Библиографическое описание:

Ермекова А. А. Обучение через взаимообучение: практика одного исследования на уроках информатики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 145-148.



 

Статья раскрывает некоторые результаты педагогического эксперимента, проведенного на уроках информатики. Суть исследования заключалась в организации взаимообучения учащихся. Системное распределение тем и саморефлексия учащихся как следствие улучшает качество обучения.

Ключевые слова: взаимообучение, оценивание, когнитивная, эмоциональная, социальная область обучения.

 

Осознание учителем связи между создаваемым им условиями в классе и психологической атмосферой (когнитивной, эмоциональной и социальной) является одним из ключевых аспектов в преподавания (Харт, Диксон, Драммонд и МакИнтайр, 2005). Встает вопрос: что может сделать учитель, чтобы способствовать развитию трех областей обучения (рис. 1).

Рис. 1. Области обучения

 

Понимание трех областей обучения должно лежать в основе планирования деятельности учителя. Наше исследование проводилось на уроках информатики в 11 классе, где информатика является предметом по выбору и изучаемые темы можно представить как 40 % — это темы занятий на практику программирования и 60 % теория информатики.

Цель эксперимента: изучить результативность организации обучения учащихся через взаимообучение.

Выбор старшеклассников был обоснован психологическими особенностями их возраста. Эмоциональная область обучения: «что мы думаем о себе как об учащихся» окрашена в этом возрасте огромным желанием подростка самоутвердиться, быть «взрослым», показать свою значимость среди одноклассников. На этой особенности возраста мы делали «ставку» в своем исследовании. На уроках информатики в нашей подгруппе 11 класса обучаются 10 учащихся. Средний балл по информатике в начале четверти был 3,1.

Схема исследования была следующая:

1)Ученикам предоставляется тематика занятий на учебную четверть вначале четверти (рисунок 2);

Рис. 2

 

2)Каждую тему занятия выбирают по два ученика; пары определялись по желанию самих учеников;

3)График занятий с фамилиями ответственных согласовывается и может корректироваться в течение четверти;

4)Подготовка к проведению занятия организовывает и контролирует учитель: пара учеников самостоятельно отбирает материалы, ресурсы по новой теме, разбирает ее, учитель помогает в случае сложных вопросов разобраться. Однако ни в коем случае не дает готовых ответов, в этом и заключается образовательная, воспитательная часть эксперимента: выработка у учеников самостоятельного отбора ресурсов, формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, умения выражать свои мысли;

5)Оценивание результата обучения также планировалось учениками совместно с учителем: отбор разноуровневых заданий, использование онлайн инструментов для проверки знаний. Это вырабатывает у учащихся критическое мышление, академическую честность, ответственность за свои оценки и за обучение.

6)Фидбек урока выполнялся на каждом уроке и «ответственные ученики» за урок получали обратную связь — оценку своих одноклассников.

Таким образом, согласно представленному алгоритму, учитель много внеурочного времени тратит на подготовительный процесс к уроку. Ведь ему гораздо легче все приготовить самому. Традиционный метод обучения заключается в том, что ученик лишь «исполнитель» того, что ему приготовит учитель. Он очень редко бывает в роли ключевого «дирижера» урока. Не так часто он сам составляет сложные задания, чтобы составлять задания надо самому хорошо в этом разбираться. Такая форма работы у ученика вырабатывает мышление «эксперта». Действительно, предварительно работая с двумя учениками было потрачено (особенно в самом начале эксперимента) много времени. Первый «круг» занятий был гораздо слабее последующих и большую часть заданий учитель разрабатывал сам. Однако практика показала, что уже второе занятие было построено гораздо интереснее: ответственные за урок старались выбрать интересные формы работы, который они выбирали после анализа фидбека от одноклассников, и после согласования его с учителем. Вся идея заключалась в том, что индивидуальная работа дала свои результаты: восторг от того, что тема была изучена и понята учеником самостоятельно вызывала у них ситуацию успеха, «окрыляла» их, они с большим вдохновением готовились к следующему занятию. Интересно было наблюдать за процессом взаимооценивания: взаимопроверка заданий друг друга сначала вызвало массу вопросов, но прогресс был явным: с каждым разом ученики все строже и скрупулёзней подходили к оцениванию, стали требовательней к «мелочам». Высказывание ученика: «Оказывается самому изучить что-то сложное, а потом еще его и передать — это так подстегивает. Ты просто понимаешь, как движется мысль твоего одноклассника и понимаешь, где он может ошибиться. У своего одноклассника проще спросить, если что-то не допонимаешь». Социальная область взаимообучения реализуется в возможности ученика укрепить чувство равноценности и коллективной ответственности за обучение каждого.

Роль учителя помочь на этом пути поиска, он должен «пропустить» через себя стадии «поиска» ответов и вопросов, чтобы ученик не уходил от темы занятия, не занимался самолюбованием в процессе выступления, а действительно смог помочь себе и своим одноклассникам в качественном усвоении материала. Образовательные ресурсы Edmodo.com, Lerningapps.org, google-диск, сайт www.bubbleas.com,www.mindmeister.comдля создания ментальной карты помогали организовать разнообразные формы проведения задания для оценивания изученного материала.

Что получилось? Выводы.

1)      Работа в парах получалась у учеников с разным типом темперамента: это показали наблюдения. Например, ученик холерик лучше срабатывался с флегматиком: один компенсировал другого. Важен подбор учеников в паре по типу темперамента должны быть разными, а по типу интеллекта (по Гарднеру) одинаковыми.

2)      Рефлексия после каждого занятия позволило отбирать формы закрепления знаний, которые ученики считали самыми эффективными. Урок должен строиться на потребностях ученика. Повторение — главный ключ «долгосрочных» знаний.

3)      Три области обучения были охвачены в данном эксперименте и наблюдения показали: в каждой области наблюдались положительные сдвиги: развитие когнитивных навыков способствовали улучшению качества успеваемости в конце четверти (качество успеваемости стало 86 %) (рисунок 3).

Рис. 3

 

4)      В социальной области обучения также произошли позитивные изменения: отношения между учениками стали более открытыми и основанными на доверии и взаимоуважении; в эмоциональном плане эксперимент позволил слабым и неуверенным ученикам класса, которые боялись своих пробелов знаниях стать гораздо увереннее и повысить собственную самооценку своих способностей

5)      Воспитательные моменты: ученик должен быть ответственным, его надо «научить» продумать все до мелочей, научить соблюдать тайм-менеджмент и уважение к мнениям своих одноклассников.

Что не получилось?

1)     Некоторые темы практического характера вызывали трудности в подготовке. Такие уроки приходилось объяснять учителю, «вторгаясь» в запланированный процесс урока. Присутствие и чуткое наблюдение учителя на уроке необходимый фактор.

2)     Были пары учеников, которые не «срабатывались» и тогда приходилось менять состав ответственных за следующее занятие.

 

Литература:

 

  1.    Learning without Limits/ bySusan Hart(Author),Annabelle Dixon(Author),Mary Jane Drummond(Author),Donald McIntyre(Author)/ Open University Press, -2004, 296;
  2.    Структура разума / Multiple Intelligences
  3.    Источник: http://vikent.ru/enc/2150/
  4.    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle