Библиографическое описание:

Камалова Х. А. Воспитание духовно-нравственной личности на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 195-198.



 

Ключевые слова: всестороннее развитие личности, развитие умения работать индивидуально и в коллективе, принятие совместных решений.

 

Школа — не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — учителя, ребенка, родителя — и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей

А. А. Захаренко- народный учитель СССР. [1, с.3]

 

Сегодня каждый педагог, воспитатель должен осознавать — важно не только само действие, но и знание того, где именно следует это действо производить. Иными словами, необходимо знать, где, на каком участке нашей педагогической работы, образовательного процесса, надо воздействовать, чтобы развивать личность ребенка, его творческий потенциал.

Но сначала необходимо научить воспитуемого отвечать на основные вопросы: «Кто я?», «Чего хочу? Как я этого достигну?».

В первую очередь именно мы с вами, педагоги, «обречены» создавать и обеспечивать новую образовательную среду для развития творческого потенциала личности. Создание подобной адаптивной среды немыслимо без использования дифференцированных подходов и методов в воспитании, обеспечивающих гармоничное развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сфер человека?». И здесь мы должны определить саму «систему ценностей, свое понимание сегодняшнего положения дел в школе, и представление об окружающих».

Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.

В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен присутствовать и воспитательный аспект: стимулирование учащихся к самостоятельной работе, развитие положительных личностных качеств (ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи); развитие умения работать как индивидуально, так и в коллективе, принимать совместное решение. Использование различных форм индивидуальной, групповой и парной работы способствует деятельности учащихся, стимулированию их самостоятельности и творчеству.

В современных условиях чрезвычайно важны гражданско-патриотическое, экономическое, трудовое, семейное, художественно- эстетическое воспитание. Эта работа сводится к передаче школьнику знаний из истории, этикета, права, культуры и т. п. Конечно, без знаний немыслима продуктивная творческая деятельность. Но не она составляет основу воспитания: ребёнок лишь обучается действиями, а воспитывается — поступком.

В связи с этим школа обязана создавать внутреннюю социальную среду, в которой вероятность положительных поступков максимальна, в ней должна быть система общих для школьного коллектива этических и моральных ценностей, как для учащихся, так и для учителей. В структуру урока необходимо непременно включать ориентацию на общечеловеческие нравственные ценности. В тактичной, ненавязчивой форме, связанной с тематикой текстов и вовлечением детей в учебную беседу, урок должен способствовать формированию доброго и порядочного человека, внимательного к окружающим, умеющего видеть красоту природы и заботиться о животных, любящего свою страну и готового дружить со всем миром.

В современном мире основное место в обучении отводится уже не столько передаче учащимся лингвистических знаний, развитию навыков и умений устной и письменной и устной речи и даже не освоению страноведческой информации, сколько формированию у обучающихся способности к участию в межкультурной коммуникации, что предполагает у них наличие терпимости к иной цивилизации.

Но чтобы научить уважать «чужую» культуру, другое мировоззрение, нужно, прежде всего, знать, понимать, ценить, любить свою собственную страну, ее культуру, историю. Поэтому воспитание патриотизма у наших детей в условиях тотальной «американизации» приобретает особое значение. Здесь важно не забыть, что духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие «погружения» в родную культуру, историю, язык с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Способствуют этому уроки, на которых ученики знакомятся с историей родного края, его выдающимися людьми.

Историческое творчество, поэтическая деятельность, участие в различных школьных мероприятиях — все это быстрее вложит в детские души духовность и патриотизм, нежели пустые разговоры о нравственности. При планировании открытых уроков необходимо обсудить с самими учащимися выбор той или иной темы (будь то классное или внеклассное мероприятие), поскольку именно дети являются основными участниками данных мероприятий, от их заинтересованности зависит успех любого начинания.

Воспитание принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности, развития учащегося, отдельные способности психического развития: памяти, мышления, познавательности деятельности. Очень важно реализовывать воспитывающий, образовательный и развивающий аспекты применительно к личности каждого ученика.

Открытое классное или внеклассное мероприятие позволяет в полной мере осуществить дифференцированный подход к воспитанию и обучающей работе. Поскольку все открытые мероприятия имеют в большей или меньшей степени элементы интегрированного урока (напр. немецкий язык, литература, музыка, или немецкий язык, литература, живопись, или немецкого языка, литература, история, или немецкий язык, история, география и т. п.), то это позволяет при распределении материала к уроку учитывать интересы, склонности и дальнейшие жизненные планы учащихся.

Неоценимое значение в воспитании личности имеют стихи, народные песни. Их мудрость, методика и заразительность прививают высокий эстетический вкус, учат дружбе, доброте, коллективизму, толерантности, помогают познавать историю и культуру народа страны изучаемого языка. Поэтому при обучении серьезный акцент делается на использование в качестве дидактического материала немецких песен и стихов — фольклорных, классических и современных. Этот материал не только позволяет работать над произношением и обогащать лексический запас школьников, развивать их память, но и вводить учащихся в богатейший мир немецкой культуры, способствует нравственному развитию ребенка, его творческим способностям.

При работе со стихами важно предоставить учащимся свободу выбора. Каждый учащийся, исходя из собственных интересов и уровня обученности, сам отбирает из предложенных либо лирические, либо драматические, либо исторические (баллады), в зависимости от их мировосприятия.

Большое воспитательное значение имеет и поэтический перевод стихотворений и песен. На это задание выделяется время от 1 до 2 недель, в зависимости от сложности задачи и уровня подготовленности учащихся. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать темп работы. Данный вид деятельности позволяет сотрудничать учителю немецкого языка — ученику- учителю литературы.

На завершающем этапе рекомендуется проводить конкурс «Лучший поэт — переводчик». Данный вид работы придает смелость робким и стесняющимся ученикам.

Как показывает практика, благодатным источником иноязычного образования являются сказки. В сказках ярко выражается самобытность народа, его культура, нравы, обычаи, моральные принципы, особенности быта и уклада. Вместе с тем в сказках народов мира наряду с их культурным многообразием отражены общечеловеческие ценности, которые прививаются детям с ранних лет. Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей: снижает негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. Специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движений актеров.

Перед распределением ролей знакомлю детей с содержанием сказки, которое позволяет побеседовать с детьми о жизни, ее ценностях, нравственных нормах, таких понятий, как добро, зло, счастье.

Распределяя роли необходимо учитывать пожелания учащихся, предлагая им на выбор роли различных сказочных персонажей: сильных или слабых, веселых или грустных, положительных или отрицательных и т. д.

Личность достигает роста, когда задает вопросы. А часто ли задают вопросы сами дети учителю? Не очень! Между тем они ценят, когда учитель выражает готовность отвечать на вопросы. А вопросы у детей всегда есть. Это прекрасное свойство детства — задавать вопросы, не боясь попасть впросак, показаться смешным. Поэтому и следует вести себя так, чтобы у детей появилась потребность задавать вопросы. Это тоже своего рода проверка уровня зрелости учащихся. А желание задать вопрос учителю — это проявление интереса к его человеческой, преподавательской сути.

Это одна из ярких возможностей общения учителя с учениками. Так в своей практике я использую такой метод, как написание писем, которые пишут дети учителю. Письмо, как форма общения, форма оценки, возможна в любом классе. Например, в конце года, ученики пишут письмо об уроках немецкого языка. Диапазон высказываний высок:

                   оценка своих усилий и успехов

                   оценка учительского труда

                   оценка приемов и методов

                   ссылка на лучшие уроки

                   осознание роли языка

                   ссылка на авторитеты

                   нравственный план овладения культурой речи.

Осмысление таких писем позволяет строить свою работу дифференцированно, выделить просчеты и успехи в обучении и воспитании.

Одним из важных факторов в работе каждого учителя является его манера общения с учащимися. Любое формальное обращение приводит к отчуждению учащихся. Столь же опасно так называемое панибратство, которое, может привести к тому, что учащиеся перестанут уважать преподавателя. Надо найти «золотую середину», «контакт с аудиторией», дифференцированный подход к каждому ученику. Чтобы осуществить эмоционально-направленное воспитание детей, следует почаще интересоваться тем, каково душевное состояние ребенка и учитывать его в системе своих отношений с воспитанником. Не пройти мимо, не остаться безучастным к каждому из детей.

В заключении хочется сказать, что учитель должен избегать холодной штамповки одинаковых болванок по однажды запущенной автоматической технологии, а развивать и воспитывать творческие модели. Всегда следует помнить, что за учебно-воспитательным процессом стоит ребенок, живая личность, которая должна уловить вдохновение понять человеческие взаимоотношения, ощутить радость общения.

Только при учете личностных качеств и интересов возможно достичь высоких результатов в воспитании и обучении школьников.

Комбинирование всех вышеупомянутых методов дифференцированного воспитания есть замечательная возможность в рамках индивидуально- личностного подхода выстраивать особенную программу развития ребенка, согласованную с ним, и представляющую собой набор целей и деятельностей, совпадающих с запросами ребенка и соответствующих педагогическим нормам и установкам.

 

Литература:

 

1.                А. А. Захаренко. Мое село, мои дети // Сельская новь. — 1989. –№ 9. –С. 1–3.

2.                Г. Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий», М.: Планета, 2011. — 240 с.

3.                htt:/festival.1.september.ru/articles/510759/

4.                htt:/festival.1.september.ru/articles/516478/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle