Библиографическое описание:

Кузнецова Е. П., Титаренко В. И. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 151-153.



Каждый век придумывает свои методы и приемы обучения чтению, затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий «переоткрыть» и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. В последнее время большинство авторов склонны считать метод обученияспособом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Согласно педагогическому словарю под редакцией Л. П. Крившенко, методы обучения — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей [2, с. 417].

П. Э. Соломахо рассматривает методы обучения какупорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний [3, с. 16].

Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы обучения. Каждый из приёмов рассчитан на то, чтобы приблизить учащихся к конечной цели обучения. Приём, по определению педагогаКонышевой, — это не что иное, как элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи на определенном этапе, иными словами, прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода [1, с. 14].

Приемы занимают центральное место в учебной деятельности учащихся и решающим образом влияют на нее. Благодаря умелому сочетанию взаимосвязанных приемов учителю удается повысить эффективность учебного процесса, показать свое методическое мастерство.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Таким образом, различные способы обучения могут выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.

Как известно, основными задачами в обучении иностранному языку являются: развитие коммуникативной компетентности учащихся, творческого мышления, развитие познавательного интереса к самостоятельному изучению языка. Современный учитель должен применять различные технологии, методы и приемы обучения, умело комбинировать их в соответствии с поставленной методической задачей.

Часто учителя сталкиваются с проблемой низкой мотивации на уроках развития навыков чтения, поэтому нужно создавать такие условия, чтобы чтение стало интересным. При этом нужно учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью, учитывая при этом характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития. Многие педагоги используют интерактивные приемы обучения чтению.

Слово «интерактивный» произошло от английского слова «interact», что значит взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный — равному», где учитель и ученик — часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. На наш взгляд, некоторые из этих методов являются актуальными при работе с чтением:

 «Карта памяти»;

 «Мозговой штурм»;

 «Учимся вместе»;

 «Метод эмпатии».

Рассмотрим указанные методы более подробно.

Метод «Карта памяти» — является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

 творческое усвоение школьниками учебного материала;

 связь теоретических знаний с практикой;

 активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

 формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

 формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

StudentTeamLearning / Oбучение в команде — метод, уделяющий особое внимание «групповым целям» (teamgoals) и успеху всей группы (teamsuccess), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/ проблемой/ вопросом, подлежащими изучению.

Методэмпатии (вживания) — означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Помимо интерактивных методов, существуют различные приемы при обучении чтению. Некоторые из них приведены в следующей таблице. Таблица 1 — Приемы обучения различным видам чтения.

Ознакомительное чтение

Поисковое / просмотровое чтение

Изучающее чтение Приемы для всех видов чтения

Вопросно-ответные упражнения

Вопросно-ответные упражнения

Вопросно-ответные упражнения

Деление на категории

Деление на категории

Деление на категории

Исправление

Исправление

Заполнение пропусков

Называние

Нахождение сходств и различий

Упражнение на дополнение

Сопоставление

Заполнение пробелов

Исправление

Множественный выбор

Сопоставление

Нахождение сходств и различий

Составление плана

Множественный выбор

Заполнение пробелов

Деление текста на абзацы

Составление кратких записей

Перекодирование информации

Восстановление последовательности

Дополнение рисунка

«Мозаика»

Обобщение

Викторина(квиз)

Составление списка

Верные/неверные утверждения

Верные/ неверные утверждения

Сопоставление

Заполнение таблицы

Составление семантической карты

В заключение отметим, что все методы и приемы, используемые для обучения чтению заслуживают внимания, если они реализуют поставленные задачи: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи.

Литература:

  1. Конышева, А. В. Современные методики обучения английскому языку [Текст] / А. В. Конышева. — Минск: Тетрасистем, 2005. — С. 14.
  2. Крившенко, Л. П. Педагогика. Учеб. под ред. [Текст] / Л. П. Крившенко. — М., 2005. — С. 417.
  3. Соломахо, П. Э. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / П. Э. Соломахо. — М., 2002. — С. 16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle