Библиографическое описание:

Батырханова З. А. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 136-139.



 

Методика преподавания всякого учебного предмета — это педагогическая наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой. Методика интерактивного обучения является одной из наук. Динамическое развитие страны требует от школы формирования личности активной, организованной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу. Важнейшим условием развития методики активного обучения является её дальнейшее усорвершенствование, постановка экспериментальной работы, изучение школьного опыта. Необходимо время от времени предупреждать все увеличивающийся разрыв между наукой, уходящей в своем развитии вперед, и уровнем школьного преподавания, предупреждать отставание школы от достижений методической науки, не допускать потери контакта с современными технологиями и тем самым поддерживать высокий уровень методических поисков учителя, творческий характер его преподавания.

Перспективным для данного этапа в развитии методики интерактивного обучения следует считать принцип развивающего обучения, обучение при ускоренных темпах подачи нового материала. Известно, что методы обучения-это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. В этом плане ориентация на интерактивные методы обучения способствуют овладению знаниями, формированию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, переходу от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли ученика к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Под интерактивным методом обучения понимаются «...все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». [1] При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем. Это, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний. Спектр интерактивных методов чрезвычайно широк. По целевой ориентации среди них могут быть выделены: дидактические, позволяющие сформировать познавательные, практические умения, организовать различные виды учебной деятельности; воспитывающие, направленные на развитие нравственно — этических, волевых и других качеств обучаемых; контролирующие, ориентированные на реализацию контрольно — оценочной функции. [2] Применение интерактивных методов обучения позволяет решать многие проблемы: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять индивидуальность в процессе. В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации, способствуют оздоровлению психологического климата на уроке, создают доброжелательную обстановку. Подобная методика принципиально меняет схему коммуникации учебного процесса. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе.

Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников обучения, учащиеся принимают ответственность за результаты обучения. Интерактивные технологии стимулируют развитие творческих способностей в результате активизации. Особо следует отметить, что активность — это не спонтанное проявление личности, а социальное образование, которое черпает ресурсы в общении, деятельности, критическом мышлении. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволящие преобразовать в знания то, что изначально составляло проблему.

Интерактивный метод обучения в роли активного участника образовательного процесса, в первую очередь, видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагами, показывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу приходилось слушать.».., [3] чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами.»... Обучение должно строиться по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Одной из распространенных разновидностей интерактивных методик являются групповые методы работы.

Главной отличительной чертой групповой работы является то, что учащиеся действуют параллельно, общаются друг с другом, а не только с учителем. Такой метод обладает многими преимуществами. На традиционно организованном занятии один человек (в основном учитель) говорит, а остальные слушают. Дисциплина класса, где доминирует учитель, заставляет придерживаться последовательной структуры общения: каждый участник коммуникации выступает по очереди.

Учащиеся, которых в классе более 20 человек, получают возможность активно участвовать на уроке в течение 15–20 секунд. Если работа идет в группах, каждый ученик может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени. Так при работе в парах, каждый ученик может занимать активную позицию, половину учебного времени. Одновременное общение — главное достоинство групповой работы. Цель групповой работы — эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый ее член. Дети должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний.

В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара — идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

  1.              Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
  2.              Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
  3.              Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
  4.              Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
  5.              Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.
  6.              В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае — оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С 3 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3–4 человека). Также в 3–7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

  1.              «Кто больше?».. («Кто быстрее?..). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.
  2.              Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
  3.              Рассказ правила по цепочке. Условие — соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.
  4.              Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах. Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное — не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

«Ты мне — я тебе» — работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов. «Помоги героям»: учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий. Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан», учитель задает учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь героям избежать ошибок, которые привели ко многим несчастьям». «Распределите героев за их произведениями» — работа в группах. Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений данной темы. Задача — объединить героев за их произведениями. Например: при изучении темы «Литературные сказки» ученики распределяют героев за их сказками: Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц, лесничий, падчерица, волшебный ключик, хрустальный башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..«Продолжение сюжетной линии»: учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев. Например, при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей — Остапа и Андрея. Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они мечтают. «Узнайте книгу»: учитель рассказывает об истории создания книги, интересные данные об авторе и другие подробности, предлагая отгадать ее название. Например, «Ревизор» Гоголя:«Сюжет для этого произведения подсказал Пушкин, в основе его лежит забавный случай, который произошел с ним в одном из провинциальных городов. На премьере присутствовал сам царь, который дал такую оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».Создайте диафильм по сюжету произведения (работа в группах).

«Киносценарий»: на уроках развития связной речи, объединившись в группы, составляем киносценарий фильмов по изученным произведениям или документальных фильмов по жизненным и творческим путем писателей. Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший.. [4]

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Таким образом, цель активного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

 

Литература:

 

  1.              Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
  2.              Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1987.
  3.              Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  4.              Зобернюс О. П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008, № 7.
  5.              Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
  6.              Решеткина И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle