Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора / Н. Н. Трегубова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9567/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Национальное возрождение России невозможно без обращения к своим истокам, без глубинного осмысления ценностей отечественной культуры. Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. [1]

Традиционная народная педагогика воспитывала детей, развивая в них чувство прекрасного, прививая честность, трудолюбие, гуманизм, преданность духовным идеалам. К сожалению, в нашей стране на протяжении многих лет формирование основ духовной и эстетической культуры детей и подростков было сферой исключительно идеологической.

ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ.

В настоящее время можно наблюдать оторванность молодежи от подлинной национальной культуры, от общественно-исторического опыта ушедших поколений и это одна из самых болезненных проблем современности. Происходит потеря духовно-нравственных ориентиров, навязывание массовой культуры, активное внедрение чуждых русским людям образа мышления, жизни и поведения. Поэтому сегодня возникает необходимость в поиске новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, которое не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура. Чем раньше мы начнем приобщать детей к ней, тем больше вероятность воспитать духовно богатую личность. В младшем школьном возрасте дети активно накапливают нравственный опыт, а обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Одним из средств этого процесса является фольклор. [2]

Современный учитель должен обладать обширными знаниями русских национальных традиций художественной культуры. Его задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

Фольклорное богатство русского народа — это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его великой непобедимой силы. Народное творчество чрезвычайно многогранно. Его произведения веками тщательно отбирались и отшлифовывались мастерам умельцами.

Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов, используемых людьми для сопровождения жизнедеятельности, это проведение обрядов, праздников, соблюдение народных ритуалов поведения и обычаев.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание и развитие личности происходит в образовательных учреждениях всех типов, что обеспечивается укладом школьной жизни. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная, духовная, гражданская и культурная жизнь обучающихся. Ребенок младшего школьного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному аспекту духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Социализация младшего школьника проявляется в уважении к старшим, к самобытным культурным ценностям родного края, к родному языку, к памяти предков, к каждой странице нашей отечественной народной истории.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждает, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»,-утверждал Л. С. Выгодский. [3]

Социализация младшего школьника обеспечивается формированием национального сознания и чувства причастности к родному народу, к гражданскому обществу с его многообразием культур. Духовно-нравственное развитие в этот период предполагает формирование патриотических чувств — гордости за своё Отечество и малую родину, активную гражданскую позицию в освоении социально-культурных и национальных богатств, в том числе родного языка, фольклора, моральных норм поведения, нравственных установок.

Поэтому необходима особенная программа, главным акцентом которой являлся бы фольклор.

Базовые национальные ценности должны осваиваться младшими школьниками в виде представлений:

                   патриотизм-любовь к России, к своему народу, к малой родине;

                   гражданственность- служение Отчизне; соблюдение законов общества;

                   семья-забота о старших и младших, здоровье, благополучие, любовь и верность, уважение;

                   труд и творчество-целеустремленность и настойчивость, уважение к труду людей, творческое созидание;

                   природа- родная земля, экологическое сознание: охранять природу-значит охранять Родину;

                   литература, искусство, фольклор-красота, гармония, смысл жизни, духовные потребности, этическое и эстетическое развитие;

                   человечество-мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма), нравственной позиции (различение добра и зла, оценка нравственных качеств в себе и в других), нравственного поведения (готовности соблюдать общественные нормы морали, проявлять рассудительность и добрую волю).Такова цель программы духовно-нравственного воспитания в любом из российских образовательных учреждений.

В ходе работы необходимо решать следующие задачи:

  1.              Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям родного народа и человечества.
  2.              Воспитание личности, способной к добру и противостоянию злу.
  3.              Возрождение лучших традиций семейного и общественного воспитания в России.

Реализация программы совершенствует портрет идеальной нравственной личности десятилетнего выпускника начальной школы. Это ученик с устойчивой системой ценностей, который проявляет уважение к старшим, помощь младшим, честность, милосердие, сострадание отзывчивость, справедливость, доброту, творчество, любовь к природе, родине, чувство долга и т. д.-т. е. те качества,которые соответствуют национальному воспитательному идеалу, утвержденному в концепции.

Основными направлениями работы по формирования духовно-нравственных качеств личности должны стать:

  1.              Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.
  2.              Формирование этических качеств, ответственности, уважения к правам человека.
  3.              Формирование ценностного к семье, к близким людям, обучение здоровому образу жизни.
  4.              Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  5.              Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических представлений об искусстве, о жизненных явлениях, о поведении.

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность выполнения программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника:

                   наличие системы воспитательной работы, построение системы на принципах единства обучения, воспитания и развития, интеграции учебной и внеклассной деятельности;

                   опора на национальную культуру, народные и фольклорные традиции, как ценностно-ориентационный системообразующий аспект воспитательной деятельности;

                   создание педагогической общности на основе взаимодействия педагогов, родителей, наставников и обучающихся, объединенных задачей совершенствования духовно-нравственной развивающей среды;

                   разработка современных технологий, формирующих качества духовно-нравственной личности с учетом их результативного функционирования;

                   разработка диагностического аппарата, обеспечивающего проверку, контроль и оценку эффективности духовно-нравственного воспитания.

В качестве критериев и показателей, определяющих уровни работы педагогического коллектива в области духовно-нравственного воспитания, мы предлагаем:

                   когнитивный критерий (показатели: знание духовно-нравственных понятий, норм этики, понимание нравственных ценностей и задач по их освоению);

                   ценностно-мотивационный критерий (показатели: потребность соблюдать общественные нормы поведения, нравственность в деятельности, желание совершенствовать свою личность);

                   эмоционально-волевой критерий (показатели: сформированность нравственных чувств патриотизма, коллективизм, ответственность, уважение, поддержка и т. д., ценностное отношение к людям и окружающему миру, стремление к самовоспитанию);

                   поведенческий критерий (показатели: соблюдение правил нравственного поведения, активность в полезной деятельности, следование этике в различных учебных и жизненных ситуациях).

Сущность формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника-это педагогически организационный процесс, целенаправленный на принятие духовно-нравственных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, выработку привычек нравственного поведения, способности к самосовершенствованию.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

 

Литература:

 

  1.              Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.”
  2.              Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа. М., «Современник», 1998 г.
  3.              Выготский Л. С. Собр. соч\ Т. 4. — М., 1983. — С. 385.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьник, младший школьный возраст, нравственное поведение, формирование, ценностное отношение, малая родина, начальная школа, родной край.

Похожие статьи

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьный возраст, младший школьник, нравственное поведение, ценностное отношение, формирование, малая родина, начальная...

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

В настоящее время мы упустили один аспект — это роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Формирование у младших школьников ценностей российского...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьный возраст, младший школьник, нравственное поведение, ценностное отношение, формирование, малая родина, начальная...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Патриотическое воспитание младшего школьника

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Похожие статьи

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьный возраст, младший школьник, нравственное поведение, ценностное отношение, формирование, малая родина, начальная...

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

В настоящее время мы упустили один аспект — это роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Формирование у младших школьников ценностей российского...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьный возраст, младший школьник, нравственное поведение, ценностное отношение, формирование, малая родина, начальная...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Патриотическое воспитание младшего школьника

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.