Библиографическое описание:

Кирютина Н. В. Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 55-60.



 

В настоящее время ведущей мировой тенденций государственной политики в области образования является инклюзия. Россия не составляет исключения. Отечественными учеными (Мельник Ю. В., Медова Н. А., Артюшенко Н. П., Колокольцева М. А., Коростелева М. А.) проведены значимые исследования различных аспектов инклюзивного образования.

Под инклюзивным образованием понимается форма организации образовательного процесса, при которой дети с особыми образовательными потребностями обучаются по соответствующим их возможностям программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся. Но при этом инклюзивное образование невозможно без социального партнерства, сотрудничества, компромисса. Современная школа же до сих пор основана на конкуренции, в ней ценится результат (например, полученные баллы за ЕГЭ, занятые места на олимпиадах), а не личность сама по себе. Нет заинтересованности учителя массовой школы и воспитателя обычного детского сада в появлении среди их подопечных детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинству родителей здоровых детей сложно принять факт того, что в одном классе с их ребенком может оказаться ребенок с особенностями развития. Общество не готово принять людей с ограниченными возможностями здоровья как равных. Мы ментально ориентированы на помощь слабым, убогим, на выдачу пособия, на отправку смс-сообщения в очередном телевизионном сборе средств на операцию больному ребенку, но не на обеспечение равных возможностей для получения образования и работы людьми с ограниченными возможностями здоровья. Флоранс Мижон, специалист ЮНЕСКО в области образования отмечает: «Самые большие препятствия на пути к инклюзивности вызваны особенностями общества, а не какой-либо формой инвалидности. Негативное отношение к различиям приводит к дискриминации и может обернуться серьезным препятствием для обучения. Каждый из нас должен изменить свой взгляд на людей, которые от нас отличаются. Создание инклюзивных обществ — это наша общая ответственность» [9]. В Саламанкской Декларации отмечается, что заслуга школ с инклюзивной ориентацией заключается в построении инклюзивного общества [18].

Инклюзивное общество рассматривается как общество, в котором для люди с особыми потребностями и ограниченными возможностями создаются условия для ведения независимого образ жизни и активного участия во всех аспектах жизни и развития такого общества [8].

Цель данной статьи: обозначить основы нормативно-правовой базы образования людей с ограниченными возможностями здоровья и раскрыть ее содержание и роль образования в их социализации и интеграции в общество.

Одним из первых международных нормативно-правовых документов, обративших внимание на важную роль образования в социализации детей, и явившего основанием для российского законодательства по закреплению права людей с особенностями на качественное образование была Декларация прав ребенка (1959 г.) [3]. Но если обычным детям важно быть интегрированными в общество, то для детей, имеющих отличия и особенности, это еще важнее. В Конвенции о правах ребенка 1989 года говорится, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [5].

В 1975 г. принятая ООН Декларация о правах инвалидов констатирует, что реализованное инвалидами право на образование, ремесленную и профессиональную подготовку наряду с реализацией других прав позволяет им «максимально проявить свои способности и ускоряет процесс социальной интеграции или реинтеграции» [2].

Проблема получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья все больше интересовала мировое сообщество. 1981 год был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом инвалидом, а период с 1983 по 1992-й год — Десятилетием инвалидов. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Пункт 22 гласит: «Иногда благами общества пользуются только те люди, которые полноценны с точки зрения своих физических и умственных способностей. Общества должны признать тот факт, что, несмотря на профилактические меры, всегда будут существовать люди с дефектами и инвалидностью; и общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов. Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе» [1]. Приоритетом для государств должна быть организация получения инвалидами образования и работы, а не обеспечение их пенсией или государственной помощью.

Следующим шагом на пути к инклюзивному образованию было принятие в 1993 г. основного всеобъемлющего документа, посвященного правам инвалидов, — «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», отметивших, что государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования [19].

Ярким событием для мирового педагогического сообщества стало проведение в 1994 г. в Испании, в городе Саламанка «Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями: доступ к образованию и его качество». В педагогику был введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования: «вседети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними» [18]. Результатом проведения конференции стало принятие «Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и «Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями». В основе этих документов лежит принцип включения путем признания необходимости создать «Школы для всех», т. е. «учреждения, объединяющие всех, учитывающие различия, содействующие процессу обучения и соответствующие индивидуальным потребностям» [18].

Однако главной проблемой реализации принятых Деклараций была их юридическая необязательность. Международное сообщество постепенно приходило к идее создания документа, который бы юридически закреплял права инвалидов. Таким документом стала Конвенция о правах инвалидов 2006 г. Статья 26, посвященная образованию инвалидов, гласит: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [4]. В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению положений Конвенции в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение инклюзивного образования и механизмы его реализации.

Инклюзивное образование пришло в Россию как зарубежная модель организации образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно-правовые акты нашей страны с 2012 г приводятся в соответствие с международными документами, касающимися образования лиц с особыми образовательными потребностями.

29 декабря 2012 года был принят федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил основные положения и понятия в части образования детей с особыми потребностями:

«- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

                   индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

                   инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

                   адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [22].

Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также гарантирует государственную поддержку получения образования инвалидами и создание необходимых условий для его получения. Инвалиды могут обучаться как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях, а также на дому, согласно перечню заболеваний, дающих право на такое обучение [21].

Заслуживает внимания такой факт, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве не так давно. В соответствии с федеральным законом № 120-ФЗ от 30 июня 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья» [23]. Тем самым медицинская модель понимания инвалидности заменяется на социальную.

Основной принцип инклюзивного образования был сформулирован федеральном документе 2010 года «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271): «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [6].

Особое внимание необходимости социализации детей с особыми потребностями и подготовки общества к принятию детей с особенностями развития уделено в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 года (Указ № 761) «О национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В нем констатируется социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Согласно Стратегии, перед государством стоят задачи максимально реализовать потенциал каждого ребенка, создать условия «для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» [20]. Особое внимание следует уделить уязвимым категориям детей, помочь им преодолеть их социальную исключенность и способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество. Очень важно обеспечение права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование всех уровней, профессиональную подготовку, доступную среду. Необходимо развивать инклюзивное дошкольное образование, организовать комплексную подготовку ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе. Право на инклюзивное образование по месту жительства должно стать гарантированно реализуемым. Необходимо создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях. Одновременно следует готовить общество к принятию детей c особыми возможностями.

В настоящее время цель государственной политики в области отечественного образования определяет Концепция развития образования на 2016–2020 годы. Она заключается в обеспечении «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [17]. Концепция указывает на социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных городах страны.

В Государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы обозначены правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Инвалидам и другим маломобильным группам населения должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам, в том числе в сфере образования, устранены отношенческие барьеры.

Приказы и письма Министерства образования Российской Федерации также играют важную роль в обеспечении развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки от 16.04.2001 г. № 29/1524–6 «Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными возможностями)» отмечено, что «Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми» [10]. Согласно Концепции, до включения каждого ребенка в учреждение необходимо проведение подготовительной работы с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей. Учреждения комбинированного типа, включающие в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития оптимальны для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.). Помимо интегрированного образования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе возможно использование формы группового обучения детей-инвалидов одной категории в спецклассе массовой общеобразовательной школы, и в этом случае дети из специальных классов должны систематически участвовать в проведении общешкольных праздников, совместных уроков (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т. д. Для внедрения Концепции интегрированного обучения в повседневной практике необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается важность объединения для этой цели усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур и др.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» содержит рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации. Отмечается важность получения образования как основного условия социализации, эффективной самореализации. Помимо прочего, рекомендуется проводить совместные воспитательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и др. мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Отмечается, что дети-инвалиды могут обучаться также на дому или дистанционно [13].

Письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» называет образование лиц с ограниченными возможностями здоровья одним из приоритетных направлений развития образования в РФ и отмечает опасность немотивированного сокращения сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подчеркивается, что инклюзия не должна превратиться в самоцель, не должна носить формальный характер, это не способ сэкономить на коррекционных образовательных учреждениях [11].

Институциональными структурами деятельности по выявлению детей с особенностями в физическом и психическом развитии или отклонениями в поведении, проведению их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, являются психолого-медико-педагогические комиссии. Помимо Закона об образовании, комиссии руководствуются в своей деятельности «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» определяет основные задачи совершенствования деятельности Центров, в том числе перед Центрами теперь стоит задача координации инклюзивного образования. Место и функции Центров в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса инклюзии:

                   адаптации ребенка с ОВЗ к школе;

                   адаптации школы — к его особенностям и потребностям.

Функции Центров как ресурсных центров инклюзивного образования адресованы всем участникам инклюзивного образовательного процесса — детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям, педагогам, другим обучающимся (воспитанникам) и их родителям, специалистам службы сопровождения образовательной организации [12].

Приказ Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвердил федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента — академический и «жизненной компетенции», а также предусматриваетчетыреварианта образовательной программы. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности [16].

Региональный уровень нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Смоленской области представлен Областной государственной программой «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области на 2014–2018 годы». Компонентом данной программы является подпрограмма «Развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Ее целью является «повышение качества, доступности и эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Смоленской области» [7]. Подпрограмма реализуется в 2 этапа (первый этап: 2014–2016 годы, второй этап: 2017–2018 годы) и является продолжением программных мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие специального (коррекционного) образования в Смоленской области» на 2012–2014 годы. Приоритетными направлениями программы названы увеличение количества обучающихся с ОВЗ, получивших документы об общем образовании и увеличение количества граждан, получивших психолого-педагогическую, медико-социальную помощь.

Таким образом, в нормативно-правовых документах об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья неоднократно подчеркивается важная роль образования в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивные детские сады, школы являются основными «тренировочными площадками» для адаптации как людей с особыми потребностями к обществу, так и общества к ним. Без инклюзивных школ наше общество не научится терпимости, сотрудничеству, пониманию.

 

Литература:

 

  1.              Всемирной программы действий в отношении инвалидов 1982 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml (дата обращения: 25.11.2015)
  2.              Декларация о правах инвалидов 1975 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения: 25.11.2015)
  3.              Декларация прав ребенка 1959 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 10.01.2016)
  4.              Конвенция о правах инвалидов 2006 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 26.11.2015)
  5.              Конвенция о правах ребенка 1989 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 25.11.2015)
  6.              Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=562811 (дата обращения: 28.11.2015)
  7.              Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» на 2014–2018 годы (с изменениями на: 20.07.2015) URL: http://docs.cntd.ru/document/422404193 (дата обращения: 20.12.2015)
  8.              Официальный Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/events/disabilitiesday/background.shtml (дата обращения: 15.01.2016)
  9.              Официальный сайт ЮНЕСКО URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/director-general/singleview-dg/news/ravnye_prava_ravnye_vozmozhnosti_inkljuzivnoe_obrazovanie_dlja_vsekh/#.Vpj7U7aLRH0 (дата обращения: 14.01.2016)
  10.         Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524–6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)" URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=331458 (дата обращения: 02.01.2016)
  11.         Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157999 (дата обращения: 04.01.2016)
  12.         Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176809 (дата обращения: 04.01.2016)
  13.         Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853 (дата обращения: 02.01.2016)
  14.         Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189921 (дата обращения: 03.01.2016)
  15.         Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368 (дата обращения: 11.12.2015)
  16.         Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175495 (дата обращения: 20.12.2015)
  17.         Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173677 (дата обращения: 11.01.2016)
  18.         Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями 1994 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 15.01.2016)
  19.         Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения: 26.11.2015)
  20.         Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130516 (дата обращения: 10.12.2015)
  21.         Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181697 (дата обращения: 05.01.2016)
  22.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191690 (дата обращения: 05.01.2016)
  23.         Федеральный закон от 30.06.2007 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140563 (дата обращения: 28.11.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle