Библиографическое описание:

Филатова Н. И., Усова С. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 266-268.



 

Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

 

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.

Преподавателю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей педагогической деятельности. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного эффекта. Оптимальной формой профессионального обучения на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях упор делается на определение М. М. Поташника, который обозначил ключевые свойства мастер-класса как формы профессионального обучения педагогов. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. [2, с. 78]

То есть мастер-класс в образовании — форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой является знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог — мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер-класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.

Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:

  1. Форма передачи практического опыта (практикоориентированность).
  2. Форма интерактивного взаимодействия педагогов.
  3. Форма организации активной самостоятельной работы всех участников. [4, с. 76]

Таким образом, мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения:

          как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства: активный педагог будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль;

          так и для педагога, который пассивно относится к своему профессиональному развитию: пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинено все заседание.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Первая — это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.

Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.

На третьем этапе — рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

На основе этой структуры методистами были разработаны различные технологии пошаговой организации мастер-классов. Г. А. Русских разделил мастер-класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. [3, с. 38–40]

Программа проведения мастер-класса по технологии А. В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия. [1, с. 3]

Учитель-мастер может выбрать различные формы проведения мастер-классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности.

Мастер-класс может проводиться в следующих формах:

1)        в форме занятия со студентами — когда в структуре мастер-класса показывается фрагмент непосредственного занятия с обучающимися с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия педагог — мастер не обращает внимания на слушателей мастер-класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов.

2)        в форме занятия с аудиторией — имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер-класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части:

          не обращайтесь со взрослыми как с детьми;

          сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей;

          соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем;

          четко дайте понять о завершении данного этапа;

          перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали;

          отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте;

В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.

3)        с демонстрацией видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, когда в качестве примера используется видеофрагмент занятия. До демонстрации учитель — мастер рассказывает участникам, на что следует обратить внимание. Видеофрагменты должны ярко демонстрировать то, о чем говориться и быть хорошего качества.

Заключение как логическое завершение должно быть всегда. Оно может включать в себя собственное отношение к делу, благодарность слушателям, раздачу приготовленных памяток и др. Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-Ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

  1. Четко поставленная проблема.
  2. Соответствие темы содержанию.
  3. Мотивированность.
  4. Инновационность.
  5. Раскрытие сути метода, приема, либо его особенностей.
  6. Грамотная речь.
  7. Последовательность изложения.
  8. Взаимодействие с аудиторией.
  9. Умение импровизировать.
  10. Творчество.
  11. Выполнение поставленных задач.
  12. Рефлексивная деятельность.
  13. Практическая значимость.

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

 

Литература:

 

  1. Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. — Челябинск, 2007. — 13 с.
  2. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
  3. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — № 1 — С. 38–40.
  4. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. — Волгоград: Учитель, 2008.– 76 с.
  5. Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов. /Е.А. Латыпова метод. Рекомедации, - Нефтекамск, 2012 – 19с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle