Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Гладкова Н. А., Полякова М. А. Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 46-48.



Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении

 

В настоящее время актуальной проблемой общества является духовно-нравственное воспитание школьников. Материальные ценности становятся доминирующими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии. В младшем школьном возрасте оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, приобретается первоначальный опыт поведения, отношения к сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Задача учителя донести до сознания своих учащихся то, что они являются носителями русской народной культуры, хранителями православных традиций. Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на основе приобщения, как взрослых, так и детей к первоначальным понятиям о необходимости следовать лучшим традициям, своего народа.

Главным условием решения данной проблемы является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования воспитательно-образовательных целей. Единственно правильный путь состоит в применении методов и средств, способствующих в решении таких воспитательных задач:

  1.    Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
  2.    Развитие активности, творческого потенциала, нравственных начал у школьника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
  3.    Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
  4.    Соприкосновение воспитанника с высоко нравственными идеалами общечеловеческих ценностей.

Организуя работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию, мы проводим обучение детей поэтапно. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в качестве приоритетных задач выделили следующие:

1)      Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2)      Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

3)      Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».

4)      Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).

Учитывая, что у детей формируются навыки, нравственные умения и привычки, мы руководствуемся следующими методами и приёмами нравственного воспитания у детей:

  1. Этические беседы по всем проявлениям нравственных качеств.
  2. Создание специальных ситуаций, где учащиеся должны себя положительно проявить.
  3. Практическое общение детей между собой и со взрослыми в специально разыгранных сценках.
  4. Чтение художественных произведений с последующим обсуждением.

При выборе литературы ориентировались на положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, на духовное начало и сюжеты, утверждающие христианские добродетели: любовь, доброту, милосердие, послушание.

В содержание занятий включаются разнообразные игры, т. к. народные праздники всегда связаны с игрой. Поддерживать интерес к играм в течение длительного времени нам помогают загадки, стихотворения, сказки. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают сообразительности, вниманию.

Много внимания уделяем пропедевтической работе, где знакомим детей с историй возникновения праздников. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Подчинённые ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраняемая в веках, должна быть передана детям.

Планируя работу с детьми, руководствуемся следующими положениями:

  1. Эмоционально-осознанные отношения и поведение со сверстниками, взрослыми на основе уже известных норм и правил.
  2. Проявление инициативы с целью их реализации (ребёнок хочет сделать что-то приятное, полезное для другого).
  3. Способность преодолевать трудности.
  4. Умение достаточно верно оценивать поведение товарищей.
  5. Устойчивость поведения в разных условиях (в школе, дома, гостя).

Третий год — самый ответственный этап работы. Основными задачами были следующие:

  1. Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
  2. Стимулировать развитие морально-этических качеств, правильной самооценки и стремление совершать положительные дела и поступки.
  3. Помочь детям учиться видеть достоинство своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти к ним).

В нашей работе мы используем разнообразие форм работы с детьми — это посещение храмов, музеев, целевые прогулки, экскурсии, встречи и беседы со священниками, проведение праздников (Святки, Рождество, Масленница и т. д), организация выставок, детских рисунков.

Анализируя свою работу, мы видим существенные изменения нравственного облика детей. Именно ежедневные беседы, занятия помогают привить интерес школьникам к традиционным праздникам. Работа в данном направлении эффективно помогает найти детям гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирует умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности и испытания.

 

Литература:

 

  1.              Щуркова Н. Е. Организация духовной деятельности школьников.-Петрозаводск,2003
  2.              Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников -М.Начальная школа, 2005
  3.              Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-Санкт-Петербург:Детство-Пресс,2008
  4.              Свирская Л. Ю. «Необязательные рекомендации ".-М.;Просвещение,2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle