Библиографическое описание:

Лебедько Н. А. Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 158-163.



Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Экзаменационная работа по русскому языку (ЕГЭ) для 11 класса составлена так, что позволяет проверить сформированность у выпускников системы знаний, умений и навыков, составляющих различные виды компетенций. В экзаменационную работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Современному ученику важно не только получать знания, но в уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, важно развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды, чтобы лучше интерпретировать прочитанное.

Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка стала проблема усиления коммуникативно — деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

На мой взгляд, технология критического мышления — это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ГИА и ЕГЭ, и в рамках решения задач «Стандартов второго поколения».

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

 осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.

 акцент делается на формирование социальных навыков.

 внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.

 технология направлена на развитие собственного мышления.

 технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть [1. с.5].

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

 умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

 пользоваться различными способами интегрирования информации;

 задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

 решать проблемы;

 вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

 выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

 аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

 способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

 брать на себя ответственность;

 участвовать в совместном принятии решения;

 выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

 умение сотрудничать и работать в группе и др.

Основная идея технологии — создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих [1.c.7]

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

Таблица 1

Функции трех стадий ТРКМ

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЯ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Первая стадия — «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо знакомыми: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «ключевые слова», «кластеры».

Прием «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или которые можно расставить в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении практически любой темы.

Цель использования приема на данном этапе: повысить мотивацию к изучению нового материала, т. к. при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, что он знает, а чего не знает.

Таблица 2

Пример карточки «Верные-неверные утверждения»

— Дополнение — отвечает на вопросы кто? что?

— Что, как, будто, чтобы, ли — это союзные слова.

— Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

— Определение отвечает на вопрос чей?

— Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

— На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет — «нет».

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Например, по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

Часть речи — в предложении бывает — обозначает — самостоятельная — определение — изменяется — сказуемое — какой? — чей? — признак предмета — отвечает — род — падеж — число — имеет — краткая форма.

Прием «Кластеры» («грозди») так же помогает актуализировать знания учащихся, наглядно представить проблему. «Кластеры» — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». [1.c.28]

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

«Гроздья» на тему «Рассуждение» Сначала учащиеся в группах составляют кластер (графическое отображение темы) Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску. Далее составляется связный рассказ «Что такое рассуждение?»

Таблица 3

Пример кластера «Что такое рассуждение?"

При повторении объемных тем в старших классах на стадии вызова совмещаю приемы «Перепутанная логическая цепочка» и «Кластер»: предлагаю учащимся восстановить «разобранный» кластер [2.c.12]

Таблица 4

«Разобранный» кластер «Сложное предложение»

Вторая стадия — «Стадия осмысления»

Изучаемый в 10–11 классах материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания тестовой части, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Поэтому в своей работе подробнее остановлюсь на приемах работы с текстом.

Прием «Инсерт». Цель использования приема «инсерт»: сделать зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Пример работы с информационным текстом на уроке русского языка в 11 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Сначала предлагается каждому ученику прочитать статью на странице учебника и заполнить маркировочную таблицу.

Таблица 5

Пример использования приема инсерт

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ,ЧЕЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,КОГДА

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после определяемого слова.

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

Можно ли придаточную часть СПП с ПО заменить причастным оборотом? Всегда ли это возможно?

Затем предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу. Далее проводится работа с дополнительной информацией, например, научной статьей. Материал таблицы дополняется, результаты также обсуждаются.

Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Вот как эффективно можно применить этот прием при повторении темы «Деепричастие» в 10 классе.

Таблица 6

Пример «сводной таблицы»

Причастие

Линии сравнения

Деепричастие

1.Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного, обозначают признак предмета по действию

Что обозначают?

1.Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное действие.

2.В предложении причастия могут быть определениями или составной частью именного сказуемого. Отвечают на вопросы какой? какая?

Каким членом предложения являются?

2. Деепричастия в предложении бывают только различными обстоятельствами.

Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему?

3. Относясь к именам существительным причастия, согласуются с существительным в роде, числе и падеже

Грамматические признаки

3. Деепричастие — неизменяемая форма.

4. Имеют суффиксы: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-, -т- -нн-, -енн-

Как образуются?

4. Имеют суффиксы: -а-(-я-), -в-, -вши-, -ши-

На основе такой таблицы составляется лингвистический рассказ «Чем различаются деепричастия и причастия?» или «Деепричастия и причастия родственники или нет?»

Данные приемы позволяют учащимся активно воспринимать изучаемый материал, помогают соотнести уже известные знания с новыми, полученными на уроке.

Учить мыслить можно по-разному. Ниже представлена еще одна форма таблицы — «Cюжетная таблица», которая позволит детям целенаправленно работать с текстом.

Таблица 7

Пример «Сюжетной таблицы»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. Работая с сюжетной таблицей, важно помнить следующее: перед тем, как предлагать этот прием детям, необходимо удостовериться, что текст содержит сюжетную линию. В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-либо важное [2.c12]

Третья стадия — «стадия рефлексии».

На стадии рефлексии использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, эссе

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии -эссе. Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать?» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Пример эссе «Сложное предложение»:

На уроке я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называют сложносочинёнными, сложноподчинёнными, бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости, его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения.

Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.

Прием «Синквейн» позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

 В первой строчке тема называется одним словом.

 Вторая строчка — это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

 Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

 Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.

 Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Например, при повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии был составлен следующий синквейн

Морфология

Сложная, логичная.

Изучать, понимать, группировать.

Для всего в языке есть великое множество слов.

Красота и сила.

Деятельностный подход — необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование языковой личности. Технологии деятельностного типа (к которым и относится ТРКМ), позволяют добиться высоких результатов обучения

Литература:

  1. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011
  2. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. — № 8. — С. 11–15.
  3. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». — 2005. -№ 18,19

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle