Олимпиада-игра по музыкальной литературе как внеклассная форма работы, активизирующая учебный процесс | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболева, Е. В. Олимпиада-игра по музыкальной литературе как внеклассная форма работы, активизирующая учебный процесс / Е. В. Соболева, А. В. Королёва, М. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9737/ (дата обращения: 23.04.2024).



Методике преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе традиционно уделяется большое внимание. Наряду с учебниками и программами, активно создаются учебно-методические пособия для учащихся, направленные на проверку усвоенного материала и самостоятельную работу детей. Также в практику преподавания данного предмета вошло проведение олимпиад, которые могут иметь различные статусы: от школьных до международных. Такая форма работы рассчитана не только на проверку знаний, которые ученик получает на уроке, но и на развитие способности решать нестандартные ситуации, задания повышенного уровня сложности. Это требует дополнительной работы от учащихся, однако, как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в подобного рода мероприятиях. Успех олимпиады как внеклассной формы работы, активизирующей учебный процесс, зависит не только от участвующего в ней контингента (как правило, преподаватели отбирают наиболее одаренных учеников), но и от организации самого мероприятия. Можно выделить два типа олимпиады: командный и индивидуальный, последний из которых приобрел наибольшую популярность. В каждом из них есть свои цели и задачи. Индивидуальная олимпиада направлена на выявление наиболее способных по данному предмету детей класса (группы, школы). Психология преподавателя устроена так, что он заинтересован в успехе одного или нескольких наиболее продвинутых учеников класса (даже если в олимпиаде участвует весь класс), тогда как остальная часть детей остаётся «в тени», и в некоторой степени лишена должной подготовки. Командное мероприятие решает эту проблему, поскольку в этом случае выявляется уровень подготовки всей группы (класса), а значит, преподаватель заинтересован в успехе каждого ребенка, участвующего в олимпиаде. Также внутри каждой команды формируется, так называемый, «командный дух». Психологически дети настроены так, чтобы не подвести остальных участников команды, поэтому при подготовке к мероприятию затрачивают как можно больше сил на освоение программы.

Очень часто в олимпиадах командного типа допускается присутствие зрителя[1], среди которого могут быть другие ученики, не принимающие участие в данном соревновании, родители участников и сами преподаватели. Присутствие представителей каждой из названных категорий зрителей дает свои бонусы:

 ученики-зрители получат «пассивный» опыт решения нестандартных заданий, и, возможно, у многих из них появится желание поучаствовать в дальнейших олимпиадах или конкурсах;

 родители становятся активными наблюдателями образовательного процесса, а их присутствие поднимает боевой дух детей;

 у преподавателей есть возможность проанализировать уровень подготовки участников, выявить «слабые» стороны команды и провести в дальнейшем работу «над ошибками»;

Одна из проблем командной олимпиады связана с ее организацией, поскольку она должна быть не только познавательным, но увлекательным и интересным мероприятием. Внешне олимпиада должна отличаться от обычного контрольного урока по музыкальной литературе, хотя и в том, и в другом случаях принцип проверки знаний совпадает: обязательное наличие теоретической части (направленной на проверку знаний биографий композиторов, дат, произведений и т. д.) и практической (музыкальная викторина, узнавание отрывка из музыкального произведения по нотному тексту).

Самая лучшая форма организации такого рода мероприятий — игра, которая подходит как для младшего, так и для старшего возрастов. Игра не только активизирует различные умственные процессы, но и влияет на эмоциональное состояние детей. Атмосфера игры снимает напряжение у участников, ведь именно игра является одним из основных видов деятельности ребенка.

Рассмотрим несколько игр, опробованных в 2015 году в Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой (Санкт-Петербург) на олимпиаде для шестых классов, посвященной творчеству А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, а также композиторам и музыкальным деятелям, входившим в их окружение. В соревновании участвовали четыре команды (по пять человек в каждой) из разных классов и от разных преподавателей.

Игра «Угадай мелодию». Конкурс представляет собой своеобразную музыкальную викторину, выполненную по типу известного телешоу «Угадай мелодию». Он включает в себя три раунда и супер-игру. Для его проведения используется аудиоматериал и интерактивная доска. В первом раунде на доске высвечиваются четыре категории (зашифрованные названия произведений), каждая из которых содержит по четыре музыкальных примера из этих произведений. (Таблица 1.)

Одна из команд выбирает категорию и любую неоткрытую «нотку»[2]. Звучит тот фрагмент музыкального произведения, который соответствует данной «нотке». Если команды узнали произведение, они поднимают заранее им выданные флажки[3]. Ответ дает команда, которая подняла флажок первой. Если ответ не верный, то вопрос сгорает. Если команда дала правильный ответ, то она выбирает следующую нотку. Второй раунд — вариант первого. Отличается только материал: вместо опер — симфонические и фортепианные произведения.

Таблица 1[4]

1. Красавица! Богиня! Ангел!

2. Я кукушкой перелетной…

3. Лейтесь, лейтесь, слезы горькие…

4. Лёли, лёли, лель

В третий раунд, как и в телевизионной игре, проходят две команды, набравшие наибольшее количество очков. Их задача — узнать предложенные мелодии с нескольких нот — от одиннадцати до пяти. Ведущий озвучивает подсказку-характеристику мелодии, которая также высвечивается на доске (например, «Дело происходило в Версале» — подсказка к балладе Томского из «Пиковой дамы»). Далее между командами ведутся «торги» (например, «Я угадаю эту мелодию с 7 нот!») Когда «торги» заканчиваются, на фортепиано одноголосно играется данная мелодия.

Команда, набравшая большее количество очков, проходит в супер-игру[5]. Её задача — как можно быстрее узнать музыкальный материал. В раунде используется семь мелодий разных жанров и композиторов. Супер-игра считается выигранной только в том случае, если команда узнаёт все семь мелодий.

Ниже приведены примеры произведений.

Первый раунд:

Красавица! Богиня! Ангел!

  1. VI к. Ария Лизы
  2. IV к. Хор приживалок «Благодетельница наша»
  3. VII к. Песенка Томского
  4. VI к. Оркестровое вступление

Второй раунд:

Со святыми упокой

  1. Первая часть. Вступление
  2. Первая часть. Тема побочной партии
  3. Вторая часть. Первая тема
  4. Четвертая часть. Тема главной партии

Третий раунд:

  1. Пиковая дама. II к. Романс Полины
  2. Снегурочка. I д. Первая песня Леля
  3. Шехеразада. III часть, первая тема
  4. Картинки с выставки. Старый замок

Супер-игра:

  1. Князь Игорь. II д. Ария Князя Игоря: «О, дайте, дайте мне свободу»
  2. Борис Годунов. Оркестровое вступление к опере
  3. Снегурочка. Пролог. Ария Весны
  4. Пиковая дама. Интродукция к опере. Тема рока
  5. Князь Игорь. II д. Дуэт Кончаковны и Владимира
  6. Пиковая дама. IV к. Оркестровое вступление
  7. Пиковая дама. VI к. Дуэт Лизы и Германа

Игра «Числа имузыка». Для решения данной задачи использовалась интерактивная доска. На экране высвечиваются цифры, под каждой из которых зашифрован какой-то вопрос. Задание проходит в устной форме. Команда выбирает любую неиспользованную цифру. На экране высвечивается вопрос (примеры вопросов и ответов см. в таблице 2). Далее команда пытается ответить на него. Если прозвучал правильный ответ, то право выбора цифры переходит к следующей команде. Если ответ неправильный, то отвечают другие участники.

Таблица 2

Вопрос

Ответ

  1. Сколько симфоний у Бородина?

3

  1. 15-я опера Римского-Корсакова?

Золотой Петушок

  1. Сколько песен поет Лель в 1 действии оперы «Снегурочка»?

2

  1. В каком году отмечала свое 100-летие СПб Консерватория?

1962

  1. Одинаково ли количество картин в операх Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин»?

да (7 картин)

  1. Сколько пьес в цикле «Картинки с выставки», не считая тему «Прогулки»?

10

  1. В каком веке происходит действие оперы «Князь Игорь»?

XII

  1. Какой порядковый номер носит симфония «Зимние грезы» Чайковского?

1

  1. В каком по счету действии представлена сцена в келье Чудова монастыря из оперы «Борис Годунов»?

1

  1. В каком веке была написана Римским-Корсаковым опера «Снегурочка», если умер он в 1908 году?

XIX

Игра «Правда или ложь» Представители каждой команды поочерёдно отвечают на вопросы ведущего «да» или «нет». Каждой команде задается одинаковое количество вопросов (например, десять). Типы вопросов представлены ниже. Участники должны практически мгновенно отвечать на вопросы. Если ответ затягивается, то вопрос снимается.

  1. Кружок «Могучая кучка» основал Ц. А. Кюи?
  2. У Н. А. Римского-Корсакова есть опера «Баба-Яга»?
  3. В «Картинки с выставки» входит пьеса «Два еврея»?
  4. Вторая симфония А. П. Бородина состоит из четырёх частей?
  5. П. И. Чайковский написал оперу «Пиковая дама»?
  6. Купава — героиня оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова?
  7. Владимир Галицкий — брат князя Игоря?
  8. М. П. Мусоргский писал вокальные циклы?
  9. П. И. Чайковский написал 3 симфонии?
  10. У Н. А. Римского-Корсакова 15 опер?

Опыт олимпиады, проведенной в Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой, показал, что игра позволяет детям выполнять сложные задачи в легкой форме, естественной для их психологии. Они чувствуют себя свободно и не устают. При этом желание победить в игре для ребенка гораздо важнее и увлекательнее, чем формальная задача показать уровень знаний.

Одним из самых сложных контрольных заданий по музыкальной литературе является музыкальная викторина. Обычно она вызывает у детей только негативные эмоции. В конкурсе «Угадай мелодию» увлечение игрой нейтрализует их.

Игра «Числа и музыка» по свое сути направлена на проверку теоретических знаний. А это сложно не только для ребенка, но и для взрослого. Однако азарт, вызываемый этой игрой, поднимает эмоциональный тонус участников, а само теоретическое задание не кажется им сухим.

Использование интерактивных технологий также способствовало созданию естественной среды игры для ребенка XXI века. Ведь теперь игра у детей ассоциируется с компьютером. Однако это не самый главный фактор успеха олимпиады. Учителя школ, в которых отсутствует данное обеспечение такого уровня, могут адаптировать задания к своим условиям.


[1]Авторы статьи считают целесообразным выделить данную особенность командной олимпиады, поскольку в соревнованиях индивидуального типа, как правило, зритель отсутствует, а сама организация мероприятия напоминает форму урока.

[2]Имеется в виду символ на интерактивной доске

[3] Для удобства флажки имеют разные цвета и выдаются капитанам команд.

[4]Под первой категорией зашифрована опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского, под второй – «Князь Игорь» А.П. Бородина, под третьей «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и под четвертой «Снегурочка» Н.А. Римкого-Корсакова. На месте овалов должны быть нотки или скрипичные ключики.

[5] От этого раунда можно отказаться.

Основные термины (генерируются автоматически): команда, Бородино, пиковая дама, Римского-Корсаков, Чайковский, игра, интерактивная доска, мелодия, музыкальная литература, опер, оркестровое вступление, раунд, ребенок.

Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, П.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Библиографическое описание: Титова С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и

Основные термины (генерируются автоматически): современная обработка, Чайковский, Мировая классика, Римский-Корсаков, опер, балет...

Классный час «Играем классику» | Статья в журнале...

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, П.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...звуковыми колонками и интерактивной доской.

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ...

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

− по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента: традиционные и интерактивные

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Уникальным даром — цветным слухом, обладали всего лишь несколько композиторов: русские композиторы Н. А. РимскийКорсаков и А. Н

Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Музыкальный материал подбирается из лучших образцов музыкальной литературы (Д. Шостакович, Й. Гайдн, П. Чайковский, В. Моцарт, Д

Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают воображение...

Забытые воспоминания о П. И. Чайковском | Статья в журнале...

Поэтому музыкальная семья Третьяковых с большим волнением ожидала увидеть Чайковского.

В памяти Веры Третьяковой осталась и игра на фортепьяно с Чайковским и Ларошем.

Потом речь зашла об опере «Пиковая дама», поставленной незадолго до этого в...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Она предназначалась для освоения игры на пятиладовой диатонической балалайке и в качестве репертуара предлагала народные песни в

Произведения музыкальной классики становятся весьма важной его частью.

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова.

Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, П.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Библиографическое описание: Титова С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и

Основные термины (генерируются автоматически): современная обработка, Чайковский, Мировая классика, Римский-Корсаков, опер, балет...

Классный час «Играем классику» | Статья в журнале...

Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, П.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...звуковыми колонками и интерактивной доской.

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ...

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

− по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента: традиционные и интерактивные

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Уникальным даром — цветным слухом, обладали всего лишь несколько композиторов: русские композиторы Н. А. РимскийКорсаков и А. Н

Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Музыкальный материал подбирается из лучших образцов музыкальной литературы (Д. Шостакович, Й. Гайдн, П. Чайковский, В. Моцарт, Д

Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают воображение...

Забытые воспоминания о П. И. Чайковском | Статья в журнале...

Поэтому музыкальная семья Третьяковых с большим волнением ожидала увидеть Чайковского.

В памяти Веры Третьяковой осталась и игра на фортепьяно с Чайковским и Ларошем.

Потом речь зашла об опере «Пиковая дама», поставленной незадолго до этого в...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Она предназначалась для освоения игры на пятиладовой диатонической балалайке и в качестве репертуара предлагала народные песни в

Произведения музыкальной классики становятся весьма важной его частью.

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова.