Библиографическое описание:

Каганова Н. М. Еще раз к вопросу применения педагогических технологий [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4-6.



 

Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организации и проведению учебного процесса, а также получению наилучших результатов.

Ключевые слова: педагогика, технологии, методы, результат, обучение языку, подход, функции.

 

Для российской педагогической практики термин «технология обучения» уже не является достаточно новым. Он был введен в 1989 году В. П. Беспалько, который дал представление о педагогической технологии, как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». [1]

Еще А. С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Применительно к деятельности преподавателя он означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого алгоритма, порядка действий, целевых установок, а в результате более высокий результат, который можно достичь быстрее и с меньшими затратами. В дальнейшем теоретическую основу обучения составляют: понятие педагогической технологий, произведенная классификация и систематизация существующих педагогических технологий.

Как пишет в своих работах ведущий научный исследователь процессов проектирования современного образования, основатель научной педагогической школы Г. Е. Муравьёва: «Технологизация современного образования — это тенденция его развития, которая направлена на повышение результативности образовательного процесса, гарантию достижения студентами намеченных результатов обучения». [4] Кроме того, Г. Е. Муравьёва указывает, что технология должна разрабатываться заранее и планирование образовательного процесса должно осуществляться на основе технологии. Далее автор подчеркивает, что технология всегда объективна и повторяема, она не зависит от личных свойств человека, который её реализует. [4] Автор пишет, что научно обоснованная технология является промежуточным звеном между определённой наукой и соответствующим производством. Технология обучения является условно связующим звеном между теорией и практикой. Для того, чтобы использовать теорию в учебном процессе, научные знания необходимо технологизировать, превратить в инструмент, своеобразный каркас для решения педагогических задач.

Первыми технологиями в обучении были технология алгоритмизации обучения и технология программированного обучения.

Исследуя позиции отечественных авторов относительно понятия «педагогическая технология», мы встретили в литературе такие понятия, как «образовательная технология», «технология обучения». Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование, обучение. Самым широким понятием является понятие «педагогическая технология», поскольку оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. [2]. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Понятие технология обучения описывает деятельность учителя и учащихся в учебном процессе.

Словарь современного русского языка [2] определяет технологию как совокупность приемов, в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. Педагогическая технология — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Сущность этого определения заключается в идее оптимизации работы, в оптимизации образовательного процесса.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой образовательной процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей, а в нашем случае — обучение иностранному языку. Педагогическая технология представляет собой совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создаёт условия для развития участников педагогического процесса и предполагает определенный его результат.

Г. Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки, или характеристики, технологии обучения как процедуры деятельности [4]:

          целенаправленность;

          целостность;

          научная обоснованность

          направленность на результат;

          планируемость;

          высокая эффективность;

          системность;

          комфортность для учителя и учащихся;

          проектируемость;

          надежность;

          гарантируемость результата и т. д.

В. В. Юдин [2] выделил следующие признаки педагогических технологий:

          Четкость определенность в фиксации результата;

          Наличие критериев его достижения;

          Пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Следует также отметить, что важными признаками педагогических технологий являются: педагогическая идея (технология процесса передачи знаний и технология развития личности), фиксированная последовательность педагогических действий, операции коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками, процесс взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их индивидуальных характеристик. Проектируя занятие, преподаватель должен четко продумать и сформулировать его цель, чтобы было понятно какими видами речевой деятельности и каким языковым материалом должны овладеть студенты на этом занятии и с помощью каких текстов или заданий это можно выявить. Материал должен подаваться в виде системы познавательных и практических задач. Любая технология должна быть четко выстроена, состоять из последовательности шагов, ведущих к результату. Преподаватель должен организовать личностно-мотивированное обеспечение деятельности студентов (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный опыт). На современном этапе применяется широкое использование новейших средств и способов предоставления и получения информации.

При подготовке к занятиям, преподаватель должен четко ставить учебные цели через изучаемое содержание, через деятельность преподавателя, через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития студента, а также через учебную деятельность студентов. Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся.

Многообразие педагогических технологий вызывает необходимость их классификации. Существует множество различных классификации педагогических технологий. Они создавались в разное время, каждая несёт в себе авторскую особенность. Классификации образовательных технологий выполняются по широкому спектру критериев:

          по видам педагогического воздействия на обучающихся;

          по возможности сочетания с традиционной системой обучения;

          по компонентам методической системы обучения;

          по технологическим моделям обучения;

          профессионально ориентированные технологии и т. д.

Существуют и другие классификации педагогических технологий.

Наличие значительного числа педагогических технологий предъявляет педагогу определенные требования к их выбору и использованию в педагогическом процессе:

          деятельный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направленные, прежде всего, на речевую деятельность студентов);

          соответствие технологий поставленным целям и задачам;

          систематичность использования;

          доступность;

          развивающий характер;

          высокая эффективность технологий и т. д.

Для расширения представления о педагогической технологии можно попытаться представить её возможные функции (назначение) в педагогическом процессе. Среди них можно выделить:

  1.              Организационно-деятельностную функцию, предполагающую:

          Организацию деятельности педагога;

          организацию педагогом и студентами совместной деятельности;

          организацию студентами своей деятельности;

  1.              проектировочную функцию, включающую:

          предвидение участниками процесса его возможных результатов;

          моделирование педагогического взаимодействия;

  1.              коммуникативную функцию, предполагающую:

          коммуникативную деятельность участников педагогического процесса;

  1.              рефлексивную функцию, которая заключается в:

          осознании педагогом и студентами себя в сложившейся педагогической ситуации;

          оценке объективности результата педагогического взаимодействия;

  1.              развивающую функцию, состоящую в:

          создании условий развития учащихся;

          обеспечении средствами саморазвития студента и педагога.

Отбор и использование педагогом разнообразных технологий педагогическом процессе заставляет его выделить критерии их эффективности. Таковыми могут быть:

          высокий уровень владения педагогом технологическими приемами;

          высокий уровень технологической культуры педагога;

          собственный опыт использования педагогом педагогических технологий;

          возможность творческого преобразования технологии;

          создание ситуации успеха в деятельности учащихся и педагога в процессе реализации технологии;

          органическая взаимосвязь компонентов технологии;

          достаточно полное описание технологии;

          организация взаимодеятельности педагога и учащихся;

          существенные изменения состояния учащихся (в их мотивации, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.)

В современные условия хорошо вписываются известные и проверенные в традиционной системе обучения, педагогические технологии, такие как: технология модульного обучения, технология развивающего обучения, дифференцированного обучения и другие [3]. Современный педагог должен овладеть рядом технологий, таких как: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии и т. д. [5] Сегодня надо осваивать не просто одну или несколько образовательных технологий, требуется перейти от объяснения знания к организации его студентами. Это означает, что должно меняться и мировоззрение педагога, способы его работы, формирование у него нового мышления, мобильности, гибкости. Особенно важно это для преподавателей иностранных языков. Знание иностранных языков стало насущной потребностью современного общества.

 

Литература:

 

1.       Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2.       Виневская А. В. Педагогические технологии (вопросы теории и практики внедрения). Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

3.       Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Минск: Тетрасистемс, 2013.

4.       Муравьева Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе.М.:2002.

5.       Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998

Основные термины: педагогических технологий, образовательного процесса, педагогических технологий и их, применения педагогических технологий, технология должна, педагогической технологии, технология алгоритмизации обучения, технологий обучения в современной, Понятие технология обучения, существующих педагогических технологий, Многообразие педагогических технологий, признаками педагогических технологий, технология модульного обучения, технология развивающего обучения, классификации педагогических технологий, понятие педагогической технологий, образовательных технологий, технология процесса передачи, технологии обучения, о педагогической технологии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle