Библиографическое описание:

Токарева Л. В., Токарева Н. Г. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 112-115.



Контроль — одна из функций управления, существующих в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, организации, педагогического анализа, регулирования и коррекции.

В качестве исходного и основного определения можно принять определение данное Анри Файолем (теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления): «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверять, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия».

Это определение можно отнести и к контролю в образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных учреждениях.

Отмечая важность функции контроля Ксения Юрьевна Белая (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.) пишет «Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям».

Татьяна Ивановна Шамова (российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования) указывает, что «Контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».

Контроль в дошкольном учреждении — это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Уже было отмечено, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями.

Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Функции контроля:

 Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.

 Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

 Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

 Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Требования к осуществлению контроля:

1. Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

2. Следует не просто проверять состояние дед, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении;

3. Контроль необходимо планировать;

4. В процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

5. Контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;

6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

7. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом,контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля.

3. Сбор информации.

4. Первичный анализ собранного материала.

5. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

К типичным нарушениям Татьяна Сергеевна Кабаченко относит следующие:

 отсутствие системности, которая ведет к фрагментарности контроля, не дает объективной картины состояния дел в учреждении;

 избыточность показателей, подлежащих контролю, и фиксация внимания на второстепенных показателях, что ведет к перегрузке каналов информации, большим экономическим издержкам;

 отсутствие оперативности, которое приводит к запаздыванию корригирующих действий, усугубляет положение;

 неправильное определение субъекта корригирующего действия, что приводит к конфликтам в трудовом коллективе;

 суетливость, противоречивость указаний, а также неадекватность указаний по силе, субъекту, ведущая к растерянности персонала, так как мероприятия не дают ожидаемого эффекта;

 представление информации и форме, затрудняющей ее осознание, приводит к ошибкам, обусловленным неверной идентификацией.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В теории управления выделяют множество видов контроля, классифицируя их следующим образом:

  1. По содержанию:

a)Фронтальный.Цель: общий анализ деятельности учреждения. Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. Данный вид контроля может осуществляться в любое время года, а продолжительность составляет от 3х дней до недели. в процессе фронтального контроля изучаются:

 нормативно-правовые документы ОУ;

 документация сотрудников;

 оснащение педагогического процесса;

 воспитательно-образовательная работа с воспитанниками;

 детские работы;

 работа с родителями;

 повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педагогических советах, планерках. Некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроляввиде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.

В плане-задании указывается:

 тема, цель, сроки проведения фронтального контроля;

 вопросы контроля:

 содержание контроля;

 методика организации контроля;

 срок проведения;

 ответственные.

План-задание утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 состав комиссии;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

b)Тематический.

Целью тематической проверки является анализ деятельности учреждения по определенному направлению; изучение выполнения программы по конкретным разделам; выявление уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контрольподразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1–2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ. Продолжительность — от 1 до 3-х дней.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

С планом педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 тема, цель, задачи, сроки проведения тематического контроля, номер групп;

 вопросы контроля:

 содержание контроля;

 методика организации контроля;

 срок проведения;

 ответственные.

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 состав комиссии;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  1. По времени осуществления:

a) Предварительный (предупредительный). Цель: определение готовности педагогов к реализации намеченных планов. Этот вид контроля может использоваться руководителем при принятии ДОУ для его управления.

b) Оперативный. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка. В содержание предупредительного контроля входят:

 выявление готовности педагогов к рабочему дню;

 определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения;

 анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т. д.

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

С планом оперативного контроля педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 вопросы контроля (оптимально ставить до 5–6 вопросов на проверку, т. к. есть возможность не охватить весь объем):

 номера групп;

 срок проведения;

 ответственные.

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда и кем проводился контроль;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

c) Итоговый (заключительный) проводится после того, как работа выполнена.

Цель: определение конечных результатов деятельности учреждения и степени реализации намеченных планов.

Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени.

  1. По субъектам осуществления:

a) Административный осуществляется руководством учреждения. Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации. Он может включать отслеживание руководителем выполнения сотрудниками образовательного учреждения приказов, инструкций, распоряжений;

b) Коллективный предполагает, для его осуществления объединение ряда сотрудников учреждения (возможно включение представителей других организаций). Цель: распространение творческого опыта педагогов в процессе организации в дошкольном учреждении открытых занятий,на которых могут присутствовать воспитатели данного образовательного учреждения, родители, учителя школы;

c) Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками учреждения. Цель: согласование, координация деятельности сотрудников учреждения;

d) Самоконтрольосуществляется непосредственно сотрудником. Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов.

Литература:

1. Басюк В. С., Мухарская Е. А. «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях». Изд. ООО «Национальный книжный центр», г. Иркутск, 2012г.

2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год». М. Изд. «АСТ», 1998г.

3. Скоролупова О. А. «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ». М., Изд. «Скрипторий 2003», 2010г.

4. Цквитария Т. А. «В помощь старшему воспитателю. Планирование и контроль». М. Изд. «Сфера», 2014г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle