Библиографическое описание:

Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.



 

В статье рассматриваются причины появления и актуальность тьюторства на современном этапе развития современного образования. Уделяется внимание особенностям деятельности тьютора на различных этапах деятельности. Рассматриваются различные составляющие тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: образовательная среда, тьютор, тьюторское сопровождение.

 

Тьюторство появилось в Великобритании и долгое время существовало в качестве наставничества. Сейчас тьютор является ключевой фигурой учебного процесса во многих странах Европы и США. Следует также отметить, что функции тьютора значительно расширились. «Тьюторы руководят самостоятельной научно-учебной работой обучаемых, встречаются со своими подопечными еженедельно на тьюторских занятиях, обсуждая в неофициальной обстановке положение дел» [3, с. 105]. В России сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существует значительное количество региональных центров, количество которых расширяется с каждым годом.

Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного и аналитического [1, c. 82].

Выделяется несколько принципиальных схем для работы тьюторов [1]. Во-первых, это создание среды выбора. Например, при освоении образовательной программы необходимо помимо обязательных дисциплин для изучения предусмотреть ряд дисциплин, которые обучающийся может выбирать сам, т. е. важно создать так называемую «избыточную» среду. Более того, в разрабатываемых авторских образовательных программах целесообразно предусмотреть возможность вариации тем в рамках изучаемых дисциплин. Во-вторых, это навигация, когда обучающемуся уже предложены различные варианты, и надо выбрать оптимальный. Навигация заключается в том, что тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с обучающимся, к какой стратегии ведет тот или иной шаг. В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, обучающийся склонен изучать языки программирования, и в процессе тьюторской работы выясняется, что с помощью изученных языков программирования можно не только успешно осваивать дисциплины технического профиля, но использовать их в научно-исследовательской работе и т. д.

В ходе своей деятельности тьютор может выполнять следующие роли:

–          наставника (помощь обучающемуся в организации его учебной и профессиональной деятельности);

–          воспитателя (помощь, как в содержательных, так и в психологических аспектах работы обучающегося);

–          консультанта (помощь в уточнении неясных вопросов, возможных путей, чтобы сам обучающийся мог решить обозначенную им проблему) [6].

Далеко не всякий хороший педагог может стать тьютором. Для овладения этой новой профессией также нужны определённые психологические качества, такие как открытость, неавторитарность, способность к диалогу, эмпатия, рефлексивность, позитивное отношение к жизни, оптимизм. Понятно, что далеко не все педагоги обладают этим набором психологических качеств.

В соответствии с Болонской системой образования используется компетентностный подход в процессе обучения, который основан на выработке у обучающихся способности действовать, исходя из компетенции. При этом под «компетенцией принято понимать круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [5]. Международный опыт показывает, что достижение обучающимися требуемых компетенций достигается в рамках модульного обучения с привлечением тьюторов. Так, например, во Франции для повышения успеваемости обучающихся университеты предлагают «специальные механизмы сопровождения, организованные также с помощью модульного принципа, включающие:

–          двухнедельную «стажировку интеграции» в начале учебного года для подготовки учащихся к «профессии студента»;

–          тьюторат (для методологической помощи);

–          модули поддержки (со стороны назначенных прикрепленных преподавателей;

–          модуль «открытия профессии», на котором определяются области будущей профессии в зависимости от направления подготовки» [2, с. 13].

Принципиальный вывод заключается в том, что в странах, входящих в Болонскую конвенцию тьюторство уже органично вписано в существующую модель обучения, дополняя модульный принцип обучения. Ведь модульный принцип построения учебных программ дает обучающимся возможность индивидуально планировать свой учебный график путем выбора для изучения некоторых курсов (модулей), что позволяет добиться удовлетворения их всевозможных и многообразных потребностей. Для осуществления правильного выбора и сопровождения обучающихся на всех этапах обучения необходим тьютор.

Одним из основных методов тьюторского сопровождения является «специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения» [1, с. 89]. Для реализации этого основного метода тьюторского сопровождения следует учитывать особенности тьюторского сопровождения на каждом этапе.

Первый этап тьюторского сопровождения — диагностический, на котором тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос обучающегося, его интересы, показывает значимость данного интереса и перспективы работы в данном направлении. Выясняет планы обучающегося и образ желаемого будущего. Чаще всего методом диагностического этапа в сфере дополнительного образования является метод свободного интервью. «На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество» [1, с. 85]. В рамках данного этапа, основная задача, которую надо решить педагогу, взявшему на себя функцию формирования тьюторской компетенции у обучающихся, заключается в анализе тех потребностей и запросов обучающихся, с которыми они пришли совершенствовать своё образование. Это означает, что в соответствии с рис. 1 сначала необходимо выяснить, в каком именно содержании образования заинтересованы обучающиеся.

Рис. 1. Реализация диагностического этапа

 

Вторым этапом тьюторского сопровождения является проектировочный этап, заключающийся в сборе информации относительно зафиксированного познавательного интереса, которую собирает сам тьюторант при непосредственной помощи педагога-тьютора.

Третий этап — реализационный. На этом этапе обучающийся представляет полученные им результаты в виде презентации, которая может быть осуществлена в форме устного сообщения или защиты проекта, или в любой иной форме (по согласованию педагога и обучающегося).

Заключительный этап работы — аналитический. На этом этапе проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Таким образом, в целом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию обучающегося с помощью педагога своего пройденного пути, достигнутых на этом этапе результатов.

Интегрируя вышеперечисленные этапы, можно сделать вывод, что все вопросы педагога-тьютора направлены на расширение образовательного пространства обучающегося до преобразования этого пространства в открытое. «Открытое образовательное пространство предоставляет каждому обучающемуся выбор своего образа и своего пути. В отличие от открытого образовательного пространства закрытое образовательное пространство — это пространство, в котором существует определённый путь, необходимый для того, чтобы привести обучающегося к тому образу, который заранее известен Учителю» [1, с. 90].

В работе Т. М. Ковалевой пространство работы тьютора графически представлено в виде трёх взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих, соответственно, вектора тьюторского действия: X — социальный вектор тьюторского действия, Y — культурно-предметный вектор, Z — антропологический вектор тьюторского действия (рис. 2) [1, с. 91].

Рис. 2. Ресурсная схема тьюторского сопровождения

 

Социальный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных элементов социальной среды (музеи, театры, библиотеки и т. д.). Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе с обучающимся увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы.

Культурно-предметный вектор тьюторского действия указывает на направленность работы тьютора с предметным материалом, выбранным обучающимся. Так как границы дисциплин всегда в большей или меньшей области условны, то работа в любой дисциплине, выбранной обучающимся, на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы выбранного предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной траектории.

Антропологический вектор тьюторского действия показывает следующее: говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной траектории, каждый обучающийся должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему: на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему ещё необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остаётся за самим обучающимся — принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств. Здесь можно привести массу примеров, заимствованных из судеб известных артистов. Как часто мечта стать артистом подвергалась остракизму со стороны приёмной комиссии вуза в тех случаях, когда антропологические данные абитуриента не соответствовали норме: или внешность неартистична (Г. Бурков), или заикание (Б. Хмельницкий), но, в первом случае, артист стал профессионалом и при такой, казалось бы, неартистичной внешности, во втором случае, артист смог скорректировать свой недостаток и также стать блестящим профессионалом [4].

Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время актуализируется потребность в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Данный факт обуславливает необходимость наличия тьюторской компетенции у педагогов учебных заведений. Деятельность педагога с позиции тьютора позволит сформировать пространство возможностей, что поможет каждому обучающемуся проложить в нем собственную траекторию развития.

 

Литература:

 

1.  Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. и др. Профессия «Тьютор». / Т. М. Ковалева // М. — Тверь: «СФК — офис». 2012. — 246 с.

2.  Покладок Е. Б. Практика разработки и реализации образовательных программ вузов Франции в условиях Болонского процесса: Учебное пособие. М., 2010. — 56 с.

3.  Рейс Ф. 500 советов студентам. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 160 с.

4.  Солодова Е.А, Атясова Е. В. Новая профессия — тьютор // Сборник научных трудов / М.: ВА РВСН имени Петра Великого. 2013.

5.  Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Издательство: Альта-Принт, 2007. — 1248 с.

6.  Эрштейн Л. Б. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре / Л. Б. Эрштейн // Организация продаж страховых продуктов. — 2006, № 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle