Автор: Андреева Александра Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Библиографическое описание:

Андреева А. А. Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 224-225.



Помощь в профессиональном самоопределении старшеклассникам оказывает множество специалистов — педагог-предметник, заместитель по учебно-воспитательной части, психологи, социальные педагоги. Весь комплекс мер по становлению профессионального самоопределения старшеклассника это есть работа по профессиональной ориентации. Профессиональная деятельность это конкретная деятельность которая направлена на подготовку молодежи к обоснованному и осмысленному выбору профессии в соответствии с личными интересами, способностями, склонностями, а также с потребностями социума в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Профессионально-ориентационная работа со старшеклассником это слияние практики и теории, которая может быть осуществлена не только урочной формой, а также внеурочной. Тем самым подтверждая свой комплексный характер. Профориентационная работа- это деятельность которая имеет четкую структуру, в ней присутствуют конкретные цели и задачи, основные формы и методы работы со старшеклассниками.

Среди целей профориентационной работы можно представить следующие:

 Поддержка старшекласснику при выборе профессии.

 Выработка у старшеклассника осознанного и уважительного отношения к трудовой деятельности.

К основным задачам профессиональной подготовки можно выделить:

 Поэтапное формирование у старшеклассников внутренней и внешней готовности к осознанному и самостоятельному построению своего профессионального становления.

 Формирование положительного и уважительного отношения к трудовой деятельности как одной из главнейшей ценности в жизни любого человека.

 Развитие познавательного интереса к различным областям трудовой деятельности человека.

 Формирование целеустремленности в достижении целей по профессиональному становлению.

В работе по различным направлениям профориентационной работы определяются конкретные виды форм и методов — это могут быть беседы о профессиях, лекции с привлечением специалистов, экскурсии в организации или предприятия, конкурсы профессионального мастерства, культурно-массовые мероприятия и т. д. важнейшее место в работе социального педагога по профориентации занимают лекции и беседы. Чаще всего они посвящены детальному погружению в одну какую-либо профессию, в соответствии с предпочтениями старшеклассника. Следует отметить тот факт, что тематика лекций должна соответствовать возрасту ребенка, и удовлетворять потребности в познании профессии. Можно выделить алгоритм ознакомления старшеклассника с профессией в процессе беседы:

  1. Общие характеристики профессии.
  2. Содержание трудовой деятельности данной профессии.
  3. Условия работы, требования к работнику, согласно содержанию трудовой деятельности.
  4. Путь подготовки к профессии. (В каких учреждениях можно получить соответствующее образование для данной профессии).

Следует помнить правила ведения беседы по профессионально-ориентационной деятельности:

  1. Информация о профессии, о предъявляемых требованиях к работнику, об оплате труда должна быть достоверной.
  2. Чёткость и последовательность в изложении информации.
  3. Подбор материала должен опираться на познавательные интересы старшеклассника.
  4. Информация по профессиям должна отражать современную картину и соответствовать потребностям рынка труда.

Можно выделить следующую форму профессионально ориентационной деятельности социального педагога- экскурсия. Данная форма наиболее эффективна при знакомстве непосредственно с содержанием трудовой деятельности в рамках профессии. Тут старшеклассник видит все своими глазами, и составляет свою картину профессии. При организации экскурсии стоит помнить определенный алгоритм её подготовки:

  1. Выбор предприятия или организации, удовлетворяющая познавательные интересы старшеклассников по выбранной профессии.
  2. Определение целей экскурсий. Это может быть и ознакомительная, а может быть и экскурсия погружение, где детально можно просмотреть суть трудовой деятельности.
  3. Составление договора на проведение экскурсии.
  4. Самоподготовка к экскурсии. Знание основных моментов профессии, составление плана беседы со старшеклассниками.

Сама экскурсия- это сложная форма, состоящая из трех этапов: подготовка к экскурсии, проведение а также подведение итогов и выводов.

C:\Users\User\Desktop\работа\всё\мои придумки\саратов 2015\любимый\работа на домиках\DSC02545.JPG

Рис. 1. Экскурсия по профессии «Мастер общестроительных работ»

К основным методам профориентационной деятельности, с помощью которых можно получить информацию о профессиональной направленности и склонностях старшеклассника, являются анкетирование и тестирование. Основным источником получения разнообразных сведений о старшекласснике может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем полезной информации и охарактеризовать основную сферу трудовой деятельности старшеклассника, согласно его предпочтениям.

Основные термины: трудовой деятельности, профессиональном самоопределении, профессиональном самоопределении выпускников, социального педагога, самоопределении выпускников физкультурного, выпускников физкультурного вуза, профессиональном самоопределении старшеклассников, трудовой деятельности человека, Содержание трудовой деятельности, содержанию трудовой деятельности, трудовой деятельности старшеклассника, содержанием трудовой деятельности, профессиональном самоопределении старшеклассникам, осмысленному выбору профессии, уважительного отношения, Общие характеристики профессии, основных моментов профессии, выборе профессии, профессиональном самоопределении бакалавров, деятельности социального педагога

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle