Библиографическое описание:

Зябкина Е. В. Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 148-149.



 

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. Современная стратегия образования сосредоточена на воспитании творческой самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Осуществление этой стратегической цели образования возможно в процессе реализации дифференцированного подхода, учитывающего индивидуальные различия детей. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей.Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

Педагогический процесс с учетом индивидуального развития ребенка основан на принципе природосообразности, согласно которому педагог руководствуется факторами естественного природного развития ребенка. Индивидуальный подход определяется: как принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно- воспитательной работы с группой преподаватель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; как ориентацию на индивидуальные особенности ученика при общении с ним; как учет индивидуальных особенностей учащегося в процессе обучения; как создание психолого-педагогических условий развития не только всех учащихся, но и каждого в отдельности. В настоящее время в условиях массового обучения и воспитания детей учет индивидуальных особенностей каждого ребенка затруднен. Поэтому ряд педагогов-исследователей под индивидуализацией обучения рассматривают деление учащихся на подгруппы по какому-либо комплексу качеств. Распределение детей в процессе обучения на подгруппы на основании их индивидуальных особенностей называется дифференциацией. Введение в педагогический процесс дифференциации, как и индивидуализации, также имеет длительную историю. В современной научной литературе дифференциации обучения придаются разнообразные значения: от структурирования педагогического процесса до отождествления с индивидуальным подходом. Таким образом, в различных исследованиях дифференциация рассматривается как: дидактический принцип; комплекс методических и организационных мероприятий; форма организации деятельности детей разного возраста; учет индивидуальных особенностей детей для отдельного обучения; разделение учебных планов и программ. Несмотря на существующие разночтения, все авторы выделяют один существенный признак дифференциации: организацию педагогического процесса на основе учета особенностей, характерных для определенной группы детей.

Можно выделить следующие характерные индивидуальные особенности детей, являющиеся основаниями дифференциации:

          уровень достижений;

          возраст; пол;

          особенности личности;

          уровень здоровья;

          интересы.

Дифференциация является формой осуществления дифференцированного подхода. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся в современной школе строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого и является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.

Проведенный теоретический анализ позволяет мне понимать под реализацией дифференцированного подхода создание оптимальных условий для решения поставленных задач развития ребенка с учетом его психофизиологических и индивидуально типологических особенностей.

Теоретический анализ исследований Т. И. Бабаевой, Л. С. Выготского, Т. Н. Захаровой, Я. И. Ковальчук, Н. Н. Поддъякова, М. Г. Синяковой, Н. М. Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей:

          учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

          особенности восприятия познавательного материала;

          знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

          умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

          составление развернутого плана урока (занятия), включая задания разным группам и отдельным детям;

          осуществление оперативной обратной связи;

          соблюдение педагогического такта.

Кроме того, осуществление дифференцированного подхода зависит от умения педагога диагностировать детей, отбирать содержание и приемы организации разных видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцированный дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной деятельности ребенка. Реализация дифференцированного подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

К отрицательным последствиям такого обучения относят:

          негуманность деления учащихся по уровню умственного развития, ведь при этом слабые лишаются ориентира и помощи в лице сильных товарищей;

          перекомплектование разрушает коллективы, перевод в слабую группу воспринимается как унижение достоинства;

          снижается оптимальность «Я концепции» (в сильных группах возникает ощущение элитарности и эгоистический комплекс, в слабых снижается уровень самооценки и появляется установка на фатальность своей слабости).

Все вышеперечисленные технологии, ориентированы на одну важнейшую на сегодняшний день цель через:

          сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося;

          развитие его потенциальных возможностей;

          формирование общеучебных умений и навыков;

          улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

          формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности и творчества содействовать выполнению учебных программ, предупреждать неуспеваемость.

Таким образом, одна из важнейших задач начального образования — это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Тогда одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, школьники будут изучать с различной полнотой и глубиной, для того, чтобы каждый был оптимально занят на уроке.

В настоящее время психологи и педагоги пытаются найти оптимальное сочетание работы с классом в целом дифференцированных и индивидуальных форм учебных занятий для того, чтобы проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе решалась в пользу ученика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle