Библиографическое описание:

Мусаева У. А. Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 9-11.



 

В литературе дискуссию рассматривают, как метод интерактивного обучения с одной стороны, и как особую технологию, с другой. На практике, в качестве метода дискуссия эффективно используется в таких формах обучения, как семинары, деловые игры, кейс — технологии. В дискуссию включены, как известно, такие приемы и методы как «мозговой штурм», анализ ситуации и т. д.

Термин «дискуссия» произошел от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование). Данный термин можно рассматривать применительно к различным областям жизни и деятельности человека. Например, в социальной области — это есть способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Если же рассматривать дискуссию в медицине, то это психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в социально созданной дискуссионной группе [1].

Если дискуссии, рассматривают множество проблем, такие как экономические, социальные и экологические, то по завершении можно получить весьма качественные решения. В ходе таких дискуссий, у участников формируется умение рассматривать вопросы неоднозначно и многосторонне.

Дискуссия позволяет не только обмениваться мнениями и убеждениями, но может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, изменение моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развитие навыков межличностного взаимодействия и обеспечение обратной связи.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, повышающая интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, усиливающая развивающие и воспитательные эффекты обучения.

Конечно же, дискуссия создает условия для открытого выражения участниками своих позиций, мыслей, обладает возможностью воздействия на установки ее участников.

Очень близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут. Диспут (от латинского disputare — рассуждать, спорить) — это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции [1].

Другой близкой к дискуссии форме публичного обсуждения является открытый форум. Открытые форумы, как правило, посвящаются более спорным вопросам и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.

По степени управления дискуссии бывают свободные, неконтролируемые ведущим и дискуссии, направляемые ведущим. Эффективность дискуссии зависит от того обладают ли участники определенными базовыми знаниями или нет. Это могут быть знания, переданные по средствам инструкции, или полученные раннее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изученную во время занятий.

Технология дискуссионного общения включает в себя такие компоненты, как:

          мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);

          познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);

          операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);

          эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).

Принципами организации дискуссии является содействие к возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критерии, обеспечение психологической защищенности участников.

К выбору проблемы дискуссии необходимо относится очень серьезно. В первую очередь, проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному или жизненному опыту, знаниям, умениям, опыту творческой и эмоциональной ценностной деятельности. Спор, возникающий в ходе дискуссии должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, он должен быть по существу.

Преподаватель должен сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т. е. подать значимость проблемы для участников, создать доброжелательную атмосферу; сформулировать вместе с участниками правила воздействия дискуссии. Так же преподаватель должен стараться добиться однозначного сематического понимания терминов, понятий, дать рабочее определение обсуждаемой темы, руководить дискуссией, поддерживать высокий уровень активности участников, соблюдать регламент и подключать пассивных участников оперативно проводить анализ высказанных идей и мнений.

В результате применения дискуссионного метода должны быть решены такие задачи, как обучение анализу реальных ситуаций, формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирование проблемы.

Дискуссия должна помочь моделированию особо сложных ситуаций, так как сложно единолично охватить все аспекты проблемы.

Так же дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. В отличии от лекции, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект, т. к. активное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, заставляет задуматься над своими установками.

Среди достоинств дискуссионного метода можно отметить и то, что активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; позволяет понять правильность своих убеждений и установок. Ведущий дискуссии может заострять противоположные точки зрения, подбадривать и поощрять участников спора репликами: «хорошая мысль», «интересный подход», и так далее. Он должен помочь обучающимся формулировать свои мысли, должен размышлять вместе с ними. Это дает возможность развить сотрудничество между преподавателем и участниками, осуществлять гуманизацию учебного процесса.

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательствам и опровержением как приемами познавательной деятельности. гипотеза должна отличаться простотой, обладать доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить. При ведении дискуссии преподаватель может столкнуться с такими трудностями, как:

          дискуссия вырождается в диалог;

          дискуссия не складывается из-за пассивности студентов;

          в дискуссии принимает участие лишь небольшая часть аудитории;

          дискуссия перестает быть упорядоченной.

Конечно же, необходимо оценить эффективность проведения дискуссии по следующим критериям [1]:

          удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии;

          умение учащихся правильно, логично изложить свое и чужое мнение;

          культура дискуссии, соблюдаемая учащимися;

          умение учащихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;

          получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;

          умение учащихся пользоваться имеющимися знаниями;

          умение встать на точку зрения другого;

          живой обмен мнениями в ходе дискуссии.

Дискуссия является одним из видов межличностного общения, которая является ведущей в современном образовательном процессе. Не только всестороннее и глубокое решение проблемы, но и побуждение участников задуматься над ней, а также осуществить пересмотр своих убеждений и представлений, уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью, является одной и основных задач дискуссии.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что технология дискуссионного общения — это основа личностно-ориентированного образования. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. В этой технологии проявляется равенство позиций, в результате они выступают как целости друг друга. Педагог — это «носитель проникновенного слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос». Поэтому, умение педагога проектировать и реализовывать диалоговые технологии — это проявление профессионализма преподавателя.

Как сказано в [2], «преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества». Необходимо преподавателю повышать свою квалификацию, обновлять, как и любому специалисту, свои знания. Конечно же, будущим преподаватели должны овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием и многими другими приемами обучения. Именно они формируют и в дальнейшем развивают необходимые для будущей профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Объем знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Из этого следует, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам различных профессий.

 

Литература:

 

  1.              С. Б. Ступина. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. Издательский центр «Наука», 2009.
  2.              Педагогика и психология высшей школы. Серия ≪Учебники, учебные пособия≫. Ростов-на-Дону: ≪Феникс≫, 1998–544 с.
  3.              Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш.проф. образования/ А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр.. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle