Библиографическое описание:

Шемелова О. Ю., Золотухина А. А., Чичикалова З. И., Прыскина Е. А. Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 33-36.



 

В статье представлены игровые упражнения и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Опыт работы творческого педагога подтверждает необходимость серьезной подготовки к каждому занятию с дошкольниками и младшими школьниками с целью сделать его интересным, обеспечить условия для прочного усвоения знаний детьми и их умений свободно оперировать полученными знаниями на практике. Такой подход предполагает постоянный поиск в рамках решения конкретной задачи эффективных методов и приемов обучения, желание сделать ребенка активным субъектом в образовательном процессе.

Игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства и, несмотря на то, что перестает выполнять эту функцию в условиях начальной школы, остается необходимым элементом в методической «копилке» педагога. Игровые приемы и упражнения находят яркий эмоциональный отклик у детей и позволяют привлечь их внимание, «окрасить» процесс запоминания, осмысления переживаниями, тем самым повышая интенсивность и результативность предпринимаемых педагогом усилий. Обучение проходит без особого напряжения, при большом эмоциональном подъеме. Исследователи отмечают «индивидуализированный и глубоко личный характер игровой деятельности», в которой отсутствует принуждение и именно это позволяет говорить об «учении с увлечением», «структура игры накладывается на схему учебной деятельности, учебный процесс превращается в процесс целевой коммуникации» [2, с. 78].

Существует много классификаций игровых приемов и упражнений, которые достаточно подробно описаны в психолого-педагогической литературе. Можно говорить об условном делении упражнений на группы с относительной самостоятельностью и конкретной направленностью, согласно логике организации образовательного процесса:

1)      упражнения на развитие и закрепление знаний об изобразительных материалах и принадлежностях, рациональных приемах их использования. Так, в условиях дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) эффективными являются упражнения на знакомство с материалами для создания изобразительного образа (фломастеры, карандаши — простые и цветные, восковые мелки, гуашевые краски): «Чем мы станем рисовать?» (выбор средства изображения), «Птички клюют» (умение правильно держать карандаш (кисть) и выполнять «клюющие» движения на бумаге), «Что рисует ярче?» (определение экспериментальным путем; сравнение по парам: что нарисует ярче — простой карандаш или краска), «Дорисуй и преврати» (преобразование элемента (линии, круга и др.) в рисунок, но так, чтобы другой ребенок смог сказать, что это такое). В условиях начальной школы (далее — НШ) эти знания заметно усложняются, активно применяются различные техники рисования. Так, игра «Веселый узор», задачей которой является закрепление навыка работы приемом тычка и примакивания (прикладывания) проводится как командная эстафета (при помощи «тычка» нужно изобразить узор — ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.); «Ребусы» (отгадайте ребусы, и вы узнаете предметы, которыми рисуют художники);

2)      упражнения на запоминание алгоритма подготовки рабочего места и правил организации учебной деятельности. В ДОО возможно применение следующих упражнений и приемов: «Зеленые иголочки» (дорисовать, подобрать нужный оттенок карандаша), «Где растут грибы?» (срисовать гриб, добиваться сходства, подбирая нужные цвета и оттенки). В условиях НШ алгоритм выполнения отдельных видов работ усложняется, особенно при обращении к учебному рисованию натюрморта. Например, перед тем, как начать изображать натюрморт можно поиграть в игры «Жанр живописи», (закрепить знания о жанре «натюрморт», его признаках, найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбор); «Происшествие в музее» (найти пропавшую картину в музее по словесному описанию); «Какого цвета осень?» (развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного). При работе над натюрмортом учащиеся овладевают некоторыми правилами: состоит из трех предметов (одного большого — центра композиции и 2–3 меньшего размера) и драпировок; предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов; маленькие предметы могут быть активными по цвету; предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу; размещение постановки при прямом дневном освещении;

3)      упражнения на развитие точности движений и тренировку мелкой моторики рук. В условиях ДОО: «Рисуем по воздуху» (раскрепощение ведущей руки, подготовка к рисованию), «Кисточка танцует», «Мы катались на волнах» (формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций;формирование навыка рисования спиралевидных линий). В условиях НШ целесообразно проводить такие игры: «Подбери узор» (закрепить знание элементов народной росписи; путем наложения подобрать платья для барышень, подобрать узор для посуды, игрушек); «Кони расписные» (разместить элементы народной (городецкой) росписи на шаблоне коня); игра-пантомима «Живые скульптуры» (наблюдать позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте. Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным); «Составь изображения предметов, животных» (используя изображенные на доске геометрические фигуры, нарисовать предметы (вариант — индивидуальные задания)); «Из пятна» (на каждом листе красочное бесформенное пятно, из которого надо создать образ, сохранив очертания пятна, подрисовывать фломастерами, карандашом); «Найди пропажу» (обвести на картинке карандашами (фломастерами, ручками) квадрат, треугольник, круг);

4)      упражнения на освоение конкретных способов и приемов выполнения учебной работы. Рассматриваемый возрастной период характеризуется стремлением ребенка «придерживаться усвоенных схем и приемов изображения» (Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, С. В. Погодина и др.), закрепление «изобразительных образов, схем и приемов — одна из особенностей развития детского рисования», она создает основу изобразительной деятельности, но в этом случае педагогу следует внимательно следить за тем, чтобы «положительная активная повторяемость» не перешла в повторяемость трафаретную, в неверное использование эффективных приемов изображения [3, с. 74]. И, безусловно, нельзя считать усвоенные приемы изображения «панацеей», они «лишь выполняют компенсирующую роль на каждом из возрастных этапов развития изобразительного творчества ребенка. Они постепенно переходят от статуса «готовой формы» к качественно отработанному техническому приему», считают исследователи [6, с. 60]. Педагоги-практики убеждены, что «изобразительное искусство должно базироваться на знании законов, исторического опыта и традиций изобразительной грамоты», упражнения «воспитывают» дарования учащегося [1, с. 163]. Знания о способах и средствах достижения «определенного уровня сформированности... живописных, графических и композиционных умений и навыков, изучение закономерностей перспективы, светотени, цветоведения, конструктивной формы, композиции» педагог получает в вузе, осваивая одновременно и методику обучения им детей [4, с. 156; 5, с. 143–145]. В условиях ДОО упражнениями, повышающими изобразительную грамотность детей являются: «Составь животное из фигур» (учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме и величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции), «Цирковые акробаты» (формировать умение передавать движения при помощи различного расположения шаблонов), «Где чей хвост» (учить логически думать, подбирать «хвосты» методом исключения). В условиях НШ приемы совершенствуются, но их применение имеет еще большее значение в силу необходимости «автоматизации» определенных способов изображения для возможности совершенствования изобразительной деятельности детей в целом. Проводятся следующие игры: «Перспектива» (закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины); «Найди ошибку» (в искусствоведческом рассказе описывается содержание произведения и средств выразительности, в котором учитель намеренно делает ошибки — детям нужно услышать и увидеть большее число неточностей); «Составь пейзаж», «Придумай пейзаж» (совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж)с многоплановым содержанием, выделении главного размером; выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве); «Разгадай картинку» (закрепить умение детей различать жанры, стили живописи за их характерными особенностями; составлять целое из частей, привлекать внимание к сюжету, художественному образу, чувствовать настроение картины); «Калейдоскоп» (цель: назвать цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного лепестка на другой. Запомнить, как смешиваются цвета).

Преимущества игровых приемов и упражнений заключается в том, что они: 1) при ярко выраженной эмоциональной окраске позволяют процесс выполнения задания сделать увлекательным, наполнить детей уверенностью в своих силах; 2) обучение «переводится» на понятный и близкий детям язык, что способствует формированию сложных понятий, содержательных обобщений, переходу умственных действий на новый, высший этап; 3) алгоритмизируют приемы выполнения работы; 4) позволяют выполнять упражнение и осуществлять его контроль одновременно на текущих и конечных этапах работы, ориентируясь на образец поведения (действия); 5) процесс повторения предусмотренных упражнением движений приводит к устойчивости и координированию двигательного поведения ребенка в условиях решения задач уже вне первоначальных условий; 6) игровая форма работы позволяет раскрепостить детей, снять усталость и напряжение, преодолеть стеснительность, предотвратить умственную перегрузку, сохранить работоспособность.

 

Литература:

 

  1.    Алексеева С. О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Текст] / С. О. Алексеева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. — 2010. — № 2. — С. 162–164.
  2.    Коврижкина Д. Г. Использование игр при обучении выражению эмоций (на примере эмоции радости) [Текст] / Л. Д. Коврижкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 9–1 (39). — С. 78–81.
  3.    Пекина О. И. Структурно-классификационная модель изобразительных штампов детского рисунка [Текст] / О. И. Пекина // Наука и мир. — 2015. — № 9 (25). — С. 74–77.
  4.    Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» [Текст] / Е. А. Прыскина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 155–158.
  5.    Чичканова Т. А. Организация художественно-эстетического воспитания студентов направления подготовки «Педагогическое образование» [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 143–145.
  6.    Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle