенности движения и звучания. Использование приема комментированного действия, эмоциональных и речевых стимулов в виде потешек, стихотворных текстов способствует соединению графического образа со словом;

 работа над пониманием речевых инструкций, содержащих название предмета/объекта и действия.

Аппликация является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом.

Аппликация является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для ребенка — инвалида. Выполнение различных видов работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать) должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом).

Занятия часто проводятся в форме совместной коллективной работы: детей учат наблюдать за действиями взрослого, обучают выполнению определенной операции (например, отрывать кусочки бумаги, ваты, используя захват «щепотью), привлекают их внимание к результату деятельности. На предметной аппликации нужно научить соотносить объемный образец (реальный предмет/объект) с его плоскостным схематичным изображением (узнавание, определение подобия/отличий «Такой — не такой»).

Постепенно увеличивается количество операций, выполняемых ребенком с пошаговой инструкцией сопряженно или по показу взрослого.

Демонстрация аппликации детям сопровождается комментированием действий, эмоциональным выражением отношения взрослого к процессу и результату деятельности. Дети учатся узнавать в аппликации реальные предметы. С этой целью в структуру занятия включаются игры на соотнесение аппликации с предметами (выбор из 2–4 предметов или аппликаций). Ознакомление детей со свойствами материалов (бумаги, ткани, природных материалов), обучение предметно-орудийным действиям с клеем — карандашом, салфеткой проводится в игровых упражнениях. Взрослый организует взаимодействие детей с материалами, используемыми на занятии, фиксирует их внимание на существенных признаках материала, которые необходимо учитывать в работе.

Также формируется умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формы и методы

Предусмотрены такие формы занятий как:

 индивидуальная работа

 групповая работа

 коллективное творческое дело

Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Успешность обучения детей с ОВЗ зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими аппликативной деятельностью.

В процессе обучения овладению аппликативной деятельностью младших школьников с ОВЗ целесообразно использовать следующие методы иприемы:

 совместные действия ребенка и взрослого,

 действия по подражанию

 действия по образцу

 действия с контурными изображениями,

 использование приемов наложения и обводки шаблонов

 выполнение изображений по натуре

 предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

 соотнесение предметов с соответствующими им изображениями

 наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира

 обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств

 использование готовых аппликационных работ в процессе других занятий

Основной формой для достижения целей первостепенное значение имеют:

 забота о здоровье, эмоциональном благополучии

 создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам

 максимальное использование разнообразных видов детской деятельности

 творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

 вариативность использования образовательного материала

 уважительное отношение к результатам детского творчества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle