Библиографическое описание:

Борисова Н. Ю., Галкина Т. Н., Якимова Я. Е. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 248-251.



В настоящее время в педагогике проблема воспитания студентов в соответствии с развитием их личности, в том числе физическим, является наиболее актуальной. Учитывая условия социальной и экологической среды обитания, особое значение приобретает динамика физического развития студентов, как фактор, отражающий уровень физического развития организма, особенно на этапе первых лет обучения в ВУЗе.

Недостаточная, ограниченная двигательная активность способствует возникновению и острому течению таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, инфаркт миокарда, вегетососудистая дистония, ожирение и целый ряд других заболеваний.

Решение проблемы поддержания необходимого уровня состояния здоровья студента всегда было важной задачей на всех этапах его обучения на кафедре физического воспитания. Состояние здоровья студента определяет его возможность жить полноценной, энергичной жизнью, неповторимо интересной и счастливой. Здоровье — это залог комфорта, оно лежит в основе продолжительности жизни и рождении здоровых и полноценных детей.

В последнее десятилетие число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, резко возросло. В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» по результатам медицинского осмотра в специальной медицинской группе в 2012 году было 13,22 % студентов первого курса от общего числа поступивших, а в 2013г. — 18,38 %, в 2014г. — 18.04 %, в 2015г — 18,76 %.

Вследствие гиподинамии у молодых людей возникают дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника и со временем развивается преждевременное старение внутренних органов и систем. Известно, что стрессы также оказывают негативное воздействие на состояние здоровья человека.

Среди проблем, решаемых в сфере физической подготовки в ВУЗе, важное место занимают такие, как улучшение работоспособности, развитие основных физических качеств и значительное оздоровление организма.

Успешное решение этих задач в стенах высших учебных заведений чрезвычайно важно, поскольку в ВУЗе существует обязательная для всех студентов государственная программа по физическому воспитанию. В ВУЗе закладывается фундаментальная база здоровья на много лет вперед.

Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех студентов, которые в связи с перенесёнными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания. Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами специальных медицинских групп и предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями. [2]

В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальной нагрузки и направленности упражнений в занятиях с учетом мотивации студентов специальной медицинской группы к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма.

Занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы рекомендовано проводить по методике базово-вариативного подхода.Основное занятие (70-80 мин.) делится на две части: базовую, которую проводит преподаватель, 60-70 % от времени основного содержания, и вариативную (40-30 %), в течение которой студент занимается по своему плану, в соответствии со своими физическими возможностями и задачами занятия.

Учитывая физиологические особенности организма студентов специальной медицинской группы, используются и применяются методы развития силовой выносливости с небольшими отягощениями, не перегружающими позвоночник. Упражнения выполняются сидя на тренажере с наклонной спинкой, или лёжа. [3]

Для студентов специальной медицинской группы рекомендовано на занятиях по физической культуре использовать упражнения с собственным весом. Эти упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой и мышечной системы, повышают работоспособность студентов.

При занятиях в тренажерном зале со студентами специальной медицинской группы необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья и физическую подготовленность организма.

Использование силовых упражнений на занятиях по физической культуре оказывает положительное влияние не только на силовые качества занимающихся, но и воздействует на работоспособность их сердечно-сосудистой системы. [1]

Рекомендовано применение кардио-тренажеров для повышения функциональных возможностей организма, улучшения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Учитывая отсутствие возможностей в большинстве ВУЗов России формировать группы для занятий по дисциплине «Физическая культура» с учетом нозологии студентов, возникает необходимость поиска наиболее адекватных и эффективных средств и методов физической культуры, отвечающих состоянию здоровья и функциональной подготовленности занимающихся. При этом большинство специалистов в качестве основного критерия оценки эффективности применяемых методик или программ рассматривают достоверность изменения исследуемых показателей до и после эксперимента.

На наш взгляд, такие результаты весьма субъективны, по причине отсутствия текущего контроля. Для анализа оценки работоспособности сердца при физической нагрузке было проведено исследование со студентами специальной медицинской группы первого и третьего курсов Национального исследовательского университета «МИЭТ» в количестве 76 человек с помощью пробы Руфье — Диксона. Группы для занятий по физической культуре были сформированы согласно спискам по потоку и включали 4 группы студентов. Исследования на первом курсе проводились в ноябре2013г.и через три года на третьем курсе, вноябре 2015г.

Испытуемый находится в положении лежа на спине в течение 5 минут, у него определяют число пульсаций за 15 сек.(Р1).Затем испытуемый в течение 45 сек. в равномерном темпе выполняет 30 приседаний. После этого испытуемый ложится на спину и у него подсчитывают число пульсаций за первые 15 сек.(Р2), а потом — за последние 15 сек. первой минуты восстановления(Р3).Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье — Диксона = (4х(Р1+Р2+Р3) -200) /10.

Оценки соответствуют: 10 баллов — при величине индекса от 0,1 до 2;

9 баллов — от 2,1 до 4; 8 баллов — от 4,1 до 6; 7 баллов — от 6,1 до 8; 6 баллов — от 8,1 до 10; 5 баллов — от 10,1 до 12; 4 балла — от 12,1 до 14; 3 балла — от 14,1 до 16; 2 балла — от 16,1 до 18; 1 балл — от 18,1 до 20; 0 баллов — от 20,1 и более.

Результаты исследования показали, что 55 % студентов первого курса выполняют тест на 0 — 3 балла, 30 % студентов выполняют его на 4 — 6 баллов, 15 % — на 7-10 баллов, а студенты третьего курса выполняют этот тест на 0 — 3 балла — 36 %, на 4 — 6 баллов — 46 % и 18 % студентов выполняют тест на 7 — 10 баллов.

Исследования показали, что благодаря постоянным занятиям в тренажерном зале наблюдается изменение показателей индекса пробы Руфье — Диксона у студентов специальной медицинской группы НИУ МИЭТ на третьем курсе в лучшую сторону.

Регулярные занятия студентов специальной медицинской группы в тренажерном зале показывают улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы не только в состоянии покоя, но и при выполнении физических нагрузок. Данные, полученные в ходе эксперимента, дают возможность говорить о повышении оздоровительного эффекта занятий с использованием тренажеров в спецгруппе. Улучшение функциональной готовности позволили студентам спецгруппы перейти на более высокий уровень физического состояния. Прослеживается феномен экономизации у студентов, который проявился в способности выполнять одинаковую работу с меньшими физическими усилиями. Тренированность к физическим нагрузкам улучшила регуляцию вегетативных функций и физических качеств, увеличила общую физическую работоспособность.

Физическая подготовка занимает особое место в укреплении здоровья будущих специалистов, поскольку освоение курса наук высшего учебного заведения и последующая реализация творческого потенциала требует профессионального долголетия и безупречного здоровья.Поэтомусоздание первоначальной устойчивой мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями для укрепления здоровья, особенно с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей развития молодого организмастудентов в современных условиях социальнойсредыиразвитие её от первичной в устойчивые навыки к регулярным занятиям с возможным последующим переходом к безусловным привычкам превращаются в систему представлений, нормы, определяющие престижность уровня здоровья, совершенствования и долголетия человека, в критерий комплексной оценки личности в целом.

Одной из главных задач считается приближение к студентам информации об уровне их здоровья и потенциальных возможностей для будущей жизнедеятельности. Это предполагает использование различных физических упражнений для самосовершенствования личности.

В статье показано, что использование тренажеров на занятиях по физической культуре повышает эффективность достижения необходимого уровня физической подготовленности, облегчает технику выполнения упражнений, тем самым способствуя улучшению эмоционального фона. А применение количественных критериев оценки функционального состояния и работоспособности сердца свидетельствует о текущем физическом состоянии занимающихся.

Таким образом, использование в занятиях со студентами специальной медицинской группы упражнений, выполняемых с помощью тренажёров, для решения задач оздоровительно-прикладной подготовки с количественной оценкой текущего функционального состояния является целесообразным.

Индивидуальный подход выражается в подборе упражнений и их дозировке в зависимости от физических возможностей студентов. Индивидуальные программы увеличивают эффективность занятий по физическому воспитанию, расширяют диапазон движений, поднимают уровень знаний и умений студентов, повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, улучшают физкультурное образование и готовность к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Баранов В.М., Попов Н.Д., Чабан И.П. Физические упражнения на тренажёрах.// Методические рекомендации. — Одесса.- 1983, № 1. — 34 с.
  2. Бацявичене Н.М. Влияние Влияние занятий по физической культуре на студентов со слабой физической подготовленностью.// в кн. Методика физического воспитания в ВУЗе. — Вильнюс — 1980. — 5с
  3. Шукшунов В.Е. . Тренажерные системы/ М.: Машиностроение, 2001. с. 150

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle