Библиографическое описание:

Титаева Н. В., Маркеева А. Н. Применение инновационных технологий на предмете «Искусство» и во внеурочное время [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 183-185.



 

В последние годы активно осуществляется реформирование системы образования. Школа перешла на новую форму аттестации, изменились приоритеты в образовании. Современному обществу требуется личность мобильная, информированная, способная быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, способная к самопознанию и самосовершенствованию. Но очень бы хотелось, чтобы в условиях обновления структуры и содержания образования такой предмет, как «Искусство», не утратил свою значимость, не отошёл на второй план. Это может отрицательно сказаться на формировании культурной духовно развитой личности. Через искусство закладывается фундамент эстетического мировоззрения, видение и понимание прекрасного.

Своеобразие предмета «Искусства» заключается в том, что перед педагогом ставится не только задача изучения и трансляции готовых знаний, представление информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания художественных, музыкальных произведений, но и воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Информационно-коммуникационные технологии — прямой путь установления связей между пространством искусства и современным ребенком.

Предмет «Искусство» — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.

Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии (дистанционное образование, метод проектов);
  2. Личностно — ориентированные технологии (освоение учащимися индивидуальных образовательных программ);
  3. Воспитательные технологии (реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, центрах детского творчества);
  4. Дидактические технологии (самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, групповые, дифференцированные способы обучения).

Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышения качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе и применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т. д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку, презентации к урокам).

Так как каждый урок программы Г. П. Сергеевой и Е. Д. Крицкой построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, композитора не требуя при этом материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.

Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

В результате можно определить формы применения ИКТ на уроках «Искусства»:

  1. источник информации;
  2. поддержка учителя;
  3. организация проектной деятельности учащегося;
  4. использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом нового поколения, необходимость внедрения инновационных технологий в преподавании искусства в общеобразовательной школе определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций.

Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

                   привлекательность учебного материала;

                   принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

                   проведение урока с мультимедиа выступлением;

                   выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся с привлечением Интернет-ресурсов.

Новое поколение учащихся с интересом вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытие нового. Для учащихся, уверенно чувствующих себя в Интернет — пространстве, актуальным может оказаться метод самостоятельного проектирования сайтов и создание своих презентаций в области искусства.Презентации, выполненные учащимися, используются на уроках при объяснении нового материала, проведении творческих работ и контроле освоения учебного предмета.

Одной из инноваций является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

Учебный проект для школьников-исследователей — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности — творческий.

В зависимости от типологии урока нами используются различные презентации, слайды, фильмы или тестовые задания. В процессе подготовки к урокам были напечатаны технологические карты, карточки с заданиями разного уровня сложности, материалы для проведения тестов.

Презентации используются на уроках-лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Показ сопровождается комментариями. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.

Слайды используются на всех уроках. При просмотре слайдов учащиеся включаются в работу как правило сразу.

Компьютер также может использовать и сам учащийся в процессе выполнения домашнего задания.

Графический редактор «Paint» позволяет обучающимся реализовывать свой творческий потенциал на уроках искусства.

Возможности этой технологии неисчерпаемы, компьютер, действительно, мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании искусства очевидны:

  1. знакомство с любой темой сопровождается показом видеофильмов, фото, репродукций;
  2. виртуальное «посещение» крупнейших музеев мира;
  3. «погружение» в пространство и время;
  4. самостоятельная работа учащихся;
  5. активизация учебного процесса.

Активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса к предмету «Искусство» и качества образования.

Из вышесказанного можно сделать вывод:

В связи с необходимостью перехода на более качественный уровень обучения и воспитания учащихся, учитывая особенности современных школьников и снижение их интереса к учебе, а также недостаток наглядных пособий, их недолговечность или неудобство в эксплуатации, заставляет использовать ряд педагогических технологий на уроках «Искусства»:

                   коллективные способы обучения;

                   технологии личностно-ориентированного обучения;

                   игровые технологии;

                   технология интегрированного обучения;

                   метод учебного проекта;

                   разноуровневое обучение;

                   проблемное обучение;

                   технология развивающего обучения;

                   информационные технологии обучения;

                   авторские педагогические технологии и другие.

Учить детей радостно, без принуждений — возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е. И. Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

«Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». (Э. Хаббард)

 

Литература:

 

  1.              http://www.uchportal.ru/publ/23–1-0–2842
  2.              http://collegy.ucoz.ru/publ/87–1-0–2696
  3.              http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/06/08/ispolzovanie-innovatsionnykh-tekhnologiy-na
  4.              http://www.uchportfolio.ru/articles/read/124

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle