Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородич, С. А. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку / С. А. Бородич, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9628/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Реалии современного мира сделали технологии неотъемлемой частью нашей жизни, повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий привело к резкому увеличению объемов информации получаемой и передаваемой каждым человеком. И если, для старшего поколения, отсутствие технологий сделало бы жизнь более сложной и менее информационно насыщенной, то молодежь уже не мыслит себя без разнообразных устройств с обязательным доступом в Интернет. Интернет в свою очередь предоставляет нам массу возможностей, как для саморазвития, так и для использования этих ресурсов в образовательном процессе. А их доступность создает потенциал для привлечения все большего количества студентов и максимального охвата их потребностей, включая людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Таким образом, можно говорить о формировании новой образовательной среды, как для педагогов, так и для обучаемых и их родителей.

Такое внедрение технологий в нашу жизнь не могло не отразиться на системе образования. Сама идея открытого доступа к образовательным ресурсам зародилась в конце 1990-х гг., а в 2001 году Массачусетский технологический институт первым запустил проект OpenCourseWare, где предоставил свободный доступ к учебным материалам вуза. Эта идея была поддержана многими учебными заведениями мира и в 2002г. на Конференции ЮНЕСКО был принят термин Открытые Образовательные ресурсы (ООР).

Существует множество определений ООР, например, Организация по Экономическому Сотрудничеству и развитию определяет открытые образовательные ресурсы как: «оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для педагогов, студентов и самоучеников, чтобы использовать и снова использовать для обучения, изучения и исследования. ООР включает изучение содержания, программные средства, чтобы развить, использовать и распределить содержание и ресурсы внедрения, такие как открытые лицензии». [1]

Изначально говорилось о ООР как о способе обеспечения свободного доступа к знаниям максимального числа людей [2], однако это было и остается эффективным для высокомотивированных людей с высоким уровнем навыков самообучения. Для тех же, кто выбирает традиционный путь получения знаний, ООР может оказаться невостребованным, так как в настоящее время не разработана система мотивации использования ООР в образовательном процессе как обучаемых, так и педагогов. Следует отметить, что многие образовательные учреждения уже внедряют системы дистанционного обучения, предоставляют обучаемым свободный доступ к учебным материалам и дают профессорско-преподавательскому составу возможность выкладывать свои методические разработки в сеть, что, несомненно, оптимизирует образовательный процесс и делает его более доступным для студентов всех форм обучения. [3]

Но даже в тех учебных заведениях, где еще централизованно не применяются электронные методы обучения, преподаватели все активнее используют любые открытые образовательные ресурсы с целью разнообразить и обогатить учебный процесс. Тем более что и политика ЮНЕСКО в настоящее время направлена на смещение акцентов в образовании: с предоставления технологий на создание обучающей среды. Каким же образом современный преподаватель может поспособствовать этому процессу?

Не исключая наставничество из учебного процесса, преподаватель может использовать ООР как дополнительные способы подачи и отработки учебного материала. Это может быть альтернативное изложение грамматических правил и введение нового лексического материала. В таком случае обучаемым предлагаются следующие виды работы:

                   самостоятельное изучение указанного преподавателем материала всеми студентами группы до занятий и обсуждение его в аудитории;

                   самостоятельное изучение материала одним из студентов группы и объяснение его остальным обучаемым;

                   изучение дополнительного образовательного контента и совместное обсуждение его в аудитории с выделением наиболее значимой/редко встречающейся/ наиболее полной информации по изучаемой теме.

ООР обладают огромным потенциалом для использования их как способа отработки и совершенствования навыков. Как известно, любое новшество вызывает больший интерес и легче усваивается, чем привычный и временами даже надоевший вид занятий. Так типичные домашние задания можно заменить выполнением сетевых тестов по лексике или грамматике, написание эссе на бумаге — созданием электронного сообщения по заданной теме. Помимо стимуляции познавательного интереса преимущество подобных заданий заключается в том, что каждый обучаемый может выполнить эту работу несколько раз, проверяя себя и совершенствуя свои навыки, а наличие обширной базы заданий дает возможность отшлифовывать собственные знания, не повторяя абсолютно идентичный материал снова и снова.

Требуется также учитывать фактор развития фонетической базы у студентов, изучающих иностранный язык, и именно ООР на сегодняшний день помогают перевести эту проблему в разряд решенных. Наличие доступа в сеть Интернет в аудитории позволяет наполнить занятие любыми аудио и видео материалами, начиная от постановочных фонетических упражнений заканчивая лекциями (или их фрагментами) по той или иной дисциплине которые читают преподаватели ведущих вузов мира. В зависимости от целей занятия преподаватель в аудитории может дополнить эти видео или аудио материалы собственными заданиями, направленными на развитие и совершенствование различных фонетических, лексических или грамматических навыков. В таком случае, после просмотра (прослушивания) адио- или видеоматериалов облучаемым предлагаются следующие виды заданий:

                   прослушайте фрагмент записи и запишите указанные фонетические/грамматические явления;

                   дополните представленный преподавателем текст информацией из аудио/видео фрагмента;

                   укажите верные/ложные утверждения;

                   запишите ответы на вопросы;

                   составьте план-конспект выступления (лекции)

Как мы видим, современные технологии дают нам возможность разнообразить учебный процесс в аудитории и вне ее стен, сделать его ближе и доступнее любому студенту вне зависимости от формы обучения. Это особенно важно для студентов изучающих иностранный язык, так как социокультурные различия, особенности лексико-грамматического строя языка затрудняют самостоятельное изучение предмета.

Помимо использования ООР современный преподаватель должен учитывать тот факт, что жизнь современной молодежи во многом проходит в социальных сетях, что наводит на мысль о необходимости и их использования в процессе обучения.

Все социальные сети предоставляют платформу для наполнения информацией интересующей пользователя, а значит, мы можем создавать страницы и группы наполненные нашим образовательным контентом. А именно, выкладывать в сеть учебные пособия, грамматические правила, презентации по изучаемой теме, а также ссылки на другие сетевые образовательные ресурсы. Обязательный условием эффективности работы такой группы будет обязательство всех обучаемых посещать ее и проверять наличие новой информации перед каждым аудиторным занятием и участие во всех образовательных мероприятиях заявленным преподавателем. Такими мероприятиями могут быть:

                   форум-обсуждение какой-либо проблемы

                   марафон блогов по изучаемой теме

                   онлайн викторина.

Социальные сети предоставляют возможность дополнить свое сообщение или высказывание фото и видеоинформацией, а также ссылками на другие источники, что стимулирует познавательную активность и других студентов группы. Кроме того открытость социальных сетей позволяет всем участникам группы обсуждать заявленную проблему, приводить свои доводы в поддержку или опровержение спорных утверждений. То, что для всех сообщений в сети автоматически устанавливается время их добавления, дает преподавателю возможность задать временные рамки дискуссии.

Наряду с множеством позитивных факторов использования ООР в процессе образования надо отметить тот факт, что многие преподаватели с осторожностью относятся к использованию образовательных материалов предложенных другими людьми, сомневаясь в корректности предложенного фактического материала. Мы считаем, что эта проблема целиком и полностью решается самим преподавателем при подготовке к занятию, ведь именно от него зависит, какие материалы он посчитает достойными быть представленными на рассмотрения своим студентам, как он адаптирует их к нуждам и интересам групп, как интегрирует обобранный материал в учебный процесс. Еще одним фактором, вызывающим настороженность преподавателей, является этическая сторона вопроса, а именно, корректность использования учебных материалов подготовленных другими людьми на своих занятиях. Надо отметить, что «Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования» открыто призывают преподавателей публиковать собственные ООР, вовлекая всех научно педагогических работников в этот процесс. Выражая надежду на то, что со временем такая практика станет основой общей крупной коллекции материалов, охватывающих широкий круг предметов и доступных для использования. [4]

На сегодняшний день в сети можно встретить сайты, которые предлагают воспользоваться разработками других преподавателей в обмен на ваши собственные учебные материалы. Только при условии, что ваши наработки понравятся другим пользователям, вы получаете доступ к остальным учебным материалам.Такой подход, на наш взгляд, полностью снимает этические проблемы. Тем более что для эффективного использования ООР преподавателям необходимо развивать навыки в области адаптации и согласования существующих ООР с учетом разнообразных образовательных потребностей студентов.

Таким образом можно признать необходимость и обоснованность использования ООР и других доступных сетевых ресурсов при обучении иностранному языку студентов любой формы обучения и рекомендовать преподавателям иностранного языка активное использование всех видов ООР как для аудиторных занятий, так и внеаудиторной деятельности.

 

Литература:

 

  1.              Электорнная экциклопедия: ru.knowledgr.com //Откройте образовательные ресурсы. — Режим доступа: ru.knowledgr.com/00905767/ Откройтеобразовательные ресурсы- Дата доступа: 6.11.2015
  2.              Лейн А. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования. Аналитическая записка — 2010 с.6 — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214676.pdf — Дата доступа: 16.11.2015.
  3.              Бородич С. А., Тепляковская А. Н., Использование систем дистанционного обучения в высшей школе. //Материалы IХ Международной научно-практической конференции «Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук». — Рязань: Рязанский филиал МЭСИ, 2013. — стр. 26–29
  4.              Алексеева Ю. Н., Бергер Е. М., Бочарова Н. А. и др. Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. -СПб., 2011. — 65с.
  5.              Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. — Москва, Содружество обучения, 2011- 22с.
Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учебный процесс, иностранный язык, материал, образовательный процесс, ресурс, сеть, студент группы, современный преподаватель, форма обучения.

Похожие статьи

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Современные технологии обучения иностранным языкам...

Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения началось не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Похожие статьи

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Современные технологии обучения иностранным языкам...

Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения началось не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

Использование открытых образовательных ресурсов при... учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.