Библиографическое описание:

Кусаинова А. С. Применение инновационных технологий на уроках химии при изучении темы «Железо и его соединения» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 158-160.



Программа модернизации образования, широко внедряемая в современной казахстанской школе, настоятельно рекомендует широкое применение активных методов обучения и воспитания, которые позволяют детям приобретать навыки творческой самостоятельности, овладевать приемами и способами критического мышления, быть толерантными и интерактивными, то есть открытыми к взаимообщению. Суть методики этих нетрадиционных технологий обучения можно выразить словами Конфуция: «Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня — и я пойму».

Ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением, координирует, консультирует и контролирует, то есть диалог между учеником и учителем осуществляется на другом, более высоком, партнерском уровне. К нетрадиционным технологиям, которые обеспечивают применение данного подхода к обучению в реальном педагогическом процессе, относятся технологии модульного обучения, высокие интеллектуальные и интегральные технологии обучения.

Эти технологии позволяют более эффективно использовать отведенное учебное время, технически оснащенные мультимедийные уроки позволяют снизить нагрузку как учителя, так и ученика. Компьютерные презентации PawerPoint позволяют соединить в одном документе написанный текст, графические схемы и видеоизображения. То есть обычный класс превращается в творческую лабораторию, создает исследовательские проекты. Широкое применение возможностей интерактивных досок меняет стиль поведения учителя в классе, насыщает урок новыми динамичными приемами.

Основной целью данной статьи является попытка представить свое видение результатов использования интерактивных приемов и способов, способствующих освоению учащимися сельской школы темы по химии «Железо и его соединения». Для того, чтобы успеть за максимально сжатое аудиторное время, отведенное на изучение характеристик железа как химического элемента и как простого вещества, выполнить все задачи, требуется тщательная работа над планом урока, необходимо рассчитать до мельчайших деталей алгоритм его проведения, продумать вопросы и задания, активно использовать компьютерные мультимедийные технологии. Поэтому много внимания уделяется оборудованию, которое включает помимо традиционных таблиц и карт проектор, географическую карту полезных ископаемых Казахстана, России и мира, образцы минералов, содержащих железо, растворы, пробирки, магнит. Кроме этого, детям для заполнения предлагаются так называемые путевые листы и тесты. Видеопрезентация выбранной нами темы подготовлена на основе мультимедийного приложения к «Урокам Химии Мефодия и Кирилла» «CD: Химия общая и неорганическая», кроме того использованы материалы из пособий по химии [1; 2; 3; 4].

Демонстрация видеоматериала об истории открытия железа позволяет перейти к разговору о залежах железа в Казахстане. После краткого сообщения двух учеников о месторождениях железной руды в Северном Казахстане — Качарском и Соколовско-Сарбайском и знакомства с видеопрезентацией о других казахстанских минералах, учащиеся, используя лежащий перед ними наглядный материал, определяют наименование и физические характеристики каждого из минералов. Параллельно ведется работа с картой полезных ископаемых в России и в мире, конечным результатом этого этапа работы является самостоятельное заполнение каждым учеником в путевом листе пункта «Железо в природе».

Следующий этап работы требует концентрации внимания как учителя, ведущего беседу-урок, так и каждого из его собеседников-учеников. Цель беседы: понять положение железа в периодической системе, особенности строения его атома, то есть определить его «местожительство» в периодической таблице Менделеева. Вопросы и задания, предлагаемые учителем, должны быть краткими, лапидарными и ясными, понятными, направленными на то, чтобы каждый понял особенности строения атома железа как d-элемента, у которого заполняетсяd-орбиталь предпоследнего энергетического уровня. Ученики рисуют энергетическую диаграмму (расположение электронов по орбиталям) атома Fe и записывают электронную формулу в путевых листах.

Просмотр видеофрагментов позволяет закрепить знания учащихся о физических свойствах железа, понять, присутствует ли у элемента железа явление «аллотропия», и сделать вывод о том, что чистое железо — мягкий металл, а железо, с которым имеет дело техника, содержит примеси, главная из которых — углерод. Изучение химических свойств железа также происходит в интерактивной форме: учащиеся внимательно осваивают содержание видеоклипа «Химические свойства железа» для последующего самостоятельного заполнения путевых листов и под руководством учителя формируют следующие резюме о химических свойствах этого элемента: химический элемент железо существует в виде 3-х аллотропных модификаций; по физическим свойствам чистое железо — очень мягкий металл, химически активный, при взаимодействии с сильными окислителями образует соединения Fe+3, а с более слабыми +2. Этот этап урока закрепляется решением задач на тренажерах, которые позволяют учителю выявить уровень освоения учащимися поставленной перед ними задачи. Им необходимо за определенное время составить генетический ряд Fe+2 и Fe+3, составить уравнения реакций получения железа из его оксидов Fe2O3и Fe3O4, используя в качестве восстановителя: водород; алюминий; оксид углерода (II); написать для каждой реакции электронный баланс.

Для эффективного освоения следующих пунктов плана по вышеуказанной теме, таких, как «Получение железа в промышленности и его применение», «Сплавы», «Железо в природе и жизни человека» нами была избрана технология проектного метода. Этот метод, прежде всего, предполагает творческую работу учащихся под руководством учителя, осуществляющим в одном лице функции и консультанта, и координатора, и помощника детей. Каждый из участников проекта отвечает за свою часть работы и состоит в постоянном творческом общении с остальными. При этом акцент делается на самореализацию различных индивидуальных качеств учащихся, таких, как аналитические, художественные, эвристические, коммуникативные и другие таланты и способности.

Каждая малая группа, состоящая из 4–5 человек, выбирает тему для своего мини-проекта. Под руководством учителя во внеурочное время учащиеся осваивают ту или иную мультимедийную технологию для того, чтобы научиться создавать презентации. Проведение этого вида исследовательской работы требует от учителя предварительной подготовки мини-тем проекта, сроков работы, определение целей работы каждого участника проекта, составление перечня вопросов для исследования, обсуждение с участниками мини-проектов презентации.

Первая группа, подготовившая презентацию о присутствии железа в живой природе, в воде, в Земле и космосе, во главу угла своего проекта выдвинула тезис, что все живое не может жить без железа в организме, что железо есть всюду: и в морской воде, и на дне океанов, и в коре Земли, и атмосфере Солнца и звезд. Следующие проектные группы рассказали о способах получения железа в промышленности, о сплавах, широко использовав видеоклипы о работе металлургических комбинатов, где получают чугун и сталь. Особо значимой и содержательной оказалась презентация учащихся, работавших над темой о значении железа в жизни человека. В игровой форме ими были представлены сведения о роли железа в процессе фотосинтеза, о гемоглобине, который осуществляет транспорт кислорода от органов дыхания к тканям, и углекислого газа от тканей к органам дыхания, о суточной потребности человека в железе и о содержании железа в различных продуктах. Приемы игры, богатые видеоиллюстрации позволили им в максимальной степени достичь поставленных задач.

В целях развития интереса к изучаемой в классе теме одной из учениц, увлекающейся чтением художественных текстов, было дано задание найти в романе французского писателя-фантаста Жюль Верна «Таинственный остров» описание способов получения инженером Сайрусом Смитом металла. Она построила сою презентацию на анализе способов выживания невольных робинзонов на необитаемом острове доказала, что благодаря бытовым и научно-технологическим знаниям этого героя они смогли быстро создать процветающую мини-цивилизацию в изоляции от остального мира: получить огонь, вырастить из единственного зернышка пшеницу, построить мельницу, печи для обжига посуды, провести примитивный телеграф. Но главная их победа заключалась, по мнению автора этого проекта, в том, что колонисты острова, названного ими островом Линкольна, было получение чистого металла. Результаты проекта настолько оказались действенными. Что все ученики обратились к чтению и последующему обсуждению романа французского фантаста.

Последняя часть освоения учащимися данной темы, отведенная на закрепление материала и контроль знаний о железе и его соединениях, также была проведена в интерактивной форме. Учащиеся самостоятельно при помощи опорной схемы, составленной заранее учителем, определяют химические и физические свойства железа, пишут свой вариант графического диктанта, проводят эксперименты с серой, соляной кислотой, сульфатом меди, объясняют свои наблюдения и составляют уравнения химических реакций. В завершение уроков, посвященных железу и его соединениям, учащиеся выполняют тесты по изученной теме.

Такая структура уроков, с нашей точки зрения, позволяет сформировать устойчивые знания о железе как химическом элементе, а экспериментальные и практические задания развивают креативные способности учащихся, вырабатывают умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным явилась технология выполнения учебного мини-проекта во внеурочное время, в ходе реализации которого учащиеся научились самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать материал по заданной теме, что, в конечном счете, способствует развитию у детей таких качества мышления, как объективность, лаконизм и ясность, самоконтроль и активность.

Литература:

  1. Уроки Химии Кирилла и Мефодия // https://allsoft.ru/software/computer-education/textbooks/uroki-khimii-kirilla-i-mefodiya-9-klass
  2. Малышкина В. Занимательная химия. — СПг: Тригон, 2001.
  3. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.
  4. Я иду на урок Химии: книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2000.
Основные термины: получения железа, руководством учителя, строения атома железа, элемента железа явление, реакций получения железа, изучение характеристик железа, физических свойствах железа, истории открытия железа, химических свойств железа, способах получения железа, физические свойства железа, залежах железа, положение железа, «Получение железа, значении железа, присутствии железа, содержании железа, чистое железо, роли железа, освоения учащимися

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle