Библиографическое описание:

Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9.



 

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». [1]

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса,результатом которого могут быть:низкая способность к социальной адаптации;неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей. [2] Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире. [3]

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность — способность человека, общества вступать в отношенияс внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Существуют основные формы функциональной грамотности:

 

С функциональной грамотностью связаныкомпетенции:

  1.              Способность выбирать и использовать различные технологии.
  2.              Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
  3.              Способность учиться всю жизнь.

Главное же понятие функциональной грамотности заключается в воспитании человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения.

Разумеется, функциональная грамотность в сфере социальных отношений ни в коей мере не может стать единственной целью образования.Но оно дает возможности для формирования творческого опыта и способностей.

Со стороны государства, учитывая важность и значимость развития функциональной грамотности, предприняты серьезные действия относительно обновления содержания образования. Впервые за всю историю будут разработаны проекты поддержки организаций дополнительного образования. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей.Для этого в стране предприняты необходимые меры.[4]Будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.Решение многих задач зависит от профессионализма педагогических кадров. Сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Каждый педагог должен понимать свою роль в становлении личности. Личная увлеченность учителя порождает успех во внедрении образовательных реформ. [5]

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Для современной системы образования в Казахстане актуальным становится, наряду с использованием достижений отечественной педагогики, зарубежный опыт, содержащий идеи гуманистически ориентированной педагогики. На основе кембриджского опыта идет массовая апробация новых подходов в обучении, что, несомненно, играет позитивную роль. [6]

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является русский язык и литература. Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям чудесные глубины русского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия самостоятельного добывания знаний. Нужно следовать мудрой пословице: «Давать не рыбу, а удочку».Нынешние учащиеся обладают прагматичностью мыслей, раскрепощенностью и независимостью, а эти перемены способствуют формированию практических умений.Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Трудностей немало, но уже видны конкретные пути их преодоления.

Главной трудностью для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов являются поиск и отбор необходимой информации.С этой целью на уроках литературы наиболее удобны в применении РАФТ, фиш-боун, эссе, шесть умных шляп, вершина,техника аквариума,«Брейнсторминг»; на уроках русского языка– стратегии синквейн, роунд-робин, кластер, телеграмма.

Приём «Брейнсторминг» развивает ораторскую речь учащихся, что является одной из основной необходимости функциональной грамотности. Все ученики делятся на 2 группы по 11 человек. Первая группа — «генераторы идей» — должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа — «аналитики» — получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются. Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача руководителя во время проведения мозговой атаки — кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдается качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно.

Реализовать возможности внутреннего мира учащегося помогает эссе. Учащимся предлагается самим доходить до сути вещей, излагать мысли, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание. От них требуется настоящая интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои способности. Разгадывания«тайн» текста заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т. п.Во время анализа текста развивается языковое чутьё и мышление. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей мастерству владения родным языком, и самое главное, наши ученики станут следить за своей собственной речью.

Находить необходимую информацию,работать с ней, самовыражаться посредством слова — вот перечень качеств,формирующих коммуникативные качества учащихся.

Отдельно хотелось бы остановиться на виртуальном пространстве. Появившись на стыке визуализации мира, ИКТ, ИНТЕРНЕТ играют огромную роль в процессе социализации личности. Этоеще один верный способ улучшения качества образования, так как в нынешнее время ученика легче заинтересовать и обучить ассоциативно, т. е. через звуковые и зрительные образы. Погружение в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения открывает возможность совершать визуальные путешествия, возможность представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.Если слово всегда обозначает понятие, которое надо раскрыть,то картинка показывает вещь. Изображение взываетк эмоциям. Иногда важнее оказывается то, как выглядит предмет, чем её свойства.

Для укрепления визуальной и ассоциативной памяти, для развития селективного внимания очень удобен в применении метод Loki.Это самый известныймнемонический метод, основанный на представлении образов, связывающих информацию со знакомыми местами. [7] В задании «Визуальная пирамида» учащимся предлагается вспомнить наиболее важные детали из комедии «Ревизор», предварительно прочитанный и просмотренный на экране. Это обстановка комнаты, детали внешнего наряда и тд. Затем «выстроить» пирамиду из характеризующих деталей слов.

Такие занятия развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Веб-занятия — дистанционные уроки, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы, телеконференции — прошли положительную апробацию и вовлечены в практику.Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании. [8] Поэтому настало время изменить привычную точку зрения.

При формировании функциональной грамотности особое значение имеет система оценивания учебной деятельности учащихся. Как сказал министр образования и науки Республики Казахстан, это система называется критериальной. В отличие от традиционной, оцениваемые параметры разделяются на критерии. В каждом критерии выделены уровни знаний, умений и навыков, а также деятельностные показатели. Система оценивания делится на текущую, формирующую и итоговую. В конце четверти или полугодия ученик получает определенную совокупность баллов, которые подразделяются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Как мы видим, при этом виде оценивания ученик имеет больше возможностей показать, проявить себя. Ученик оценивается в деятельности, а это очень важно при формировании его функциональной грамотности. Таким образом, подобная система оценивания помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

По мере развития науки и техники, требования к знаниям растут, расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки. Поэтому можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых — есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей.Нам, педагогам,надо поддержать, развить человека в человеке,помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией,так как школа, на мой взгляд, в современном Казахстане является, пожалуй, единственным и оченьважным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.

 

Литература:

 

  1.              Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012–2016 годы в РК.
  2.              Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции 18–19 мая2004 г. — Алматы КазНПУ им. Абая, 2004.
  3.             Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества /2005г. № 3/
  4.             Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. Санк-Петербург, 2012г.
  5.              Конфликт взаимодействия в педагогическом процессе.М.Рыбакова 1991 г.Москва.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle