Библиографическое описание:

Долбнев В. В. Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 134-137.



 

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, творческая деятельность, научное общество учащихся, мотивация.

 

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

 

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования — вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

                   мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;

                   одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Исследовательской деятельностьюназывают один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей: 1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. 2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т. к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т. к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

В последние годы вопросы теории и практики исследовательской деятельности разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. В своих работах А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман приводят ясные доводы, что исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности в образовательном процессе является актуальной.

Наша опытно-экспериментальная работа проходила на базе санаторной школы-интерната с. Виахту. Функционирование в режиме санаторного типа оздоровительного образовательного учреждения позволяет нам решать данную проблему, сочетая принципы комплексного развития, дифференцированного и исследовательского обучения, когда есть реальные возможности для проявления детьми своих исследовательских способностей и возможностей.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОУ).

Для достижения выше обозначенных целей и задач на базе санаторной школы-интерната с. Виахту было создано школьное научное общество учащихся «Кафедра интеллектуального развития». За теоретическую основу организации работы учащихся в научном обществе взяты труды ведущих ученых России, работающих в этом направлении — Богоявленской Д. Б. и Савенкова А. И.

В нашей школе научное общество учащихся существует с 2008 года, и основу его составляют учащиеся. Тематика исследований учащихся связана с различными школьными предметами. Кафедра поделена на 5 секций: секция искусства, естественных, общественных, филологических, естественно-математических наук. Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник. Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить, создавать.

Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-воспитательном процессе.

Цели школьного научного общества учащихся органично совпадают с интересами учеников: 1. выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач; 2. привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; 3. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований; 4. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Школьное научное общество на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе, а также направление наиболее значимых работ на областные и всероссийские конкурсы.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем, проводимых, например, в рамках фестиваля. Каждый год в марте месяце в нашей школе проходит Межшкольный районный фестиваль «Дни науки и творчества» при методической поддержке Сахалинского государственного университета (кафедры теории и методики обучения и воспитания).

По итогам конференций в рамках фестиваля «Дни науки и творчества» кафедра теории и методики обучения и воспитания награждает лучших участников дипломами и грамотами Сахалинского государственного университета (СахГУ).

На подобные фестивали и конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:

                   реферат(творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме);

                   учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащихся);

                   проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата — построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.).

Организовывая подобные конференции, педагогам следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являютсяклассическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы: 1. актуальность и новизна исследования; 2. характеристика использованных источников и литературы; 3. характеристика основных научных подходов к решению проблемы; 4. обоснование выбора методов исследования; 5. основные выводы по содержанию работы.

Творческаямодель защиты предполагает: 1. оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий; 2. демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования; 3. оригинальное представление фрагмента основной части исследования; 4. выводы по работе.

После завершения конференций учащиеся заполняют листы самооценки и проводится семинар «Итоги исследовательской практики». Результаты самооценки учащихся последней конференции представлены вашему вниманию:

 

Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к обучению. Результаты анкетирования учащихся:

 

Таким образом, научно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.

 

Литература:

 

  1.              Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] // Завуч. — 2005. № 6. — с. 4–29.
  2.              Долбнев В. В. Научно-исследовательская деятельность как средство повышения качества образовательного процесса: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624524/
  3.              Кушко А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» [Текст] // Практика административной работы в школе. — М: Сентябрь — 2002. № 1. — с. 38–42.
  4.              Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся [Текст] // Исследовательская деятельность школьников. — 2003. — № 4.
  5.              Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle