Библиографическое описание:

Афонасьева Л. А. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 98-100.



 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях является воспитание нового поколения детей, обладающим высоким творческим потенциалом. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания.

 

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту задачу. Необходимо внедрение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она возникла в нашей стране в 50-х годах, автор — Г. С. Альтшулер. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Технологии ТРИЗ уже больше 20 лет и сегодня кажется, что она не актуальна. Но развитие дошкольников не останавливается, и каждый день приходят новые дети, которые хотят больше знать и уметь. Самостоятельно мыслить, придумывать новое, видеть несколько вариантов разрешения противоречивых ситуаций, жаждать поиска и открытий.

В добавление вышесказанному технология ТРИЗ раскрывает развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения, т. е. целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления. Ведь именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Перед тем как приемы ТРИЗ технологии можно было использовать в практической деятельности, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания, я поставила ряд задач:

                   теоретически изучить вопрос: что такое теория решения изобретательских задач;

                   выявить уровень развития творческих способностей у детей;

                   создать условия для развития творческих способностей дошкольников через использование методов теории решения изобретательских задач;

                   разработать и внедрить план работы по развитию творческих способностей через ТРИЗ технологию.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Стараюсь не давать готовые знания, не раскрывать детям истину, а учить ее находить.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляю в несколько этапов:

Первый этап — задания даю в виде поиска истины и сути. Подвожу детей к проблеме многофункционального использования объекта. То есть спрашиваю, что они сами думают об этом, предлагаю рассуждать, и наводящими вопросами подвожу к тому, что они самостоятельно находят ответ.

Второй этап — это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении; что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то полезно, что-то мешает, а что-то нужно.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания объекта использую стихотворение М. С. Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.

Третий этап — разрешение противоречий. Для разрешения противоречий использую игровые и сказочные задачи. Например, задача «Как можно перенести воду в решете?». Формирую противоречие: вода должна быть в решете, что бы ее перенести, и воды не должно быть, т. к. в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда. Результатом решения противоречия является изобретение.

На этапе изобретательства главной задачей является научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагаю ряд специальных заданий: придумайте новую игрушку, новый стул, на котором вам бы хотелось сидеть и т. д.

Четвертый этап — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов, где привычные объекты начинают обладать необычными свойствами.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности, в которых ребенок рассчитывает на собственные силы, свой ум и творческий потенциал.

Существует множество методов в технологии ТРИЗ, которые я использую в работе с дошкольниками, а именно:

                   мозговой штурм — метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно больше вариантов решений, в том числе и фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;

                   каталога. Данный метод позволяет решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию;

                   фокальных объектов. Сущность данного метода заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой, что позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением;

                   системного анализа. Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, и удобно функционирующих. Цель метода заключается в определении роли и места объектов и их взаимодействии;

                   морфологического анализа. Метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Его суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта;

                   обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода состоит в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей;

                   моделирования маленькими человечками (ММЧ) — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое — жидкое — газообразное);

                   мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо признакам и свойствам, необходимо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, сравнивать их и классифицировать;

                   типовые приемы фантазирования (ТПФ). Для развития фантазии у детей используют помощь шести волшебников. Цель волшебников состоит в изменении свойств объекта. Приемы волшебства заключаются в увеличении-уменьшении, делении-объединении, преобразовании признаков времени, оживлении-окаменении, специализации-универсализации, наоборот.

Элементы технологии ТРИЗ включаются практически во все виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, изобразительную деятельность. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании дошкольника.

Таким образом, теория решения изобретательских задач позволяет вовлечь ребенка в творчество, основываясь на его интересах, расширяя круг его притязаний, развивая в нем творческие потребности и обучая решению творческих задач. ТРИЗ формирует творческое мышление, обусловленное высоким уровнем воображения ребенка, что включает: критичность мышления, способность выявлять противоречия, прогнозирование возможного хода развития, выстраивание алгоритма действия, осуществлять анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей. Происходит взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность каждому дошкольнику проявить свою индивидуальность.

Технология ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагога в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 

Литература:

 

  1.              Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука,1991.
  2.              Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  3.              Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008.
  4.              Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
  5.              Интернет — ресурсы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle