Библиографическое описание:

Малиновцева Н. В. Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 165-167.



В методической литературе в качестве ведущих общедидактических принципов современной личностно-ориентированной философии образования выделяются следующие [2]:

1. Обучение носит деятельностный характер, способствует актуализации личностных смыслообразующих мотивов деятельности учащихся, направленных на удовлетворение познавательных потребностей, а также формированию социальной роли учащихся, то есть социализации в процессе овладения предметом и изучаемым языком.

2. Обучение ориентировано на продуктивное образование и носит характер преимущественно продуктивной учебной деятельности.

3. Обучение имеет личностно-ориентированную направленность.

4. Обучение носит характер активного взаимодействия всех субъектов учебной деятельности. Осуществление этого принципа позволяет актуализировать как индивидуальный, так и коллективный субъект учебной деятельности, и развивать у учащихся социально значимые способности и качества личности.

Бесспорно, проведение ролевых игр на практических занятиях иностранного языка в полной мере соответствует этим принципам.

Под ролевыми играми в образовании понимается такой вид игровой деятельности, в котором индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков [5, с. 23].

Кроме того, ролевая игра рассматривается как «форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения» [1].

Обязательным элементом ролевых игр является разрешение одной или нескольких проблемных ситуаций. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными, эмоциональными, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Ролевые игры можно условно разделить на социально-бытовые и профессиональные (или деловые) игры. Целью использования социально-бытовых игр является формирование у студентов навыков и умений иноязычного общения в общекультурном плане, а также развитие инициативности, коллективизма и ответственности как общественно-значимых качеств личности, совершенствование культуры поведения [4, с. 19]. Целью профессиональных (или деловых игр) является формирование у студентов навыков общения и умений общения на иностранном языке, воспитание у них профессионального такта. Более того, по мнению И. М. Сыроежкина и А. А. Вербицкого «деловая игра служит средством развития творческого профессионального мышления, способствует достижению одновременно игровых и педагогических целей» [6].

В практике обучения учебная игра выполняет несколько дидактических функций, которые проявляются в создании адекватных условий для комплексного формирования у учащихся коммуникативной компетенции на иностранном языке:

1. Обучающая функция ролевой игры заключается в том, что игра способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем. Она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Выбор студентом той или иной роли обуславливает с одной стороны усвоение конкретного учебного материала в режиме индивидуальной работы, а с другой — кооперацию с другими студентами для решения своей учебно-познавательной задачи и реализации своего ролевого поведения.

2. Воспитывающие и мотивационно побудительные функции ролевой игры тесно связаны между собой и проявляются в том, что для процессов совместного решения коммуникативных и методических задач характерны мотивы самоутверждения и соревнования, типично возникновение взаимопомощи и взаимоконтроля. Способствует проявлению и формированию у учащихся такие качества как дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в определенных условиях, инициативность, чувство ответственности за свой конкретный вклад в решение обще-групповых задач, то есть мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность. Как подчеркивает И. А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

3. Развивающая функция ролевой игры проявляется в формировании и развитии таких психических процессов и личностных качеств, как внимание, память, творческое воображение, что позволяет каждому обучаемому, как субъекту общения, на более высоком уровне осознать процессуальный и содержательный аспекты профессионального общения, проявлять свою творческую индивидуальность, совершенствовать свои коммуникативные и организаторские способности.

4. Профессиональные функции ролевой игры проявляются в том, что овладение студентами методикой подготовки, проведение и подведение итогов ролевых игр является компонентом опережающей профессиональной подготовки к использованию индивидуальных и групповых форм и методов взаимодействия с партнёрами по трудовой деятельности. Кроме того, регулярное участие в социально-бытовых и деловых играх способствует овладению профессиональным тактом и этикетом и приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни [4, с. 20–21].

Как отмечает Г. А. Китайгородская в фундаменте обучения на основе ролевых и деловых игр лежат следующие 5 принципов: принцип игрового моделирования профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности участников, принцип диалогического общения партнёров по играм, принцип проблемности содержания процесса, принцип двупланновости (то есть когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме) игровой учебной деятельности. И только первый принцип характерен только для деловых игр, остальные четыре относятся также и к ролевым играм. [3, с. 16].

Перенося деловые игры на почву обучения иностранным языкам, следует знать, что деловые игры могут быть логическим и естественным продолжением ролевых игр в условиях, когда учащиеся готовы в лингвистическом и профессиональном плане реализовать иноязычную профессиональную деятельность.

Существует целый ряд требований для того чтобы роль могла быть средством обучения: соответствие ролевых текстов учебным задачам, языковому минимуму темы; соответствие роли опыту учащихся; закреплённость за ролью определённых текстовых характеристик; наличие у партнёров по игре коммуникативного потенциала, источником которого может быть определённая разница между ними.

Речевое общение людей, выступающих в тех или иных роля, в той или иной мере стереотипно. Поэтому предлагая учащемуся роль, мы предлагаем ему и определённую программу речевых действий: лексическую, грамматическую, предметно-содержательную. Роль определяет форму высказывания. В этом программирующая функция роли.

Кроме того, ролевая игра формирует навыки самостоятельной работы студентов. Так как помимо предваряющего задания, которое представляет собой работу со специальными текстами на иностранном языке, с материалами к тексту, требующими разработки, выполнение специальных языковых и речевых упражнений, ориентированных на иноязычное общение в процессе игры, существует также работа с материалами для самообразования.

Таким образом, можно сделать вывод, что ролевые игры являются эффективным методическим приёмом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она мотивирует речевую деятельность, помогает преодолеть языковой барьер, активизирует ум и настраивает на поиск оптимальных решений. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов, способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (преподавание иностранных языков). — СПб.: Златоуст. — 1999. — 472 с.
  2. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Мусницкая Е. В., Начаев Н. Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углублённого языкового образования // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. с.
  3. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. — М.: Издательство Московского Университета 1986. — 176 с.
  4. Матвеева Н. В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучению устному профессиональному общению (Среднее специальное учебное заведение): дис. … канд. пед. наук.
  5. Ролевая игра: теория, методология, практика: учебное пособие/Г. М. Авилов, А. В. Серый, М. С. Яницкий: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — 108с.
  6. Сыроежкин И. М., Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов / И. М. Сыроежкин, А. А. Вербицкий. — М., 1981. — 48 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle