Библиографическое описание:

Ерилова В. В. Воспитание ребёнка в семье — вопросы и ответы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 272-274.



 

Несколько слов о стимулирующей развитие ребёнка среде

Повседневная жизнь предъявляет нам много возможностей для воспитания детей, и эти возможности надо обязательно использовать. Как правило, они не требуют больших затрат времени. Необходимо лишь заранее продумать свои действия. Многие родители упускают эти возможности по неведению или считая их не столь уж важными для воспитания детей.

Возьмём, к примеру, проблему карманных денег. Мы даём их прежде всего для того, чтобы порадовать детей и чтобы они не должны были просить у нас каждый рубль. Да и неплохо, если дети как можно раньше научатся обращаться с деньгами. Разумеется, не раньше, чем они овладеют счётом. Необходимо стараться, чтобы их денежное хозяйство максимально походило на денежные расчёты взрослых, как бы в миниатюре повторяло последнее. Мы, как правило, получаем известную сумму в определённый день, часть её тратим на самое необходимое, а остальное идёт на удовлетворение неординарных потребностей. Лишь изредка премия или случайный приработок увеличивает наши обычные доходы.

А как обстоит дело с карманными деньгами в некоторых семьях? Что-то дадут родители, что-то — бабушка, тётка. Деньги в наказание за какой-нибудь проступок то совсем перестают выдаваться, то в течение месяца они идут на возмещение нанесённого ущерба. Одни дети вынуждены как можно более экономно расходовать деньги, другие могут свободно удовлетворять все свои личные потребности. Могут ли дети в таких условиях правильно научиться обращаться с деньгами?

Или возьмём, к примеру, различного рода кружки. Мы рады, что наше общество создаёт для детей и подростков такие прекрасные возможности, которые позволяют интересно и с пользой для развития их личности проводить свободное время. Многие дети используют эти возможности. Часто в процессе занятий в кружке у детей появляется настоящий интерес к той или иной профессии, и они приходят в специальные учебные заведения, уже обладая ценным опытом и навыками. Но как часто я слышу от детей: «Я не мог вчера пойти в кружок. Родители хотели, чтобы я поехал с ними за покупками» или «Я должен был помогать по дому». Так посещения кружка становятся реже, нерегулярнее и затем прекращаются вовсе.

Если мы хотим, чтобы среда, в которой живёт ребёнок, стимулировала его развитие, мы должны постоянно поощрять и одобрять его, показывать ему возможные пути дальнейшего развития, но одновременно и содействовать выработке у него выдержки и терпения [1, с. 24].

Из всего вышесказанного следует, что в наше общее с детьми свободное время мы должны максимально стимулировать их развитие. Конечно, мы не можем в конце каждой недели предпринимать что-либо из ряда вон выходящее, на это у нас просто не хватит времени. Тем не менее следует взять себе за правило наполнять семейную жизнь совместно переживаемыми событиями, соответствующими, разумеется, возрасту ребёнка. Посещение театра, концерта или зоопарка, велосипедная прогулка, пешие походы или поездка на автомобиле с интересной целью, подготовленные совместными усилиями родителей и детей, являются важными стимуляторами развития.

Об избалованности.

Чаще всего избалованные дети бывают у родителей, которые буквально «трясутся» над ними, оберегают их от малейших трудностей и «экзаменов», которые постоянно устраивает нам жизнь. Как и отсутствие стимулирующей среды, балование детей является важным источником пробелов в развитии личности.

Есть родители, честолюбивые помыслы которых целиком сводятся лишь к одному — добиться успехов в воспитании своего ребёнка. Однако, как это ни странно, за этим часто скрывается отсутствие серьёзных педагогических знаний и связанная с этим неуверенность в вопросах воспитания.

Типичным в этом отношении было воспитание Коли. В детском саду и в школе на него очень жаловались воспитатели и учителя. Мать не могла с ним сладить. Вот что она рассказывала: «Я живу одна, без мужа. Если Коля будет вести себя дерзко, люди скажут: «Она и ребёнка-то воспитать не может». И мать с бабушкой «воспитывали» Колю. Если он плакал, когда его укладывали спать, мать ложилась к нему в кровать в семь часов вечера. Ему не разрешали одному выходить на улицу, так как он мог набраться там дурных слов и привычек. Недалеко от дома Коли была спортивная площадка, но он мог туда ходить только под присмотром матери или бабушки.

Начало учёбы в школе лишило женщин возможности круглосуточно опекать мальчика. Теперь он мог сам выбрать себе друзей, и он подружился с самыми дерзкими и отчаянными мальчишками, как наиболее соответствующими его тайным желаниям. На наказания он не реагировал, мешал вести уроки, был неряшлив и не имел ни малейшего чувства ответственности.

Хотя мать мальчика хотела, чтобы всё было как можно лучше, Коля не обладал многими, необходимыми для решения выдвигаемых школой проблем, навыками и способностями, нужными «образцами поведения». Коле только семь лет, но мать уже готова сдаться. Она то грозится отдать его в детский дом, то пытается воздействовать на него чрезмерным проявлением любви. О её растерянности говорят такие, например, высказывания: «Мы только вчера вместе плакали из-за плохой записи в дневнике, а сегодня он «заработал» её снова», «Я делаю всё для него, он тоже мог бы, по крайней мере, хоть немножко любить меня».

В подходе этой матери к воспитанию сына мы находим все признаки излишней заботливости, а именно:

  1.              Мать входит в чрезмерно тесный контакт с ребёнком.
  2.              Она обращается с ним как с малышом дольше и интенсивней, чем это необходимо.
  3.              Она держит его в постоянной зависимости от себя.
  4.              Она то излишне снисходительна к нему, то впадает в обратную крайность и излишне строго контролирует его поведение.

Подобный подход к воспитанию и обусловливает пробелы в развитии ребёнка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, совершенно очевидно, что воспитанный таким образом ребёнок при первой удобной возможности сбрасывает с себя «узду» (как это произошло в случае с Колей).Для этих детей типично неумение общаться с ровесниками, неспособность получать радость, приносимую физическим трудом, спортом и т. д.

Требовать и поощрять.

«Ах, они ещё такие маленькие. Пускай поиграют, пока жизнь не взяла их в оборот» — это высказывание хорошо выражает сущность такого подхода к воспитанию, который ведёт к серьёзным проблемам в развитии детей. Выполнение детьми своих обязанностей может восприниматься ими так же радостно, как игра. Всё зависит лишь оттого, как мотивируются эти обязанности [2, с. 56].

Чрезмерная заботливость родителей о своих детях встречается очень часто. Факты свидетельствуют о том, что родители тех детей, которым сопутствует успех и в школе, и в последующей жизни, предъявляли к ним значительно большие требования, нежели другие отцы и матери. Работа для детей в этих семьях стала чем-то само собой разумеющимся и привычным, поскольку у родителей было достаточно терпения, чтобы постепенно приучать их ко всё более сложным её разновидностям.

Один отец рассказывал мне: «Я впервые послал нашего малыша в булочную, когда ему едва исполнилось три года, и он ещё не знал толком, куда ему идти. Конечно, я пошёл сзади, помог ему, когда он не знал, куда повернуть, и похвалил за первые успехи. После трёх попыток он научился сам находить дорогу. Я очень рано научил его также обращаться с огнём и варить кофе на газовой плите. При этом я постоянно следил за тем, чтобы ребёнок знал обо всех возможных опасностях. Я контролировал, иногда незаметно, процесс овладения им новыми навыками. По моему мнению, лучшая защита от опасностей — научиться иметь с ними дело».

Конечно, здесь ничего не следует абсолютизировать. Возьмём хотя бы пример с булочной. Многое ведь зависит от обстоятельств. В районах, где нет большого движения, посылать детей за покупками можно значительно раньше, нежели в районах, где много транспорта. Необходимо также учитывать и особенности психики ребёнка. Например, принимать во внимание то, насколько он легко отвлекается, способен ли он вообще быть внимательным и целеустремлённым. Но как бы то ни было, мы знаем, что особенности и свойства психики формируются только в процессе деятельности. В комнате ребёнок никогда не научится правильно переходить улицу.

Со всей очевидностью напрашиваются следующие выводы:

  1.              Мы должны больше доверять нашим детям. В большинстве случаев они могут значительно больше, чем мы думаем.
  2.              Помогая овладеть каким-нибудь новым делом, мы должны давать им точные наставления, показывать, что здесь самое главное, предупреждать о возможных опасностях.
  3.              Необходимо до тех пор открыто или незаметно контролировать новые для них виды деятельности, пока мы не убедимся, что дети полностью овладели ими.
  4.              Нельзя забывать хвалить ребёнка за достигнутые им успехи.

 

Литература:

 

  1.              Ефремов К. С. Трудные дети, трудные люди / К. С. Ефремов// Народное образование.- 2004.-№ 3.-с.117–124.
  2.              Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.-Избр.пед.соч.в 3-х т., т.3. М., 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle