Библиографическое описание:

Маракушина И. Г., Фомина Л. П. Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 115-118.



 

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошкольников «на основе духовно-нравственных ценностей» в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

 

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО основана на необходимости обновления содержания воспитания и образования, форм и методов их реализации. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование закреплено в новом качестве — уровне общего образования [7].

В настоящее время поставлены вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях неспокойной политической обстановки и меняющегося мира. Для детского сада возникла актуальная необходимость вернуться к родным истокам и корням, к истокам родного беломорского севера, его истории. Важными были и есть понятия «Родина», «родной край», «любимый город», которые возбуждают чувство гордости за малую родину и побуждают любовь к Отчизне. В. А. Сухомлинский утверждал, что «есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это — Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который вскормил и взрастил тебя», что «начинать познание мира надо с того, что близко — с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей» [6, с. 22].

Дошкольная организация является идеальным местом по созданию условий для воспитания и развития личности маленького патриота. Применяя новые подходы к решению актуальной задачи патриотического воспитания мы решим вопросы социальной адаптации ребенка, создадим предпросылки становления личности.

Рассмотрим кратко содержание одного из основных понятий нашего исследования: «патриотизм». Патриоти́зм: нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии [10].

Патриотизм: (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [5].

Отметим, что данные определения носят обобщающий характер и в нем не указаны субъекты образовательной деятельности, ни педагог, ни воспитанники.

Проблеме патриотизма посвящено много исследований. Вопросы формирования патриотизма, преданности Родине и своему народу исследовались в педагогической науке в трудах известных педагогов и общественных деятелей: В. С. Батищева, В. Г. Белинского, В. С. Библер, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, А. С. Макаренко и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному краю, национальной культуре, родному языку, природе и т. д. [2, с. 40–42].

Кокуева Л. В. характеризует патриотизм дошкольника как желание ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность патриотического воспитания заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Патриотическое воспитание у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими [4].

Компоненты патриотизма говорят о том, чтовоспитание патриотизма у старших дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а содержание патриотического воспитания ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни, доступных возрасту.

Филатова Л. В. отметила, что в ракурсе философско-жизненных проблем, отражаемых педагогических наукой и стимулирующих уточнение ее категориального аппарата, воспитание есть приобщение человека к ценностям, являющихся аксиологической формой культуры. Воспитание как приобщение детей дошкольного возраста к ценностям создает условия к их восхождению к культуре как опыту деятельности. Автор доказала, что формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков-слов и поступков-дел — важные составляющие патриотического воспитания, а формирование опыта реализации ребенком отношений, адекватных содержанию понятия «патриотизм», определяет содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел ребенка [8].

Царегородцева Л. А. выделяет основные ориентиры содержания патриотизма: воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формирование чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордости за мужество воинов, развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Формирование патриотизма у ребёнка происходит постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. [9, с. 80–84].

Детский сад № 19 «Зоренька» САФУ им. М. В. Ломоносова г. Архангельска станет базой эмпирического исследования по эффективности условий воспитания патриотизма старших дошкольников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста способствует соблюдение следующих условий: обогащение представлений детей о малой родине и Отечестве, использование ресурсов среды дошкольной образовательной организации, организация взаимодействия с родителями.

Предполагается, что воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе патриотизма будет более успешным, если во-первых, будет учитываться гражданская идентичность ребенка-дошкольника при организации патриотического воспитания на основе пяти образовательных областей ФГОС ДО, каждая из которых описывает степень выраженности патриотизма, знание традиций и культуры северного края, характер представлений о себе как о гражданине России, развития культуры межнационального общения и толерантности. Во-вторых, будет разработана и апробирована концептуальная модель региональной программы «Северята» по ознакомлению с малой родиной в условиях русского Севера как фактор воспитания патриотизма у старших дошкольников.Перспективный план эмпирической части исследования представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Программа экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Этап

Задачи

Методы исследования

Ожидаемые результаты

Констатирующий

1) подготовить характеристику базы исследования;

2) изучить проявление патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы

3) Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста экспериментального детского сада

1) Изучение литературы и других источников

2) метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1) Характеристика базы исследования;

2) Характеристика проявления патриотизма у старших дошкольников

3) Характеристика исходного уровня старших патриотизма дошкольников экспериментальной группы.

Формирующий

Реализовать на практике работу по проверке эффективности условий воспитания патриотизма у старших дошкольников

Эксперимент, наблюдение

Характеристика хода формирующего эксперимента

Контрольный

1) Выявить уровень сформированности патриотизма, знаний о малой родине, у старших дошкольников в конце экспериментальной работы.

2) На основе сравнения результатов, полученных на разных этапах исследования, оценить результативность проведенной работы по воспитанию патриотизма у старших дошкольников

Метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1) Характеристика сформированности патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы в конце экспериментальной работы.

2) Наличие положительной динамики в формировании патриотизма старших дошкольников.

 

На диагностическом этапе нами будут использованы диагностические методики на выявление уровня сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диагностические ситуации, беседа, проективная методика (рисунок).

Для реализации экспериментальной программы нашего исследования будут использованы разнообразные организационные формы: беседы с детьми, непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, праздники и развлечения, концерты перед ветеранами Великой Отечественной войны, подготовка к мероприятиям патриотического содержания и др. Реализация алгоритма деятельности педагогов, отражение процесса и этапов решения воспитательно-образовательных задач по воспитанию патриотизма у детей будет осуществляться при взаимодействии с родителями по приобщению детей к ценности патриотизма. Отбор средств, обеспечивающих выполнение воспитательно-образовательных мероприятий, содержание которых базируется при отборе содержания понятия «патриотизм», осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при разработке краткосрочных проектов, при подготовке и проведении мероприятий (дети и родители — участники). Педагогические средства: отбор методов и форм проведения мероприятий при формировании у детей представлений о малой родине.

На формирующем этапе эксперимента планируется апробирование программы патриотического «Северята» (ознакомление старших дошкольников с малой родиной), которая составлена с учетом регионального компонента. В ходе реализации программы дети познакомятся с мастерами и ремеслами: каргопольской глиняной игрушкой, соломбальскими и холмогорскими козулями, холмогорской резьбой по кости, плетением из корней лозы, бересты, соломы, росписью и резьбой по дереву. Знакомство с изделиями мастеров и народных промыслов вызовет желание сделать такую же вещь своими руками. Дети почерпнут большую информацию о северном регионе, о быте, о мастерах. Дети познакомятся с историей старого и нового Архангельска, знаменитыми людьми Архангельской области.

Для реализации общей стратегии патриотического воспитания старших дошкольников нами будет использован большой потенциал новых информационных технологий, что позволит создать большие возможности для воспитательно-образовательной среды: воспитательное и образовательное пространство. Данная система на базе информационных технологий даст возможность продуктивно, эффективно и результативно решать задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях Детского сада № 19 «Зоренька».

При реализации задач воспитания патриотизма у дошкольников, разработана экспериментальная программа «Северята». Цель программы: воспитание у воспитанников патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за Родину. В связи с этим, в ходе различных мероприятий дети научатся:

                   знать название области, города; оперировать ими в речи;

                   иметь представления о сезонных изменениях в условиях Крайнего Севера,

                   называть не менее 2 растений и животных родного края;

                   иметь представления о народных промыслах, народных традициях, фольклоре Севера; узнавать предметы культуры и быта, выделять их среди прочих;

                   узнавать по фотографиям северных писателей и их произведения, выдающихся людей Севера-прошлого и настоящего;

                   с гордостью рассказывать о героических людях нашего города и области.

Таким образом, формирование патриотизма дошкольников должно быть направлено на изучение малой родины, ее истории и культуры, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни.

 

Литература:

 

  1.              Буторина Т. С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. — 91 с.
  2.              Валиева З. И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в cовременных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 4 (15). — С. 40–42.
  3.              Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика, 1988. — С.78.
  4.              Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: Ярославль, 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.lib.ua-ru.net/ (дата обращения: 05.11.2015).
  5.              Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 17.11.2015).
  6.              Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). — Минск: «Нар. асвета», 1978. — 287 с.
  7.              Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/
  8.              Филатова Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 01.12.2015).
  9.              Царегородцева Е. А. К вопросу о воспитании патриотических чувств у старших дошкольников // В сборнике: Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности Гл. редактор Широков О. Н.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 80–84.
  10.         Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle