Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шемелова, О. Ю. Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности / О. Ю. Шемелова, А. А. Золотухина, З. И. Чичикалова, Е. А. Прыскина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9743/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Опыт работы творческого педагога подтверждает необходимость серьезной подготовки к каждому занятию с дошкольниками и младшими школьниками с целью сделать его интересным, обеспечить условия для прочного усвоения знаний детьми и их умений свободно оперировать полученными знаниями на практике. Такой подход предполагает постоянный поиск в рамках решения конкретной задачи эффективных методов и приемов обучения, желание сделать ребенка активным субъектом в образовательном процессе.

Игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства и, несмотря на то, что перестает выполнять эту функцию в условиях начальной школы, остается необходимым элементом в методической «копилке» педагога. Игровые приемы и упражнения находят яркий эмоциональный отклик у детей и позволяют привлечь их внимание, «окрасить» процесс запоминания, осмысления переживаниями, тем самым повышая интенсивность и результативность предпринимаемых педагогом усилий. Обучение проходит без особого напряжения, при большом эмоциональном подъеме. Исследователи отмечают «индивидуализированный и глубоко личный характер игровой деятельности», в которой отсутствует принуждение и именно это позволяет говорить об «учении с увлечением», «структура игры накладывается на схему учебной деятельности, учебный процесс превращается в процесс целевой коммуникации» [2, с. 78].

Существует много классификаций игровых приемов и упражнений, которые достаточно подробно описаны в психолого-педагогической литературе. Можно говорить об условном делении упражнений на группы с относительной самостоятельностью и конкретной направленностью, согласно логике организации образовательного процесса:

1)      упражнения на развитие и закрепление знаний об изобразительных материалах и принадлежностях, рациональных приемах их использования. Так, в условиях дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) эффективными являются упражнения на знакомство с материалами для создания изобразительного образа (фломастеры, карандаши — простые и цветные, восковые мелки, гуашевые краски): «Чем мы станем рисовать?» (выбор средства изображения), «Птички клюют» (умение правильно держать карандаш (кисть) и выполнять «клюющие» движения на бумаге), «Что рисует ярче?» (определение экспериментальным путем; сравнение по парам: что нарисует ярче — простой карандаш или краска), «Дорисуй и преврати» (преобразование элемента (линии, круга и др.) в рисунок, но так, чтобы другой ребенок смог сказать, что это такое). В условиях начальной школы (далее — НШ) эти знания заметно усложняются, активно применяются различные техники рисования. Так, игра «Веселый узор», задачей которой является закрепление навыка работы приемом тычка и примакивания (прикладывания) проводится как командная эстафета (при помощи «тычка» нужно изобразить узор — ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.); «Ребусы» (отгадайте ребусы, и вы узнаете предметы, которыми рисуют художники);

2)      упражнения на запоминание алгоритма подготовки рабочего места и правил организации учебной деятельности. В ДОО возможно применение следующих упражнений и приемов: «Зеленые иголочки» (дорисовать, подобрать нужный оттенок карандаша), «Где растут грибы?» (срисовать гриб, добиваться сходства, подбирая нужные цвета и оттенки). В условиях НШ алгоритм выполнения отдельных видов работ усложняется, особенно при обращении к учебному рисованию натюрморта. Например, перед тем, как начать изображать натюрморт можно поиграть в игры «Жанр живописи», (закрепить знания о жанре «натюрморт», его признаках, найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбор); «Происшествие в музее» (найти пропавшую картину в музее по словесному описанию); «Какого цвета осень?» (развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного). При работе над натюрмортом учащиеся овладевают некоторыми правилами: состоит из трех предметов (одного большого — центра композиции и 2–3 меньшего размера) и драпировок; предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов; маленькие предметы могут быть активными по цвету; предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу; размещение постановки при прямом дневном освещении;

3)      упражнения на развитие точности движений и тренировку мелкой моторики рук. В условиях ДОО: «Рисуем по воздуху» (раскрепощение ведущей руки, подготовка к рисованию), «Кисточка танцует», «Мы катались на волнах» (формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций;формирование навыка рисования спиралевидных линий). В условиях НШ целесообразно проводить такие игры: «Подбери узор» (закрепить знание элементов народной росписи; путем наложения подобрать платья для барышень, подобрать узор для посуды, игрушек); «Кони расписные» (разместить элементы народной (городецкой) росписи на шаблоне коня); игра-пантомима «Живые скульптуры» (наблюдать позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте. Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным); «Составь изображения предметов, животных» (используя изображенные на доске геометрические фигуры, нарисовать предметы (вариант — индивидуальные задания)); «Из пятна» (на каждом листе красочное бесформенное пятно, из которого надо создать образ, сохранив очертания пятна, подрисовывать фломастерами, карандашом); «Найди пропажу» (обвести на картинке карандашами (фломастерами, ручками) квадрат, треугольник, круг);

4)      упражнения на освоение конкретных способов и приемов выполнения учебной работы. Рассматриваемый возрастной период характеризуется стремлением ребенка «придерживаться усвоенных схем и приемов изображения» (Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, С. В. Погодина и др.), закрепление «изобразительных образов, схем и приемов — одна из особенностей развития детского рисования», она создает основу изобразительной деятельности, но в этом случае педагогу следует внимательно следить за тем, чтобы «положительная активная повторяемость» не перешла в повторяемость трафаретную, в неверное использование эффективных приемов изображения [3, с. 74]. И, безусловно, нельзя считать усвоенные приемы изображения «панацеей», они «лишь выполняют компенсирующую роль на каждом из возрастных этапов развития изобразительного творчества ребенка. Они постепенно переходят от статуса «готовой формы» к качественно отработанному техническому приему», считают исследователи [6, с. 60]. Педагоги-практики убеждены, что «изобразительное искусство должно базироваться на знании законов, исторического опыта и традиций изобразительной грамоты», упражнения «воспитывают» дарования учащегося [1, с. 163]. Знания о способах и средствах достижения «определенного уровня сформированности... живописных, графических и композиционных умений и навыков, изучение закономерностей перспективы, светотени, цветоведения, конструктивной формы, композиции» педагог получает в вузе, осваивая одновременно и методику обучения им детей [4, с. 156; 5, с. 143–145]. В условиях ДОО упражнениями, повышающими изобразительную грамотность детей являются: «Составь животное из фигур» (учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме и величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции), «Цирковые акробаты» (формировать умение передавать движения при помощи различного расположения шаблонов), «Где чей хвост» (учить логически думать, подбирать «хвосты» методом исключения). В условиях НШ приемы совершенствуются, но их применение имеет еще большее значение в силу необходимости «автоматизации» определенных способов изображения для возможности совершенствования изобразительной деятельности детей в целом. Проводятся следующие игры: «Перспектива» (закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины); «Найди ошибку» (в искусствоведческом рассказе описывается содержание произведения и средств выразительности, в котором учитель намеренно делает ошибки — детям нужно услышать и увидеть большее число неточностей); «Составь пейзаж», «Придумай пейзаж» (совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж)с многоплановым содержанием, выделении главного размером; выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве); «Разгадай картинку» (закрепить умение детей различать жанры, стили живописи за их характерными особенностями; составлять целое из частей, привлекать внимание к сюжету, художественному образу, чувствовать настроение картины); «Калейдоскоп» (цель: назвать цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного лепестка на другой. Запомнить, как смешиваются цвета).

Преимущества игровых приемов и упражнений заключается в том, что они: 1) при ярко выраженной эмоциональной окраске позволяют процесс выполнения задания сделать увлекательным, наполнить детей уверенностью в своих силах; 2) обучение «переводится» на понятный и близкий детям язык, что способствует формированию сложных понятий, содержательных обобщений, переходу умственных действий на новый, высший этап; 3) алгоритмизируют приемы выполнения работы; 4) позволяют выполнять упражнение и осуществлять его контроль одновременно на текущих и конечных этапах работы, ориентируясь на образец поведения (действия); 5) процесс повторения предусмотренных упражнением движений приводит к устойчивости и координированию двигательного поведения ребенка в условиях решения задач уже вне первоначальных условий; 6) игровая форма работы позволяет раскрепостить детей, снять усталость и напряжение, преодолеть стеснительность, предотвратить умственную перегрузку, сохранить работоспособность.

 

Литература:

 

  1.    Алексеева С. О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Текст] / С. О. Алексеева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. — 2010. — № 2. — С. 162–164.
  2.    Коврижкина Д. Г. Использование игр при обучении выражению эмоций (на примере эмоции радости) [Текст] / Л. Д. Коврижкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 9–1 (39). — С. 78–81.
  3.    Пекина О. И. Структурно-классификационная модель изобразительных штампов детского рисунка [Текст] / О. И. Пекина // Наука и мир. — 2015. — № 9 (25). — С. 74–77.
  4.    Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» [Текст] / Е. А. Прыскина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 155–158.
  5.    Чичканова Т. А. Организация художественно-эстетического воспитания студентов направления подготовки «Педагогическое образование» [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 143–145.
  6.    Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, знание, изобразительная деятельность, изобразительная деятельность детей, младший школьный возраст, начальная школа, образовательный процесс, предмет, прием обучения, учебная деятельность.

Ключевые слова

изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста., дети дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи

Изобразительная деятельность как один из способов...

В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и способах их отражения, передачи, «раздвигаются границы» познания. Изобразительная деятельность это постоянная практика.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Развитие творческих способностей младших школьников...

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный

Развитие творческих способностей младших школьников... изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение...

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Обучение изобразительной деятельности детей... Изобразительная деятельность, являясь первой продуктивной деятельностью ребенка, направлена

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

ребенок, прием, изобразительная деятельность, обыгрывание предметов, гриб, изображение, работа.

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организация изобразительной деятельности слабовидящих...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике

СФГОС: Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей

изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, способность...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой...

Похожие статьи

Изобразительная деятельность как один из способов...

В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и способах их отражения, передачи, «раздвигаются границы» познания. Изобразительная деятельность это постоянная практика.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Развитие творческих способностей младших школьников...

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник...

упражнение, знание, прием обучения, предмет, образовательный процесс, начальная школа, младший школьный возраст, изобразительная деятельность детей, изобразительная деятельность...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный

Развитие творческих способностей младших школьников... изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение...

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Обучение изобразительной деятельности детей... Изобразительная деятельность, являясь первой продуктивной деятельностью ребенка, направлена

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

ребенок, прием, изобразительная деятельность, обыгрывание предметов, гриб, изображение, работа.

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организация изобразительной деятельности слабовидящих...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике

СФГОС: Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей

изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, способность...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой...