Библиографическое описание:

Раимбекова У. К. Инновационные формы работы школьного методического объединения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 60-63.



 

Новое время стремительно преподносит новые веяния в образовательную среду. В связи с этим в последнее время широко обсуждается вопрос о качестве образования в казахстанских школах. [1] В Посланиях Президента РК Н. А. Назарбаева народу сказано, что «страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке, обречена на провал. [2] Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием». Поэтому, решению этих проблем правительство уделяет большое внимание, в результате которого система образования совершает мощный рывок в своем развитии. Однако это вовсе не означает, что все проблемы решены и можно остановить обновление системы. Образование становится смыслом жизни человека, продолжается всю его жизнь. Перемены в обществе, инновационные изменения в образовании заставили думать и работать по- новому. Глобальное преобразование актуализировало проблему инновационных подходов. Системе образования необходимы специалисты с нестандартным подходом. [3] В связи с этим государство вкладывает огромные средства в образование. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают. Они результат научных поисков учителей, целых коллективов. Создавать новое — это и есть инновации.

В век глобализации и быстрых изменений появляются все новые информационные каналы. Непрерывно увеличивается объем научных знаний. Справиться учителю с мощными потоками поступающей информации становится все труднее. Отсюда возникает необходимость объединения интересов и талантов творчески работающих учителей и руководителей. Рождение новой школы — трудоемкий процесс. Обновлению подлежат не только содержание обучения, но и работа методического объединения. Необходимо помнить,что общество формируется личностью учителя. Поэтому необходимо создать все условия для профессионального роста педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Методическая работа в школе –это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном итоге — на совершенствование учебно- воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.

Важнейшим условием для внедрения инновационного опыта в педагогический коллектив является создание благоприятных условий для творческой работы учителя, стимулирование профессионального роста. Эффективность инновационной деятельности учителя определяется моделью:

Модель «5 шагов к успеху»:

                   Шаг 1: ИКТ-компетентность современного учителя, необходимая при проведении уроков, внеклассных мероприятий и т. п.

                   Шаг 2: Апробация учителем современных образовательных технологий для повышения своей компетентности, т. е. самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри». Деятельность учителя на первых двух шагах организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

                   Шаг 3: Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

                   Шаг 4: Весьма важным аспектом методической работы в школе является формирование исследовательской, проектной культур отдельного учителя и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями.

                   Шаг 5: Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы. Работа на данном этапе строится на акмеологической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.

Наряду с использованием достижений отечественной педагогики, актуальным для современной системы образования в Казахстане является зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики. На основе кембриджского опыта апробируются новые подходы в обучении. Идет процесс внедрения концепции 7 модульных программ в массовую школу, что, несомненно, играет огромную позитивную роль.

Рассмотрим инновационные технологии, которые используются в экономике, бизнесе, но могут быть применимы тогда, когда требуется совершенствование образовательного учреждения. Это образовательный консалтинг и аутсорсинг. [4] В мировом образовательном пространстве технологии очень актуальны.

Образовательный консалтинг востребован в современном образовании. Образовательный консалтинг состоит в том, что методист не рекомендует педагогу решения по различным проблемам, а лишь передает ему свои знания и предоставляет информацию по соответствующей проблематике. Полученные знания помогают учителю самому ориентироваться в новых для него ситуациях и принимать правильные решения. А дистанционная форма обеспечивает оперативность и доступность в любой момент. Методист выступает в роли «модератора» — от «moderator» — наставник, руководитель. Чтобы учитель проявил интерес к предлагаемому проекту, модератору необходимо поработать над предлагаемой им схемой. Работа идёт по следующему принципу: учителя должно заинтересовать МО, руководителя МО- завуч по научной работе и т. д. Тем для научных исследований множество. Не следует «ожидать» тем только сверху. Очень часто приходится слышать от учителей об очереди в конкурсе. В работе не случайно указывается срок, 2–3 года. Поэтому, завучу необходимо действовать опережающим методом, а не от случая к случаю. К этому надо приучать учителей и учеников. Чтобы сделать работу системной, необходимо самому руководителю над этим поработать. Таким образом, генератором идей должен выступить завуч по инновации. Образно можно сказать, если реклама- двигатель торговли, то завучу по научной работе необходимо аккумулировать всем механизмом под названием образование.

Образовательный аутсорсинг — это привлечение внешних ресурсов для оказания методических услуг, помощи, поддержки. Сегодня аутсорсинг в образовании, применяемый наряду с собственными системами методической работы, представляет собой один из наиболее эффективных подходов к формированию системы обучения работников непосредственно в образовательном учреждении. Результат использования образовательного аутсорсинга выражается в преумножении интеллектуального капиталаобразовательной системы и повышении эффективности его дальнейшего использования. В нашем небольшом городе есть большие возможности на базе педагогического, медицинского колледжей, университета «Сырдария», техникума, училища, детских садов, коррекционного центра, медицинских учреждений, сам отдел образования. В областных центрах многие школы работают в сотрудничестве с вузами, сузами, различными центрами и т. д. Приглашают выступить на методических мостах с предложенными школой темами научных работников с научной точки зрения, методистов отдела образования, коллег из других школ. Необходимый резерв и потенциал в наличии имеются в большом объёме. Дело только за энтузиастами, т. е., нас с Вами.               Чтобы успешно решить задачи и цели методического объединения, следует определить функции каждого члена. Работа над единой методической темой способствует сплоченности коллег, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы, результативность. При нынешней загруженности учителя различными обязанностями подобная схема является идеальной для методической работы. Можно выделить основные аспекты организации работы методического объединения:

                   создание виртуального методического кабинета;

                   характеристика кадрового состава;

                   анализ деятельности за истекший период;

                   составление плана работы МО в соответствии с направлениями

                   деятельности учреждения;

                   практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в МО;

                   экспериментальная и научно-методическая работа, повышение квалификации и самообразование.

Для того, чтобы бесценный педагогический опыт не пропал,необходимо бережно к нему относиться и оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций в прессе.Это и является задачей ВМК: организация сетевого взаимодействия, совместный поиск решения проблем, написание коллективных статей, участие в телекоммуникационных мероприятиях, представление опыта работ, возможность организовать методическое пространство для учителей в целях обмена опытом внутри нашего района.

Стабильность данной системы дает возможность применять различные формы методической работы, что делает работу МО интересной и привлекательной для педагогических работников. Очень важно привлекать к этой работе молодых специалистов, которые намного креативнее, обладают оригинальностью идей, нежели как принято было считать. Приоритетными в этом направлении являются:

                   коллективные (групповые)

                   индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся: активная лекция, видеотренинг, деловая игра, защита авторских проектов, «круглый стол», мастер — класс, методический консилиум, методическая мастерская, методический КВН, методический тренинг, методический МОСТ, методический РИНГ, методические посиделки, научно — практические конференции, семинары, открытый микрофон, панорама педагогических достижений, педагогический Гайд-парк, педагогическая дискуссия, педагогические чтения, практикумы, проблемно-ситуационная игра, ролевая игра, творческий диалог, творческий отчет, читательские и зрительские конференции, школа ППО, ярмарка методических идей, фестиваль педагогических идей.

К индивидуальным относятся: индивидуальная консультация, накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, наставничество (менторинг), проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения, постоянная работа над методической темой, представляющей, профессиональный интерес, работа над личной творческой темой; работа с наставником, разработка собственных средств наглядности, разработка диагностических процедур, заданий и тестов, разработка собственной программы самообразования, собеседование с администрацией, разработка авторского курса и учебного пособия.

В традиционной педагогике учитель был основным источником знаний для учащихся, их передатчиком, транслятором. Эта функция сохраняется и поныне, но она уже отходит на второй план. Сейчас наиболее актуальной становится педагогика сотрудничества, где преподавателю отводятся координирующие функции. Такие задачи стоят сегодня перед казахстанской системой образования. Приоритетными среди них можно выделить следующие технологии:

  1.              ИКТ в предметном обучении, подразумевающие интеграцию различных предметных областей;
  2.              Научно-исследовательская деятельность;
  3.              Креативное мышление;
  4.              Духовное воспитание и укрепление национально-культурных ценностей.

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроках презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, Интернет, разработка WEB –страниц. Успешность профессионального развития учителя новой форма-ции напрямую зависит от поддержки и помощи методического объединения, основная цель которого –стимулирование педагогов к профессиональному совершенствованию. Путь к творчеству лежит через самосовершенствование, осознание себя в педагогическом процессе как творца. Проектируя свой стиль работы,учитель овладевает способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

К сожалению, не все учителя школ хотят осваивать современные методики, а лишь из года в год практикуют открытые уроки по отработанной системе. Кроме того, в школах у педагогов есть еще желание не «высовываться», и ими руководит самая обыкновенная познавательная лень. Поэтому для более эффективной работы руководитель МО должен привлекать учителей к изучению и обобщению опыта работы учителей- новаторов, обсуждать современные новейшие методики, технологии, достижения науки.

Пришло Новое время в образовании и нельзя работать по-старому. Сейчас нужен очень тонкий, деликатный переход от традиционных форм работы к новым. В то же время не хотелось бы утратить лучшие традиции и наработки классической школы.

Хотелось бы обратить внимание, как руководитель МО, на эффективное планирование и целеполагание. План должен быть реально достижимым при имеющихся технических, финансовых, человеческих ресурсах. Не зря говорят: «Правильно спланированное — наполовину сделанное». В плане свой работы МО должно четко ставить цель, чего в текущем году они хотят достичь.              Чтобы стать успешным человеком, самому учителю надо много учиться, не бояться ломать устоявшиеся стереотипы, овладевать новыми технологиями, самосовершенствоваться. В модернизации образования центральной фигурой является учитель-исследователь, учитель — новатор. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага.

Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих, преданных граждан может изменить мир: наоборот, именно так всегда и происходит (Маргарет Мид). [5]

 

Литература:

 

  1.              С. В. Кулькевич. «Организация и содержание методической работы».
  2.              Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана, 2006 г.
  3.              Интернет сайт.
  4.              Ившина Г. В. Педагогические технологии: научные основы, опыт, перспективы. УМП. 2003г.
  5.              Гридасова Н. В. «Влияние ИКТ на активизацию учебно –познавательной деятельности учащихся» Творческая педагогика, 2011г.
  6.              Пономарев Б. А. «Психология творчества» М.1984г.
  7.              Лепин П. В. Непрерывность образования как основа становления педагогического мастерства. Н.2000г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle