Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Теоретические подходы в экономическом воспитании [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 108-111.



 

В статье дается обоснование теоретических подходов к экономическому воспитанию, и роли экономики в жизни ребенка.

Ключевые слова: экономика, деньги, опыт.

 

Keywords:economy,money, experience.

 

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался — не было в этом необходимости.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по-иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее — он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.

Нередко экономика подменяется:

          арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша, покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);

          ботаникой (например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);

          в какой-то степени, географией («Красная Шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т. п.).

Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время когда бюджет — это свод доходов и расходов.

Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

Экономика — это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает А. П. Валицкая.

Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности не педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.

Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

          научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

          с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

          объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными — “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” — с другой;

          научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

          вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.[4]

Исходя из вышесказанного, А. А. Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:

1. Моя страна и моя семья. 2. Доходы семьи. 3. Расходы семьи. 4. Текущий и перспективный семейный бюджет. 5. Семейные сбережения и их использование.

Для примера и первоначальной ориентации предлагаем ознакомиться с содержанием нижеследующей таблицы по А. А. Богданову:

 

Таблица 1

Тема

Основные понятия и категории

«Ручейки» понятий для конкретной программы

 1

 2

 3

1.Моя страна, моя семья

Страна, государство, герб, флаг, семья, генеалогическое древо, функции семьи.

На 1 и 2 занятиях следует использовать все основные категории и понятия

2.Доходы семьи

1.Состав совокупного дохода семьи: зарплата сдельная и повременная, пенсии, стипендии, пособия, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности. 2.Деньги, бартер, инфляция, товар, продукт, услуга. 3.Реклама. 4.Банки, ценные бумаги. 5.Бизнес, предпринимательство

Зарплата сдельная и повременная; деньги, инфляция; реклама; банки, ценные бумаги.

Доходы от личного подсобного хозяйства; товар, продукт, услуга; деньги, бартер.

Пенсии, стипендии, пособия; доходы от личного подсобного хозяйства; услуги; деньги, инфляция.

3.Расходы семьи

Виды расходов: на питание, одежду, развлечения, на жилище, образование, газеты и журналы, подарки, праздники, неразумные расходы семьи, отдых, приобретение предметов роскоши и предметов длительного пользования. Налоги и обязательные платежи, потребности, возможности, бережливость, скупость, расточительность, эффективность расходов, цена и стоимость

Обязательные расходы семьи; налоги; потребности и возможности; бережливость, скупость, расточительность, эффект-ть расходов, реклама, цена, стоимость

Расходы на развлечения, подарки, игрушки, неразумные расходы, потребности возможности, Расточительность, эффект-ть расходов; Налоги Цена, стоимость

Расходы на жилище; налоги; потребности возможности, Эффективность расходов, бережливость, расточительность; Налоги, Цена, Стоимость

4.Текущий и перспективный бюджет семьи

Бюджет, бюджет семьи, бюджет дошкольника.

Бюджет семьи, бюджет дошкольника

5.Семейные сбережения и их исп-ие

Сбережения, накопления, банк, копилка, ценные бумаги, банковский процент

Все основные категории и понятия темы

 

Конкретизирую приведенные здесь термины:

понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса;

категория — (от греч. kategoria — высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности.

В итоге, как считает А. А. Богданов, дошкольник должен:

          знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;

          уметь соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке — копилке, а в банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь;

          усвоить, что зарплата — это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей — это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи — это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т. п.

          осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Учеными РАО разработана и утверждена единая концепция экономического образования детей и подростков, согласно которой обучение начинается с дошкольного возраста. [5]

Программа А. Шатовой «Дошкольник и … экономика» делает попытку заложить основы экономического образа мышления, осознания того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее — созидателем предметов потребления. В этом — залог нового мышления, нового отношения к жизни.

Итак, каковы же цели программы, или зачем дошкольнику экономика:

          Ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

          Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

          Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

          Видеть красоту человеческого творения;

          Признавать авторитетными качества человека — хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

          Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

          Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Программа состоит из четырех блоков: «Труд — продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы.

Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста — пяти-шести лет. В подборе блоков легко обнаружить внутреннюю связь, которая задает определенную систему работы. Мы не знакомим детей с понятием «потребности», но оно заложено в блоке «Труд — продукт». Дети получают представления о том, почему все взрослые работают. Результаты труда людей — это и есть продукт труда (разные товары, вещи, игрушки, продукты питания и т. д.), в которых нуждаются все люди: и дети, и взрослые.

Серия разнообразных занятий позволяет ребятам понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся самые разнообразные товары, необходимые людям для жизни. Рекомендуется познакомить дошкольников с такими новыми профессиями как бизнесмен, менеджер, рекламодатель, рекламный агент.

Итак, товар произведен. А какова его дальнейшая судьба? Если он создан, то о нем должны узнать все люди. Для этого существует реклама (блок «Реклама»), этот материал вызывает у детей огромный интерес. Они знакомятся с самим понятием «реклама», узнают, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсии по городу, на специальных занятиях вместе с родителями, самостоятельно придумывают рекламу, исходя из предложения: «Если бы у меня было свое дело».

Но вот с помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить. Н как это сделать? Следующий этап работы — знакомство детей с деньгами. Не стоит опасаться, что разговоры о деньгах могут вызвать у детей нездоровый повышенный интерес к ним. С ребятами обсуждаются различные жизненные ситуации: что было, когда денег не было; какие бывают деньги; какие деньги имеют хождения в разных странах (ближнего и дальнего зарубежья); каково назначение денег — предмета жизненной необходимости; откуда они берутся.

Наконец, за деньги куплен товар. Следующий шаг: «Приобрел вещь — умей обращаться с ней». Отсюда и название блока: «Полезные навыки и привычки в быту» — это тоже экономика. Этот раздел достаточно понятен любому педагогу, так как он связан с одним из традиционных направлений работы детского сада — воспитанием навыков и привычек культуры поведения. Автор лишь подчеркнул их экономический аспект (отношение к свету, воде, продуктам питания и др.).[5]

Как считает Н. А. Струнилина, экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

По мнению Е. А. Корнак, результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду. В их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

 

Литература:

 

  1.              Богомолова М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей [Текст] / М. И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1/Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2006. — С. 29–34.
  2.              Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]: Методический материал/ О. В. Дыбина. — Тольятти, 2000. — 70с.
  3.              Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М. Калмыковская// Обруч,1999. — № 1. — С. 24–26.
  4.              Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л. М. Кларина// Обруч,1997. — № 4. — С. 5–8.
  5.              Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — С.58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle