Библиографическое описание:

Русакова Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 121-124.



 

В начале XX в. во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитание. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики».

Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Дальнейшее развитие система Э. Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г Александровой В. А. Гринер. Характеризуя ритмическое воспитание «как одно из средств биосоциального воспитания», Н. Г. Александрова ставила ритмику, проводимую по системе Э. Жак-Далькроза, в центр области соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физической культуры, указывая, что ритмика «стягивает в себе в сгущенном виде ритмические моменты каждой из перечисленных областей».

В системе ритмического воздействия на человека с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление — логопедическая ритмика.

В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, умеет в движениях выражать характер и тему музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются, прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

Наиболее часто на музыкально-ритмических занятиях используется подвижная. игра, которую можно проводить и вне занятий.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчёркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённый раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение

речи поэтому для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте в условиях обычного детского сада, мы проводим дополнительные логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика- это система двигательных движений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. За основу берём занятия разработанные Картушиной М. Ю.

Конспект логоритмического занятия «Снежная баба»

Оборудование: снежинки на ниточках- по одной каждому; неваляшка-снеговик; нарисованные снеговики с лицами, выражающими различные эмоции; пакет от Нового года с рисунком украшенной елочки и стоящими под ней зайчиками; маска лисы.

Ход занятия

Дети заходят в зал под песню о зиме (по выбору)

Пусть мороз трещит,

Вьюга в поле кружит-

Малышам-крепышам

Не страшна стужа.

Молодцы у нас ребята:

Сильные и смелые,

Дружные, умелые.

1. Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»

Педагог.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают.

 

Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем

Вот так ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот так топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен.

Все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем,

Вот как ножки мы согреем.

2. Дыхательные упражнения

Педагог.

Как подул Дед Мороз -

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не та снежинка, подожди немножко.

(Н. Нищева)

3. Упражнение для коррекции зрения (авторская разработка)

Педагог.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести ее влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

4. Загадка Н. Стожкова

Педагог.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я чем ребята

Занимаются зимой?

На горку забираются,

На саночках катаются.

5. Логопедическая гимнастика

1)      Упражнение «Горка» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик я зыка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

2)      Упражнение «Саночки» (для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятым боковыми краями). Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка пригибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Педагог.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот -

Никто не проедет, никто не пройдет!

(И. Демьянов)

6. Хороводная игра «Снежная баба»

7. Массаж биологических активных зон «Снеговик» (для профилактики простудных заболеваний)

Педагог.

Раз — рука, два — рука.

Вытянуть вперед одну руку, потом — другую

Лепим мы снеговика.

Имитировать лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,

Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять — найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Кулачками растереть крылья носа.

Шесть- наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь-

Мы плясать его попросим.

(В. Степанов)

Погладить колени ладошками.

Снеговик зиме радуется, но приедет весна — и он заплачет.

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки капают с носа…

(И.Токмакова)

8. Мимическое упражнение «Снеговик» Л. Олифировой (см. журнал «Дошкольное воспитание)

Дети мимикой передают настроение каждой части песни.

Дает Новый год порученье:

«Доставьте мои поздравленья!»

Узнайте, какой снеговик

Домчит к нам пакет через миг.

9. Упражнение «Найди снеговика» не умение различать эмоции и выражать их мимически (авторское)

Дети рассматривают портреты снеговиков, выражающие разные эмоции (радость, гнев, уныние, озорство, грусть и т. П.), стараясь изобразить их на своем лице. Затем ребята выбирают снеговика, которому, по их мнению, Новый год доверил передать письмо, и обосновывают свой выбор. Педагог раскрывает пакет, в котором находиться иллюстрация новогодней елочки, и читает послание Нового года:

«Скоро-скоро Новый год.

Вся с иголочки

К нам придет и к вам придет

Гостья-елочка».

(И. Токмакова)

Мы для елочки, ребята,

Звонко песенку споем,

Возле елочки, ребята,

Хороводы заведем.

10. Новогодний хоровод (по выбору)

Педагог. Давайте для елочки слепим из снега кролика.

11. Дети проговаривают стихотворение, сопровождая его движениями:

Хором.

Мы слепили снежный ком,

Имитировать, как лепят снежки.

Ушки сделали потом.

Приставить раскрытые ладони к голове («ушки»).

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз.

Кролик вышел как живой!

Поджать руки к груди, кисти опущены.

Он с хвостом и головой!

Рукой показать «Хвост», положить обе ладони на голову.

За укусы не тяни-

Погрозить пальцем.

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Развести руки от носа в стороны.

Точно настоящие.

(О. Высотская)

Покачать головой.

А под елочкой сидят кролики и зайчики.

Поиграем, поиграем, девочки и мальчики.

12 Игра «Зайчики и лисичка» А. Финаровского (см. сб. «Праздники в детском саду», с. 164)

Педагог.

Ты у елочки зеленой, баба снежная, постой.

Ну а наши ребятишки возвращаются домой.

13. Игра на внимание «Снежная баба» (авторская)

Дети двигаются подскоками по кругу на 1-ю часть польки; на 2-ю часть- стоят, поставив руки, сжатые в кулачки, на бока, если музыка звучит громко(«снежная баба сторожит двор»), а если музыка тихая — закрывают глаза и кладут сложенные вместе ладошки под щеку («снежная баба спит»)

 

Литература:

 

  1. Г. А. Волкова «Логопедическое ритмика»,
  2. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»,
  3. М. Ф. Фомицева, В. В. Новоторцева «Фонетическая ритмика».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle