Библиографическое описание:

Лысенко М. В., Изотова И. А. Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 160-163.



 

Не в количестве знаний заключается образовании, а в полном понимании всего того, что знаешь.

Г. Гегель

 

Наличие общих задач в Федеральных государственных образовательных стандартах разных уровней системы образования ДО и НОО позволило успешно организовать совместную работу «школа — детский сад» в ГБОУ СОШ № 392 в рамках достижения цели современного образования — полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.

С 1 сентября 2013 года мы живём в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.

Проведём сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с целью выявления общих задач и уточнения различий. [3]

П. 1.6. ФГОС ДО — Стандарт направлен на решение следующих задач:

«…3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)».

ФГОС ДО [1] Пункт 1. 5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

Обеспечение государством «равенства» возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

ФГОС НОО [2] Пункт 6. Стандарт направлен на обеспечение:

Равных возможностей получения качественного начального общего образования;

Следовательно, ФГОС дошкольного образования нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:

          одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;

          такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребёнку полноценное развитие в специфических видах детской деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребёнку быть успешным для дальнейшего обучения.

Таким образом, как говорит академик А. Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный стандарт — это стандарт вариативности и развития. [5; 4]

Пункт 1. 5. ФГОС ДОО Стандарт направлен на достижение следующих целей:

          Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения

          Сохранение единства образовательного процесса РФ относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС НОО (пункт 6) направлен на обеспечение:

          Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

ФГОС НОО направлен на достижение следующих целей:

          повышение социального статуса дошкольного образования; (пункт 1. 5)

          формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; (пункт 1. 6)

          Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

          Демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно — общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды ОУ;

          Формирование критериальной оценки: личностных, метапредметных, предметных результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников ОУ, функционирования системы образования в целом;

Таким образом, итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. [7]

Однако утверждение ФГОС дошкольного образования не предполагает подтверждения результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. То есть подтверждение выполнение требований ФГОС должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчётности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований Стандарта в виде целевых ориентиров — личностных и метапредметных. [5; 3]

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 1.1 ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т. е. активные, равноправные участники.

Воспитанники = Родители (законные представители) = педагогические работники = Организации, осуществляющие педагогическую деятельность = федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления = работодатели и их объединения [4; 18]

Школа стремится развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Родители выступают партнёрами и осуществляют психолого-педагогический аспект образования. [6; 6]

Школа стремиться предоставить родителям максимум интересующей информации о школьной жизни, участником которых их ребёнок становится с первых дней учёбы. Для этого создан официальный сайт школы, где размещаются: телефоны, приёмные часы школьной администрации, расписание уроков по четвертям, расписание звонков, информация о работе групп продлённого дня, системе бесплатного питания, отчёты о проведении мероприятий и праздников, сроки каникул, национальных выходных дней [6; 28]

ФГОС ДО Пункт 1. 6. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

ФГОС НОО тоже говорит о преемственности ООП ДО, НОО.

Итак, впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования — наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступление в силу нового Закона об образовании дошкольное образование становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. [3]

ФГОС ДО говорит об обеспечении равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей);

ФГОС НОО — Условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённые дети, дети с ОВЗ)

ФГОС ДО Пункт 1. 6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

          Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

          Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

          Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

ФГОС НОО — Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов ОУ;

ФГОС ДО Проявление ребёнка как субъекта деятельности связаны:

          с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации;

          с процессами эмоционально –положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.

ФГОС НОО В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ФГОС ДО и ФГОС НОО Цель современного образования: полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и дошкольного образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Подводя итоги, рассмотрим, как изменилась роль субъектов образования разных ступеней с введение ФГОС для воспитанников ДО и учащихся начальных классов:

 

До введения ФГОС

После введения ФГОС

Ребёнок

Маленький ребенок везет за собой машинку-ClipArtBank.ru-фотобанк,продажа лицензионных фотографий,изображений.Купить фотографию-М

Ребёнок выполнял роль «машинки», которую тянул за собой учитель.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9b36cdbce6c2105d0d857d73f49295e3-14-144&n=21

Ребёнок — активный участник учебного процесса.

Учитель — воспитатель

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=597f1ba215332c1091ca3a906507ba50-25-144&n=21

Обучение строилось по принципу «Делай как я». Учитель был единственный источник информации. Он был главным.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=eb8723207f6e5fea36ce2c79a8c21577-43-144&n=21

Учитель — воспитатель наставник. Ты делай! А если не получится, спроси у меня. Работает над созданием условий для усвоения базовых знаний.

Родители

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c15697f848788280f3e9f49225d7472-12-144&n=24

А меня в школе учили так!

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=341af7c3bb35c7c8ed58592a105a805d-123-144&n=21

Пойду в школу! Спрошу, как теперь там учат!

 

Литература:

 

  1.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», пункт 1. 5. и пункт 1.6
  2.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», пункт 6.
  3.    Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.
  4.    Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. А. Н. Атаровой. — СПб.: КАРО, 2014. — 112 с.. с. 18)
  5.    Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. — 172 с.) с. 3
  6.    Социальное партнёрство в образовании Программа профессиональной переподготовки «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» Хоменко И. А. стр. 6
  7.    www. fgosnoo

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle