Библиографическое описание:

Петрова М. Н. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку в ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 118-120.



 

Ключевые слова: английский язык в ДОУ, краеведение, дошкольная педагогика, мотивация, иностранный язык.

 

Современный мир изменяется постоянно, и неуклонно растет потребность в знании иностранного языка. В последние десятилетия обучение иностранному языку в России стало осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель краеведческого образования — формирование системы знаний, взглядов и убеждений личности, направленных на осознание необходимости постоянной заботы о крае во всех видах деятельности, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

          Закон Российской Федерации «Об образовании».

          Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

          Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Коммуникативное, познавательное и социокультурное развитие формируются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Главной задачей своей работы ставлю реализацию таких сторон учебного процесса, как единство обучения, воспитания и развития личности, а также формирование основных принципов личностно-ориентированного обучения иностранному языку, совершенствование коммуникативной направленности.

Первые представления детей о крае закладываются в семье и в детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о городе, его улицах, памятниках истории и культуры, учатся их распознавать и классифицировать.

Обновление содержания обучения иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении — один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка значительное место отводится национальной культуре. Барышников Н. В. подчеркивает, что доминирование иноязычной культуры в процессе обучения может сослужить плохую службу дошкольникам — они могут оказаться неинтересными собеседниками в дальнейшем для потенциальных зарубежных партнеров по общению в будущем. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи.

В ходе беседы с детьми следует давать краеведческие сведения о своем родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подводить к пониманию, что наш город не только уникальный, но и является частицей большой страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

          повсюду люди трудятся для всех;

          везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

          люди берегут и охраняют природу;

          есть общие национальные и общественные праздники.

Изучение краеведческого материала воспитывает трепетное отношение как к мировым культурным ценностям, так и чувство гордости, любви к национальной культуре. В наши дни нередко возникает необходимость рассказать на иностранном языке о своей стране, ее культуре, обычаях, традициях и т. д. Обучение посредством краеведения помогает развитию умений и навыков, а в конечном итоге — готовит к реальной межкультурной коммуникации.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, ее праздниках, традициях, играх, о себе самих. Исходя из этого, можно говорить о своеобразном диалоге культур. Сравнение себя с зарубежным сверстником, чужую страну и свою, дети выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию доброго отношения к стране, ее людям и традициям. Такая работа также требует от ребят проявления собственного мнения, наблюдательности, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что стимулирует и мотивирует стремление увеличивать и углублять объем знаний о собственной стране и других странах. Следовательно, можно сказать, что использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку способствует созданию мотивации. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов других дисциплин для осуществления краеведческих исследований.

Хочется отметить, что развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда дети вовлечены в творческую деятельность. Интеграция иноязычной речевой деятельности осуществляется с традиционно любимыми всеми дошкольниками рисованием, игрой, физкультурой и непосредственно с образовательной деятельностью: ознакомлением с окружающим миром, трудом, математикой. Интегрированные действия осуществляют различные функции в образовательном процессе: речевое действие выступает как цель, а неречевое — как средство и условие обучения речевому действию. При этом, выполняя интересные для себя игровые, музыкальные, физические и другие действия, дети параллельно усваивают определенный иноязычный материал. Например, в ходе выполнения задания по изобразительной деятельности учитель может подходить к ученикам индивидуально и задавать вопросы на иностранном языке: «А что ты рисуешь (вырезаешь, делаешь)?». Ребята будут с удовольствием отвечать ему на иностранном языке. Учитель, глядя на рисунок, может задавать уточняющие вопросы, а ребенок — отвечать на них. При возникновении трудностей с ответом учитель может помочь, предложив ключевое слово или весь ответ. В этом случае ребенок должен повторить ответ за учителем. Или прослушивается музыкальная композиция.

Образовательная деятельность, в которую включаются элементы краеведения, способствует развитию заинтересованности детей как в изучении предмета, так и в изучении истории родного края. Они учатся быть экскурсоводами и на иностранном языке рассказывают своим «зарубежным сверстникам» о родном крае.

Изучение родной культуры является ключом к пониманию культуры иностранной. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. При этом учитываются:

  1.              Реальность материалов для детей;
  2.              Заинтересованность детей в данном материале;
  3.              Социализирующая ценность данного материала.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Благодаря использованию в образовательной деятельности по иностранному языку краеведческого материала (сведения и информация связанные с реальной жизнью детей, городом, в котором они живут, местными достопремечательностями, знаменитыми и талантливыми людьми области) стимулируется не только интерес детей к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, творческую активность каждого ребенка, способствует становлению личности. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом коммуникативно-ориентированного обучения.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 

Литература:

 

  1.    Обучение детей 5–6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал / авт.-сост..Ю. Шабельникова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 127 с.: ил.
  2.    Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. — Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2008. — 181 с.
  3.    Петрова, Е. Р. Увлекательные встречи с английским языком: метод. пособие для педагогов / Е. Р. Петрова, Е. А. Петрова, Н. М. Шафран. — М: Просвещение, 2008. — 175 с.
  4.    Кулинич, Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2–4 классы./ Г. Г. Кулинич. — М.: ВАКО, 2010. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle