Библиографическое описание:

Хасанов Э. Р. Развитие умений самостоятельного мышления — главное условие повышения качества обучения студентов языкам [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 267-270.



 

«Вначале было слово», — сказано в Библии. Действительно, слово, язык, культура — это то, что объединяет всех людей на Земле. Поэтому еще более пяти с половиной веков тому назад великий Алишер Навои произнёс пророческие слова: «Среди бесчисленных творений нет такого, что было бы мудрей и благородней слова». Язык, культура — это фундаментальные элементы самобытности, передаваемые от поколения к поколению. Вместе с тем язык — средство укрепления единства общества, инструмент открытого общения и понимания. Знание любого неродного языка расширяет поле деятельности личности, помогает ей более глубоко понять родной язык, который остается незыблемым фундаментом овладения любым другим языком. По свидетельству мирового опыта, двуязычие и многоязычие — это разумный и естественный путь преодоления барьеров в многонациональном обществе. Многоязыковое образование и образование на родном языке — мощные средства социальной интеграции.

В современных условиях межгосударственных и межнациональных отношений русский язык продолжает оставаться языком общения в полиэтнической среде не только в нашей республике, но и за ее пределами. Он функционирует при межнациональном общении, а при межгосударственных отношениях Республики Узбекистан со странами СНГ русский язык используется как один из мировых языков.

Как показывает наш научно-педагогический опыт, ключевым звеном, за которое нужно ухватиться, чтобы вытащить всю «цепь», является установка на максимальное интеллектуальное образование и воспитание учащихся и молодёжи, ибо источник слова — это мысль, а «пустая голова не рассуждает, а только гремит» (П. П. Блонский). Во всех развитых странах именно интеллектуальныйтруд, знания н информация приносят вес больший доход и поэтомуценятся превыше всего. Вот почему названная выше проблема приобретает сегодня, в эпоху жестких законов рынка, рыночных отношений и конкуренции, социальный, государственный характер.

Конференция ООН в Рно-де-Жанейро еще в 1992 году сформулировала необходимость перехода человечества к «модели устойчивого развития». При переходе к указанной модели возрастает роль образования как ведущего механизма воспроизводства общественного интеллекта. Поэтому система образования должна не только обеспечить усвоение учащимися определенного содержания образования, но — и это главное — создать условия для запуска механизмов самообразования, саморазвития, ответственности за результаты своей учебы, качество приобретенных знаний, умений и навыков. На это нацеливает и Национальная программа по подготовке кадров.

В свете вышесказанного необходимо формировать у студентов систему общеучебных интеллектуальных умений и навыков, что требует интегративного подхода к образованию и воспитанию. Речь идет об овладении такими базовыми мыслительными операциями, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др. Чтобы овладеть каждой из них, нужно, во-первых, ее знать и понимать и, во-вторых, самостоятельно применять при решении задач (заданий) различных типов и видов, используя сначала более простые, а затем более сложные системы действий.

В нашем опыте положительно зарекомендовали себя такие виды работ, способствующие интенсивному развитию речемыслительной активности, как ИНСЕРТ, ПОПС-формула, КЛАСТЕР, ПРОЕКТ, РЕФЕРАТ, ЭССЕ.

ИНСЕРТ (мониторинг, или отслеживание полученной информации) по следующим основным критериям:

V — знакомая информация;

+ — новая информация;

— — противоречивая информация;

? — вопрос для себя, определение возможностей и источников для снятия поставленного вопроса (обращение к учителю, в библиотеку, в ресурсный центр, в СМИ, к специалистам в данной области знания и др.).

ПОПС — формула — эффективнейший прием для развития самостоятельного критического мышления учащихся.

П — позиция (моя) по отношению к человеку, явлению, факту, высказанному кем-то суждению…

О — обоснование (почему так думаю?)

П — пример(ы), конкретизирующий (е) мою позицию;

С — суждение (итог), вывод, возможное решение, вытекающее из вывода;

КЛАСТЕР (разбивка на кластеры) — педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности кластер служит каркасом для идей группы, что дает ученикам возможность приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует. Это не линейная форма мышления;

ПРОЕКТ — постановка определенной проблемы (задачи), обоснование ее актуальности, системное изложение материала по ранее составленному плану, заключение, презентация (желательно со справочными материалами, слайдами и т. д.). Это преимущественно групповая работа (3–5 человек).

РЕФЕРАТ — это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемого материала, формулируются обобщения и выводы.

ЭССЕ (франц.) — очерк.

Системное и целенаправленное включение в учебный процесс названных выше видов работ существенно обогащает не только оценочную лексику обучающихся и номенклатуру базовых структур предложений, но и окрашивает положительными эмоциями учебно-воспитательный процесс, формирует учеников жизненно важные умения выдвигать, отстаивать и защищать свою позицию, учит их культуре межличностного общения.

Преобразования, которые происходят во всех сферах в жизнедеятельности человека, затронули и систему образования, так как от качества образования во многом зависит уровень развития общества. На современном этапе развития нашей страны создаются все условия для всестороннего развития учащихся, чтобы реализовать себя как личность. Необходимое условие, позволяющее повысить качество образования — вовлечение студентов в активный познавательный процесс. Это означает необходимость развития у студентов компетенций, которые помогли бы найти свое место в жизни, так как сам факт наличия знания не обеспечивает адаптацию к реальности. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в профессиональной деятельности. Компетенция, отражая результаты обучения, заключает в себе опыт творческой деятельности и ценностные ориентации студента.

Современный учитель должен владеть подходом к обучению, в котором ученик занимает центральное место, и который поощряет участие детей в разных формах деятельности. Главное — предоставить обучаемым возможность активно участвовать в процессе обучения, потому что это способствует развитию у детей ответственности за свои действия, приобретения навыков самоконтроля и самоуважения как важных компонентов для психолого-социального благополучия детей.

Учебная среда, основанная на сотрудничестве и взаимоуважении, создает благоприятный школьный климат как между детьми, так и между учителями и учащимися, формирует межгрупповые отношения, взаимосвязь между детьми и способствует значительным успехам учащихся в учебе.

 

Литература:

 

  1.    Андриянова В. И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников: Монография. — Ташкент: Фан, 1988.-95 с.
  2.    Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях: Учебное пособие для преподавателей и воспитателей: Коллектив (В. И. Андриянова, С. К. Аннамуратова и др.) / Под общ. ред д. п.н., проф. Р. Х. Джураева-Ч.1- Ташкент, 2011. — 249 с.
  3.    Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях: Учебное пособие для учителей русского языка и литературы. Коллектив (В. И. Андриянова, С. К. Аннамуратова и др.) / Под общ. ред д п. н., проф. Р. Х. Джураева. — Ч. 1- Ташкент, 2011. — 212 с.
  4.    Хасанов Э. Р. Многозначная глагольная лексика современного русского языка и интерактивные технологии ее усвоения узбекскими школьниками.: Магистерская диссертация — Ташкент, 2013. 116 с.
  5.    Тажимуратова А. Е. Активные методы обучения русскому языку как необходимое условие повышения качества образования. Международный журнал экспериментального образования № 8/2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle