Библиографическое описание:

Корытова Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 88-91.



 

В данной статье рассматриваются аспекты, характеризующие роль реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, реабилитационная активность семьи.

 

В современном Российском обществе с каждым годом растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), об этом свидетельствуют данные статистики. Так, за последние тридцать лет количество детей с ОВЗ увеличилось в 13 раз [2, с. 82]. Всего в России на 2015 год их насчитывалось 605 тысяч детей с ОВЗ, когда в 2012 году — 560 тысяч [6, с. 1].

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [4, с. 128]. С самого рождения ребенок для своего нормального развития нуждается в общение с близкими, любящими его людьми, ему необходима помощь в удовлетворении своих физических и духовных потребностей. В процессе общения происходит передача социокультурных ценностей. Для ребенка, личность которого еще только формируется, семья играет главенствующую роль в его социализации. Именно в семье ребенок учится навыкам поведения, усваивает модели поведении, а также строит представления о себе и других, о мире в целом.

Семьям, которые воспитывают детей с ОВЗ, характерен ряд специфических проблем. Прежде всего, это материально-экономические проблемы, поскольку зачастую семьи располагают весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют [1, с. 154]. Также разные авторы выделяют проблемы связанные с получением медицинских и социально-бытовых услуг, а также проблемы, возникающие при организации реабилитации и обучения ребенка. Большинство детей с ограничениями обучаются в специальных (коррекционных) школах или организовывается надомное обучение, но самым оптимальным признается организация инклюзивного образования, то есть включение детей с ОВЗ в образовательный процесс вместе с неимеющими ограничений со здоровьем сверстниками. Нуждаемость семей с детьми с ОВЗ в психологической поддержке, по различным источникам, составляет лишь 3,5 %, что объясняется непривычностью такого рода помощи для нашего общества. Кроме выше названных, существенной является проблема низкого уровеня информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб. На низком уровне и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.

А. Торнбал выделяет пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, воспитывающих детей с ОВЗ: рождение ребенка, школьный возраст, подростковый возраст, период «выпуска», постродительский период [5, с. 105]. Первый период связан с получением точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи. Второй кризисный период обусловлен тем, что встает вопрос об определение формы обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников. Кризисный подростковый возраст характеризуется привыканием к хронической природе заболевания ребенка, появлением проблем, непосредственно связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка. Четвертый — период «выпуска» — это признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи. Завершающий кризисный период — это «постродительский», на данном периоде происходит перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Наиболее важную роль в жизни детей с ОВЗ, в решение возникающих проблем в их жизнедеятельности, как, впрочем, и в жизни здоровых детей, играют их родители. Комплекс биологических и психологических характеристик семьи ребенка с ОВЗ, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, характеризует реабилитационную активность семьи [3, с. 224]. Во многом, именно от уровня реабилитационной активности семьи, зависит то, как будет проходить процесс реабилитации ребенка, насколько грамотно и своевременно будут решены задачи реабилитации. По мнению ряда ученых (С. Н. Пузин, З. М. Аминова, З. М. Модестов, С. А. Косова, В. Ю. Альбицкий) реабилитационная активность семьи — это заинтересованность родителей, наличие в семье специального оборудования и вспомогательных средств, владение специальными навыками ухода за детьми. Реабилитационная активность семьи включает в себя ряд компонентов [7, с. 16].

Прежде всего, активность при осуществлении поиска источников медицинской помощи, то есть, своевременность, последовательность и тщательность при выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями.

Далее активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками.

Собственно социальная активность семьи, то есть ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи) — это стремление семьи к разрешению возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».

Насколько сформирован тот или иной компонент реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, возможно определить, проведя исследование семьи и получив ответы на вопросы, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Компонент

Вопросы

1

Активность при осуществлении поиска источников медицинской помощи

С какой периодичностью проходит медицинское лечение Ваш ребенок?

Организован ли рациональный режим дня у ребенка для его успешного развития?

Приобрели ли Вы какие-либо дополнительные средства для проведения лечебных процедур?

 

2

Активность педагогических усилий семьи

Хватает ли Вам собственных умений и навыков для преодоления трудностей в воспитание и развитие ребенка с ОВЗ?

Информированы ли Вы об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его ограничениями?

В какой форме получает образовательные услуги Ваш ребенок с ОВЗ?

Какая педагогическая помощь необходима Вам в процессе воспитания ребенка?

3

Собственно социальная активность

Перечислите, какие формы государственной поддержки Вы получаете?

Являлась ли Ваша семья участником мероприятий, проводимых образовательными организациями, общественными организациями?

 

Безусловно, предложенная таблица может быть дополнена, расширена. В зависимости от интенсивности осуществляемых семьей мероприятий, с целью реабилитации ребенка с ОВЗ, определяется уровень реабилитационной активности семьи. Она может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Высокая активность — непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач. Семьи, у которых диагностируется средний уровень реабилитационной активности, непоследовательны, малоинициативные, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца. Семьи с низкой реабилитационной активностью занимают позицию «жертвы», процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др. Данные семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии поддержки и сотрудничестве реабилитации.

Определяют достаточно широкий спектр методов работы с семьями, которые воспитывают детей с ОВЗ, в него входят такие методы как консультирование, социальный патронаж, тренинги, семинары, обучающие занятия, занятия по развитию социальной активности семьи и другие. Они способствуют повышению родительской компетенции, уровня медицинской, педагогической или социальной активности семьи, которые, в свою очередь, вместе составляют реабилитационную активность.

Исходя из выше сказанного, делаем вывод, что определяющим фактором успешного решения проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ выступает реабилитационная активность его семьи. Все меры государства, направленные на решение данной проблемы и усилия самого ребенка будут малоэффективными, если ближайшее его окружение будет равнодушно относиться, игнорировать его проблемы. Именно на семье лежит первостепенная роль в воспитание, обучение и развитии ребенка

 

Литература:

 

  1.              Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/sotsialnaya-pedagogika-spetsialnom-obrazovanii.html (дата обращения: 30.01.16)
  2.              Социальная работа в Республике Бурятия: учебное пособие / отв. ред. Т. С. Базарова. — Улан-Удэ: изд-во Бурятского государственного университета, 2010. — 188 с.
  3.              Косова С. А. Роль семьи в реабилитации детей с хроническим патологиями (комплексное клинико-социальное исследование по материалам республики Хакасия) [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dslib.net/soc-medicina/rol-semi-v-reabilitacii-detej-s-hronicheskoj-patologiej.html (дата обращения: 31.10.15)
  4.              Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций. [элекронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl54.shtm (дата обращения: 06.12.15)
  5.              Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 408 с
  6.              Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Детская инвалидность [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/8–1.doc (дата обращения: 20.01.16)
  7.              Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle