Библиографическое описание:

Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 122-125.



В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная изобразительная деятельность, творческие способности дошкольника, моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в рамках развития современного демократического общества. Творческое становление личности является одной из важных задач, решение которой стоит начать с дошкольного возраста. Изобразительная деятельность, которая возникла по побуждению самого ребенка, показывает его интересы, склонности, помогает в проявлении его способностей. Следовательно, требуется обеспечить возможность для саморазвития, самореализации ребенка в самостоятельной изобразительной деятельности.

Трудность в проявлении у детей инициативы и самостоятельности, художественно-творческих проявлений, характеристики педагогических условий и их развитие, были исследованы такими учеными-педагогами как, Д. Б. Богоявленска, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Л. Н. Комиссарова, Н. В. Кузьмина, Л. Я. Панкратова, А. Е. Шибицкая, Л. С. Фурмина и др.

Взяв базовые положения из работы Н. В. Кузьминой [3], мы определили, что теоретическая модель педагогической системы состоит из сочетания таких компонентов как: целевой, содержательный, организационно-практический, оценочно-критериальный.

Во время работы над теоретической моделью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности мы следовали следующим принципам: принцип культурологичности, принцип диалогичности, принцип эмоционального насыщения, принцип креативности, принцип вариативности. Для осуществления целей и указанных принципов требуется осуществить следующие задачи:

 организовать комфортное пространство для развития и выроботки опыта, навыков и умений в самостоятельной изобразительной деятельности;

 создать условия для построения личностных качеств старших дошкольников, которые необходимы в получении желаемых результатов;

 сформировать работу по развитию качества творческой деятельности.

Содержательный компонент теоретической модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в самостоятельной изобразительной деятельности включает в себя: диагностические, организаторские, обучающие, развивающие, воспитывающие, оценочно-корректирующие функции, главные направления и суть деятельности. Суть педагогической деятельности ориентирована на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Вместе с тем внимание уделяется самостоятельной изобразительной деятельности, которая считается одним из составляющей мира творчества, потому что именно в творчестве происходит превращение деятельности, определяющей саморазвитие всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Педагогическое обеспечение процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста изображено в деятельности, которая составляет организационно-практический компонент: этапы, формы, методы, условия.

Осуществление развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста происходит в следующих этапах: Начальный этап — создаются благоприятных условий для развития творческих способностей в самостоятельной изобразительной деятельности. Проводится диагностика уровня развития компонентов творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и уточняется первичный уровень их формирования. Формируется комфортное пространство дошкольного учреждения, вырабатываются общие цели, формируются мотивация к самостоятельной изобразительной деятельности, осуществляется выбор вариантов работы. Процессуальный этап — организация функционирования всех субъектов образовательной среды дошкольного учреждения с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности. В процессе этого этапа работа, направленная на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности, организовывается в данных направлениях, согласно этапам: целеполагание, планирование процесса, реализация процесса, рефлексия работы, коррекция. Проводится поэтапное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом уровней их сформированности. Результативный этап — проведение сбора результатов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Проводится мониторинг развития детей старшего дошкольного возраста и оценка показателей сформированности творческих способностей. В ходе педагогической деятельности организуется поэтапное развитие творческих способностей, начиная с постановки целей, поиска и выбора единой мотивации до оценивания проведенной работы.

Формы и методы педагогической деятельности, которые были применены комплексно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста считаются важным элементом организационно-практического компонента. Происходит группировка по главным целям деятельности: организационные (встречи, экскурсии); дидактические (рассказы, чтение художественной литературы, познавательные беседы, анализ видеоматериалов); развивающие (создание проблемных ситуаций); воспитательные (праздники, конкурсы, презентации). Базовый элемент теоретической модели — это педагогические условия, которые обеспечивают развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности: организация гуманистической направленности деятельности педагогов в рамках развивающего обучения; ориентирование детей и педагогов на развитие творческих способностей; использование нетрадиционных методов и форм обучения, которые помогают развитию детского творчества. Эта модель содержит оценочно-критериальный компонент — уровни и критерии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Так как творческие способности — это качественная характеристика личности, мы считаем, что их построение должно представляться такими компонентами как: мотивационный компонент, он включает в себя осознанное понимание того, насколько ребенок стремится к выполнению творческого задания, его внутренняя мотивация; креативный компонент квалифицируется как способность к постановке и обнаружению проблем, придумывать различные идеи, уметь анализировать; с легкостью относиться к определенным параметрам креативности, оригинальность, гибкость, быстрое выполнение задания; волевой компонент квалифицируется созревшими волевыми установками личности, отношение к проблеме, целеустремленность и самостоятельность старшего дошкольника. Отношение ребенка к самостоятельной изобразительной деятельности характеризуется вышеперечисленными компонентами структуры развития творческих способностей.

С практической точки зрения процесс развития творческих способностей протекает по-разному, это зависит от уровня их сформированности. Для этого требуется обозначить критерии, которые позволят проконтролировать формирование данного процесса. Основными критериями при оценивании сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы выбрали творческое мышление, творческую мотивацию, интеллектуальную активность и эмоционально-волевую активность. Эти критерии определяют степень сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, помогли отметить три уровня сформированности творческих способностей: творческий, воспроизводящий и творческо-воспроизводящий.

Теперь рассмотрим основные характеристики данных уровней. Воспроизводящий уровень (низкий): мотивационный компонент — низкая концентрация на проблеме, нет связи в работе по пониманию идей; минимальный интерес к освоению окружающего мира; лишен осознанных мотивов к самостоятельной изобразительной деятельности. Креативный компонент: мыслительные процессы замедленны, способность к планированию отсутствует, воссоздающее воображение преобладает, использует мало деталей в прорисовке, преобладание кратковременной памяти, сохранение понятий и слов не больше 20 секунд, медленное выполнение тестовых заданий, пассивное мышление, затруднение при переключении от одного объекта к другому; решения задач трафаретные; к анализу и синтезу способности нет, мышление не отличается гибкостью. Волевой компонент: несамостоятельный, отсутствие своей точки зрения; отрицательные эмоции превалируют.

Творчески-воспроизводящий уровень (средний). Мотивационный компонент: ребенок достаточно концентрирует внимание на деятельности; старается самостоятельно совершенствовать свои знания; редко появляется осознанная мотивация к творчеству, но носит ситуативный характер. Креативный компонент: ребенок способен решать мыслительные задачи в некоторых ситуациях, может планировать свои действия и просчитать их результат; проявление активности воображения и самостоятельности нестабильно; отличается хорошей памятью; при помощи взрослого может выполнять тестовые задания, озвучивать разные идеи; вместе с педагогом может определять свойства предметов; проявляет гибкость мышления, проводит анализ проблемы. Волевой компонент: может поставить перед собой цели и двигаться в их направлении; несамостоятелен, проявляет желание к творческой деятельности; стремление к самоанализу.

Творческий уровень (высокий). Мотивационный компонент: может долго концентрировать внимание, с ловкостью определяет связи между явлениями; у ребенка проявляется устойчивый интерес к познанию; мотив — тяготение к творческому заданию. Креативный компонент: отличается адекватностью действий, быстротой оценки ситуации, владеет способностью прогнозировать; активно работает воображение, высокая степень выработки нового, низкий уровень подражания; обладает долговременной памятью, заметная легкость в выполнении задания, продуцирование большого количества идей; умеет находить разные свойства объекта, при разговоре переключается с одной группы объектов на другой; легко находит оригинальные и нестандартные решения, анализ проводит разносторонне, наблюдается. Волевой компонент: наблюдается стремление достичь ожидаемого результата; самостоятелен, активен творчески, в работе показывает исследовательскую направленность; отзывчив в эмоциональном плане, дисциплинирован, в большинстве случаев испытывает положительные эмоции.

Вывод. После проведения исследования, нами была определена теоретическая модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Модель включает в себя: содержательный, целевой, организационно-практический и оценочно-критериальный компоненты. Как результат — данная теоретическая модель является целым комплексом элементов педагогического обеспечения, процесса ориентированного на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследований творческих способностей // Психологический журнал — 1995. — С.16–49.
  2. Дьюи Дж. Школа и ребенок. — М., 1924. — С.256.
  3. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С.41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle