Библиографическое описание:

Баулина Т. Д., Бочарникова Э. А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 130-132.



 

Под школьным краеведением принципом обычно понимают всесторонне изучение учащимися в учебно-воспитательных целях природы, населения и хозяйства своего края.

Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Многим учащимся предстоит жить и трудиться в своем крае и поэтому они должны знать его.

Среди воспитательных задач краеведение А. В. Даринский и А. З. Сафиулин ставили на первое место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека. Естественно, что если эти эмоции положительны и тонко переплетены с интеллектуальными и практическими умениями.

В. Н. Липник среди задач школьного краеведения называет творческую деятельность учащихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера [3].

Как считают многие методисты, в организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов:

          комплексный подход, то есть всесторонне изучение родного края — природы, хозяйства, этнографии, литературы и искусство народных промыслов;

          поисково-исследовательский подход в изучении родного края способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся, овладению приемов научного исследования, умению и навыкам самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей.

В. В. Елховская, Л. И. Николина и другие выделяют следующие направления в краеведческом принципе обучения:

          Географо-краеведческая работа на уроке целью, которой является успешное усвоение учебной программы учащимися. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от выбранных методов и средств, вызывающих ассоциативные связи меду фактами повседневных наблюдений окружающей среды и теоретическим материалом, то есть реализация обучения по принципу «от близкого к далекому».

          Внеклассное краеведение целью, которого является практическое изучение родного края, опирающееся на теоретические знания учащихся. Оно позволяет всесторонне подойти к вопросу изучения своего края, так как учащиеся изучают не только географию, но и активно применяют полученные знания и умения на практике в общественно полезной природоохранной деятельности [1].

Использование межпредметных связи физики и географии в учебном процессе играет важную роль в формировании основополагающих естественнонаучных понятий — «вещество», «энергия», «сила», «движение» и др. Основная роль в их формировании принадлежитфизике, но привлечение в этот процесс географического фактического материала оказывает ценную роль в их расширении и конкретизации, а также предупреждении их возможного расщепления в случае различной трактовки в разных дисциплинах естественнонаучного цикла.

Актуально и необходимо реализовывать межпредметные связи физики и физической географии в основной школе с целью формирования у учащихся единой естественнонаучной картины мира.

Краеведческий подход в изучении физики связан с идеей стандарта по физики. На завершающем этапе обучения вводятся такие элементы, как Солнечная система, звёзды, современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд, Галактика, пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной, применимость закон физики для объяснения природы космических объектов, современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. При изучении данного материала важно рассматривать не избранность, а общность мира, в котором мы живём.

Содержание внеклассного краеведения определено в работе Ю. Г. Саушкина:

  1.              Выявление взаимосвязей отдельных элементов природы в географическом ландшафте.
  2.              Влияние человеческой деятельности на процессы видоизменения природной среды.
  3.              Изучение процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах человека и частично под его влиянием.
  4.              Исследование географии населения и населенных пунктов.
  5.              Изучение отдельных производств.
  6.              Описание комплексной географической характеристики района.
  7.              Составление физико-географических и экономических карт своей местности [5].

Из вышеуказанного следует, что краеведческая работа должна продолжаться все годы изучения и включать в себя комплекс различных методов и форм обучения. (см. Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Методы

Формы

Учебно-программные

Внеклассные

Учебно-программные

Внеклассные

1

исследовательский

работа с картографическим материалом

урок

кружок

2

работа с краеведческой литературой

полевое исследование

спецкурс

экскурсия

3

частично-поисковый

визуальное наблюдение

факультатив

экспедиция

4

объяснительно-иллюстративный

литературно-статистический

экскурсия

массовые мероприятия

 

Опираясь на вышеизложенное, можно сказать о том, что в краеведческом принципе проявляются общедидактические принципы доступности и наглядности обучения — от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Для успешного освоения учащимися учебного материала школьное краеведение должно быть представлено разнообразными формами и охватывать как изучение программного материала, так и внеклассную работу. Краеведческие знания и умения формируются у школьников в процессе учебных и внеклассных экскурсий на местности, туристических походов, при проведении наблюдений, при выполнении разнообразных практических работ, а так же из литературы и источников СМИ.

Краеведческие знания помогают учащимся яснее осознать взаимные связи и зависимости, существующие в природе и в хозяйстве, приучают смотреть на свой край как на частицу всей страны.

Изучение и анализшкольнойпрактики преподавания и личный опыт работы в школе показывают, чтокраеведческийматериал располагает большими возможностями, влияющими на качество обучения и воспитания учащихся. Неслучайно классикипедагогики(Я. А. Каменский, Н. К. Крупская, С. Т. Шатскийи др.) уделяли большое внимание применениюкраеведческихматериалов в системе обучения и воспитания. Вопросы, связанные с использованием и изучением краеведческого материала, нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях (М. А. Данилов, Е. П. Есипов, В. Н. Кабанов-Миллер, Д. Н. Левитов, Н. Р. Менчинский, М. Н. Скаткин и др.)

 

Литература:

 

  1.              Баринова И. И., Елховская В.В, Николина Л. И. Внеурочная работа по географии. — М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
  2.              Даринский А. В. Краеведение. — М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  3.              Липник В. Н. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся. — М.: Просвещение, 1984. — 103 с.
  4.              Панчешникова Л. М. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1977. — С. 10–16.
  5.              Саушкин Ю. Г. Географическое краеведение в школе. — М.: Просвещение, 1982. — 82 с.
  6.              Искандеров Н. Ф., Лушкина А. В. Методика организации краеведческого подхода в обучении школьной физики. М.: Просвещение, 2012. — 183 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle