Библиографическое описание:

Садриева Э. Ф., Бурганова Ф. Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 12-14.



 

Что мы понимаем под творчеством учащихся? Это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, — отмечает О. М. Дьяченко, — такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу — вот задача учителя-словесника. Ученик — важный участник учебно-воспитательного процесса, поэтому учителю необходимо строить свои отношения с ним не на основе учебно-дисциплинарного подхода, а на основе личностно-ориентированного подхода, когда в основе линии педагога лежит не принцип добиваться реализации поставленных задач путем требований «сверху», а принцип понимания, признания возможностей ребенка; а способ обучения — не за счет нагрузки на память (репродуктивный метод), а путем активизации мышления, развития воображения, творчества.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.

Русский язык — предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости, и процесс творчества здесь просто незаменим. К примеру, игровые технологии представляют неподдельный интерес для учащихся. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная: «это — весело, а это — скучно» (о традиционных формах урока). Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником. А игра способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из цели урока, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей.

Удачной формой можно считать и театрализованную игру, которую можно проводить и на уроке, и во внеурочное время. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность ее в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.

Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в классе. Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. Например, в 11 классе при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученики инсценировали эпизоды из 2 главы — встречу Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи. Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. «Ученик должен учиться с весельем и отвагой, — пишет В. Ф. Шаталов. — Такой подход превращает учебно-воспитательный процесс в воспитательно-учебный, все ученики навсегда приучаются ровно и спокойно работать на конечный, поло-жительный результат». Главное же — игра приобщает ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, и ведет к пониманию искусства, пробуждает к нему интерес.

Продуктивными видами работы в обучении русскому языку могут считаться и уроки, и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.

Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты.

Исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда. Однако исследовательские проекты используются и в учебной деятельности с целью закрепления знаний. Творческие — основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.). Подобные проекты используются на уроках развития речи в 7- 8 классе при изучении темы «Жанры публицистического стиля. Интервью, репортаж». Учащиеся готовят и защищают различные виды проектов: фоторепортаж, видео, мультимедиа, газета, устный журнал.

В игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.

Подобные проекты используются и во внеклассной работе.

Сочинение лингвистических сказок развивает способность владеть словом, почувствовать слово, практически осмыслить закономерность языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли.

Лингвистическая сказка — это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок — сказку, на котором правило рассказывается как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Лингвинии, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила.

Сказка, сочиненная детьми, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков учащихся, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребенка.

Сказка «Добрый суффикс -очек-».

Жили-были веселые суффиксы. И однажды пришли к ним разные слова и сказали: «Давайте жить вместе, только у каждого слова будет свой суффикс». Согласились суффиксы. Суффикс -ок- подружился со словом «друг», суффикс -ник- со словом «школа», суффикс -ик- со словом «ключ». И другие суффиксы нашли себе приятелей. Получились разные слова: дружок, школьник, ключик, молчун, школьный, силач, лисенок, морской, лесной. Только со словом «гриб» никто не хотел дружить, потому что он всегда был хмурым и неулыбчивым. В запальчивости слово «гриб» крикнуло: «Ну и пусть никто не дружит со мной, мне и одному хорошо!» А, оставшись в одиночестве, слово «гриб» село под кустом и заплакало. Услышав плач, добрый суффикс -очек- пожалел слово и сказал: «Не плачь, теперь ты будешь грибочек!» И стали они жить-поживать. С тех пор слово «грибочек» стало ласковым благодаря суффиксу -очек-.

Недостаточное знание учащимися русского языка — не единственная причина неполноценного, а иногда и искаженного понимания художественного произведения. Важную роль в процессе усвоения художественного текста играет национальная специфика мышления нерусского ученика, обусловленная его жизненным опытом. Совершенно очевидно, что постижение художественного произведения зависит от формирования способностей мыслить на русском языке. Существенную роль в этом процессе могут сыграть творческие сочинения на материале жизненных наблюдений описательного и образно-эмоционального типа.

Под творческими работами принято понимать упражнения учеников в описании природы, внешности человека, интерьера, в передаче диалога, в сочинении небольших рассказов, стихов на основе жизненных наблюдений. Такие упражнения приучают учащихся использовать личные впечатления, превращая их в запас поэтических образов. Мышлению человека всегда присущи элементы художественности, правда, у всех они различны, но поэтическая направленность даже самого обыденного мышления очевидна, если обратиться к запасам нашей памяти. Первым шагом на пути к творческим работам могут стать описания природы.

Трудность сочинения-пейзажа заключается не только в том, что могут быть не замечены существенные детали описываемого объекта, явления. Описание необходимо связать с личностью автора-ученика, с его психологическим состоянием, настроением. Поэтому необходимо внимательное отношение к эмоциональной окрашенности слова. Оно помогает учащимся осознать цели их сочинения-описания, а одновременно и роль пейзажа в художественном произведении.

Таким образом, учащиеся, которые сами испытали «муки творчества», будут более внимательными к художественному слову писателя, пойдут по пути «от маленького писателя к большому читателю» (С. Маршак).

Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Внеклассные мероприятия по литературе помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.

Так, во внеурочное время возможно проведение литературно — музыкальных вечеров. Например, литературный вечер «Листая страницы Книги Любви». На фоне музыки при свечах звучат стихи, разыгрываются сценки из произведений. Или литературно-музыкальная композиция «Болдинская осень», посвященная творчеству А. С. Пушкина. Главный герой композиции — ученик, играющий роль поэта. Перед зрителями оживают страницы бессмертных творений Пушкина.Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими.

Это лишь некоторые формы работы, которые можно использовать, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьника.

При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературе

 

Литература:

 

  1.              Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987
  2.              Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989
  3.              Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999
  4.              Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991
  5.              Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983
  6.              Хуторский А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005.
Основные термины: творческих способностей, творческих способностей учащихся, русского языка, развитию творческих способностей, уроках русского языка, Развитие творческих способностей, традиционные формы урока, настоящим психологическим барьером, Похожая статья, эмоциональный заряд учащимся, уроке литературы, реализации творческих способностей, творческих способностей детей, творческих способностей ребенка, развитии творческих способностей, русского языка в урок —, средствами русского языка, усвоению знаний, к урокам русского языка, учителем и учеником

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle