Библиографическое описание:

Камалова Д. О. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 244-246.



 

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя вуза, базирующийся на компетентностной модели образования.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическое мастерство, личность.

 

Компетентность — общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания, умения и навыки, а также использовать обобщенные способы выполнения действий.

Понятие «компетентность» включает в себя не только когнитивные и операционально-технические составляющие, но и мотивационную, этническую, социальную и поведенческую.Базовыми для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, вступающего в процесс профессионализации. Это могут быть индивидуально-типологические и личностные качества человека. Одним из важнейших профессиональных качеств преподавателя является следование им гуманистической концепции в процессе взаимоотношений со всеми субъектами учебного процесса в вузе. Это качество определяет коммуникативную компетентность преподавателя, выражающуюся в умении устанавливать и поддерживать необходимый уровень общения со студентами. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетенциям, необходимым для профессиональной педагогической деятельности. Коммуникативная компетентность определяется многими психологами (А. А. Крылов, Е. В. Прозорова и др.) как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она проявляется в понимании и сопереживании чувствам, мыслям, ожиданиям и стремлениям партнера по общению. Коммуникативная компетентность зависит от эмоциональной устойчивости человека, которая проявляется в выдержке, толерантности, спокойном реагировании и недопущении импульсивности в ответ на неадекватные проявления студентов, обеспечивается самоконтролем, саморегуляцией, приводящей к самообладанию. Преподаватель вуза, находящийся в обстановке повышенной ответственности, может начать проявлять симптомы, указывающие на источник напряжения, например симптом «неудовлетворенности собой», который возникает как следствие неспособности повлиять на те обстоятельства, которые вызывают в нем раздражение. Он начинает осознавать, что не в состоянии вписаться в рабочее пространство и фиксировать свое внимание на тех явлениях, которые становятся раздражителем для него. Сформировав устойчивую привычку замечать раздражители и чувствуя неспособность изменить что-либо, преподаватель с недостаточным уровнем развития профессиональной и коммуникативной компетентности углубляется в негативные состояния, начинает в вербальной форме резко оценивать внешнюю ситуацию, что может привести к отчуждению и даже конфликтным ситуациям со студентами и коллегами.Коммуникативная компетентность преподавателя должна основываться на признании уникальности личности каждого студента, его индивидуально-психологических особенностей. Педагог должен уметь выстраивать взаимодействие со студентами на основе признания их личности как высшей, неповторимой ценности, осознания того, что важно бережное воздействие на всю структуру индивидуальности студентов. Целенаправленная, профессионально компетентная деятельность преподавателя может изменить мотивацию студентов к приобретению необходимых знаний, умений и навыков, их характер, качества, направленность, ценностные ориентации, интересы, идеалы. Внешние воздействия преподавателя могут стимулировать или тормозить эти изменения. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза выражается в способности создавать условия для полноценного восприятия информации студентами: умение ориентироваться на особенности визуальной, аудиальной и кинестетической репрезентативной системы.

Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы складывается как интегративное качество, определяемое компетентностью в области преподаваемой дисциплины, а также в области психологии и педагогики обучения и воспитания.

Профессиональная и коммуникативная компетентность является необходимым условием эффективности преподавательской деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя вуза зависит от наличия у него необходимых для профессиональной педагогической деятельности профессионально важных качеств.Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы существенно отличается от деятельности школьного учителя. Основное отличие обусловлено уже самими целями системы высшего образования, состоящими, прежде всего, в обеспечении высокой профессиональной подготовки студентов и их личностном развитии как будущих высококвалифицированных специалистов в самостоятельно избранной ими области. Именно, исходя из этого, сам преподаватель также должен быть отличным специалистом в соответствующей сфере науки или техники.

Высокий профессионализм преподавателя в конкретной области знаний формируется его авторитетом и уважением студентов и коллег. Этот профессионализм обеспечивал ему возможность преподавания своих дисциплин с учетом последних достижений науки и техники, в том числе и с использованием результатов своих собственных исследований, выносить на лекции дискуссионные вопросы. Действительно, успешное выполнение исследовательской работы позволяет преподавателю привлекать к участию в ней талантливых студентов, обсуждать с ними получаемые результаты, предлагать серьезные инновационные темы для курсовых и дипломных работ. Так формируются и функционируют научные школы, обогащая их участников знаниями и ускоряя научно-технический прогресс. Как научная категория, педагогическое мастерство еще получило статуса общеупотребительного понятия. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие этого термина в известном психолого-педагогическом словаре, хотя там же приводится определение понятие мастерства, которое определяется как “глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий” С. У. Гончаренко определяет педагогическое мастерство как характеристику высокого уровня педагогической деятельности. Критериями педагогического мастерства педагога, по его мнению, “выступают такие признаки его деятельности: гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество (оригинальность)”. Автор считает, что “педагогическое мастерство базируется на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте. Необходимыми условиями педагогического мастерства являются гуманистическая позиция педагога и профессионально значимые личностные черты и качества”.

Нельзя обойти вниманием и значение такого важнейшего компонента профессионализма преподавателя высшей школы, каким выступает его общая и профессиональная культура. Она состоит, прежде всего, в том, что педагогическая деятельность приобретает для него не просто средство зарабатывания на жизнь, а одну из основных жизненных ценностей. Кроме того, профессиональная культура предполагает уважительное отношение человека к своей деятельности, а следовательно, и чувство повышенной ответственности за обеспечение ее качества и результатов.

В связи с этим подпрофессиональной культуройпонимаютопределенную совокупность материальных и духовных ценностей, вырабатываемых людьми соответствующей профессии. Она включает специфический способ организации их деятельности, отношение этих людей к своей работе и ее результатам, а также их отношение к себе, к коллегам, к другим людям и обществу в целом, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности.Важный элемент профессиональной культуры образует также система специфических норм, правил, ценностей и идеалов, исповедуемых лучшими представителями данной профессиональной группы, а также присущих этим представителям характерных личностных черт и качеств.

Сегодня существуют различные подходы к определению сущности и содержания понятия педагогического мастерства. Так, Н. В. Кузьмина и Н. В. Кухарев понимают под ним “наивысший уровень педагогической деятельности..., проявляющийся в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”. Пытаясь раскрыть сущность педагогического мастерства, А. И. Щербаков утверждает, что оно представляет собой синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личностных качеств педагога. Как одну из определяющих характеристик педагогического мастерства, многие зарубежные исследователи особенно подчеркивают творческий подход учителя к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. Так, по мнению французского ученого Р. Бурдонкля, “деятельность учителя больше напоминает импровизацию в постоянно меняющихся обстоятельствах, чем следование педагогическим правилам и алгоритмам. Иными словами, мы имеем дело скорее с мастером, чем с инженером”. Взгляд на преподавателя как на художника, по мнению В. В. Ягупова, “достаточно распространен в мире: его деятельность считается настолько сложной, что вообще не может систематизироваться. Во время занятий он получает огромное количество информации, на которую мгновенно реагирует. Поэтому учительская деятельность является искусством, которое требует интуитивного ощущения, творчества, импровизации. Эти качества способны проявиться только при условии определенного отступления от формальных правил и алгоритмов педагогического поведения”.               Важнейшимипрофессиональнымикачествами педагога, по мнению И. П. Подласого, являются “трудолюбие, трудоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своей работы и другие”. К личностнымкачествам педагога он относит “человечность, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, доброту, высокую нравственность, оптимизм, эмоциональную уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, скромность, достойность, патриотизм, религиозность, принципиальность, чуткость, эмоциональную культуру и многие другие”. Таким образом, педагогическое мастерство, вообще говоря, складывается из целого ряда составляющих. В общем виде оно представляет собой своеобразный сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя. К ним в первую очередь относятся следующие качества: способность понимать психологию студента, видеть его достоинства и недостатки; внимательность по отношению к собеседнику и умение слушать, доброжелательность и терпеливость; высокая общая культура и эрудиция; психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях; профессионализм и глубокие знания предмета; умение образно и доступно излагать свои мысли; умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения; строгость в сочетании со справедливостью; быстрота реакции мышления; умение пользоваться выразительными вербальными и невербальными средствами общения; соответствующий имидж преподавателя. Подводя итог анализу подходов к определению сущности и содержания термина “педагогическое мастерство”, сошлемся на авторов учебника “Педагогічна майстерність” под редакцией И. А. Зязюна, которые понимают его “как наивысший уровень педагогической деятельности (если характеризуются качественные показатели результата), как проявление творческой активности личности педагога (если характеризуется психологический механизм успешной деятельности)...Педагогическое мастерство — это комплекс свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на рефлексивной основе”.

 

Литература:

 

  1.              Буртовая Н. Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. 2, ч. 2. С. 19–21.
  2.              Буртовая Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12. С. 141–148.
  3.              Никульников А. Н. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога к работе в системе дополнительного образования: автореф.... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2012.
  4.              Кушин В. С. Общие основы педагогики. — Р-н/Д.: Март, 2002. 5. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. — М.: Советская энциклопедия, 1996. — 879 с. 6. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 105–108. 7. Сытдыков А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельнось И. Алтынсарина. — Алматы: Мектеп, 1968. 8. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. -М., 1999. 9. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л.: Изд-во Ленинградского университета. — 1974. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle