Библиографическое описание:

Иохвидов В. В., Тукова Ж. Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 36-38.



 

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Ключевые слова: урок, эффективность, образовательный процесс.

 

Одной из важнейших задач государства в первые послевоенные годы было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946–1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли по сравнению с предыдущими в 2,5 раза. Была начата реализация прерванного войной всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946–1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов это показатель был перекрыт еще в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была огромной. Многие молодые люди обучались без отрыва от производства. Проводилась целенаправленная работа по упорядочению структуры учебных заведений, обновлению содержания образования, повышению эффективности учебного процесса [1, с. 28].

Особенностью содержания воспитания в рассматриваемый период явилось усиление идейно-политического воздействия на учащихся. В 1946–1948 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений по идеологическим вопросам: «О журналах «Звезда» и «Ленинград»; «О кинофильме Большая жизнь» и др. В них необоснованно, в грубой форме подверглись нападкам писатели, деятели искусства за отход от принципа партийности. Началась кампания «борьбы с космополитизмом», травля идеологических противников, а также деятелей науки и искусства — лиц еврейской национальности. Названные выше партийные документы указывали на необходимость широкой пропаганды коммунистических идей в учебно-воспитательном процессе учебных заведений, требовали усиления работы по воспитанию у учащейся молодежи преданности советскому строю, коммунистической партии [5, с. 42].

Вторая мировая война стала настоящей проверкой на прочность для нашей страны. Она затронула все сферы общества, нарушив деятельность ее институтов и коренным образом изменив привычную жизнь людей. СССР благодаря мужеству своих граждан одержало победу над фашистской Германией. Но радость победы омрачала почти полное разрушение страны. Правительству предстояла огромная работа по восстановлению деятельности общественных институтов. Серьезная работа требовалась и в сфере образования.

Советская система образования считалась одной из лучших в мире в довоенный период. Несмотря на планы А. Гитлера по уничтожению всего образования в СССР, советская школа смогла выстоять и продолжать процесс обучения насколько позволяли условия войны.

Война оставила многих детей даже без начального образования, поэтому уровень неграмотных и необразованных людей в послевоенных период в СССР был очень высок. Для решения этой проблемы правительством в 1949 году было введено всеобщее обязательное обучение. Переход к нему был постепенен и осуществлялся с 1945 года.

Уже в последний год войны были приняты меры по восстановлению учебного процесса и повышению его эффективности. Это и последовательный переход к всеобщему образованию, введение цифровой пятибалльной системы оценивания и сдачи выпускных экзаменов, а также награждение отличников школ золотыми и серебряными орденами. Все это стимулировало учащихся к достижению более высоких результатов в обучении.

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от эффективности урока, т. к. он является основной единицей процесса обучения. В послевоенный период во многом поменялась структура школы, методы и средства обучения, а, следовательно, изменился и сам урок.

По образному выражению видного отечественного педагога Н. М. Верзилина, урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий [6, c. 4].

Урок представляет собой основную форму для организации учебной работы в школе [7, c. 118]. С 1946–1950 годы правительством были приняты постановления по организации учебно-воспитательной работы в советских школах. Были разработаны основные положения по теории и методике урока со строгими указаниями о подготовке и проведении уроков различных типов.

Развитие школы и педагогической мысли кратко можно представить следующим образом:

          восстановление и строительство новых школьных зданий, упрочнение материальной базы учебных заведений, увеличение ассигнований на просвещение;

          осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения (1949);

          дальнейшая идеологизация школы, усиление идейно-политического воспитания учащихся в процессе обучения, во внеклассной работе, деятельности пионерской и комсомольской организаций;

          реализация идей политехнического образования, связь обучения с производительным трудом;

          ученические бригады в колхозах и совхозах как одна из рациональных форм приобщения учащихся к производительному труду: повышение идеологических и профессиональных требований к подготовке учителей;

          усиление внимания к педагогическому наследию А. С. Макаренко, творческое использование его опыта в общеобразовательной школе;

          исследование проблемы обучения и развития детей в начальной школе (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);

          издание сочинений классиков отечественной и зарубежной педагогики, учебников по теории и истории педагогики [4, c. 79–80].

Эффективность урока зависит от многих факторов, в числе которых содержание урока, его построение, приемы и средства, используемые учителем, деятельность учащихся, положение урока в общей системе уроков и многих других.

Урок должен быть целым и законченным. Именно система уроков, с последовательным изложением в них учебного материала, внутренней связью между уроками, непрерывным изучением нового материала и закрепления предшествующего, считалась советскими методистами самым эффективным способом повысить результаты обучения.

Были в советской послевоенной педагогике указания по повышению непосредственно самих уроков.

Работа на уроках должна организовываться в соответствии с принципами обучения. Правильное построение — залог его эффективности. Урок должен был включать в себя несколько этапов: объяснение нового материала, его закрепления, полное овладение знаниями, проверка знаний учащихся, выработка умения использовать знания на практике.

Каждый урок должен начитаться с организационной работы, в ходе которой учащиеся подготавливаются к самому уроку. Следом идет проверка домашнего задания. В ходе которой учитель должен проверить всех учеников, провести с ними беседу по сложным заданиям, дать разъяснения и исправить ошибки учащихся. Затем следовал переход к объяснению нового материала, который начинался с объявления темы и целей урока. Учащиеся на протяжении всего урока должны были стремиться к достижению целей и решению учебных задач. Но прежде чем приступить к новому материалу, должна была осуществляться актуализация ранее изученного. После объяснения нового материала следовал этап закрепления и овладения знаниями, умениями и навыками. Предпоследний этап урока — это разъяснение учащимся домашнего задания. Самый эффективный способ самостоятельного выполнения домашнего задания — выполнение похожего на самом уроке. Подробный инструктаж, а иногда и выполнение одного задания для примера повышает результаты последующей работы школьников [7, с.127].

Заключительным и одним из самых значимых этапов урока является оценивание работы учащихся. Именно оценка является одним из самых эффективных средств повышения эффективности урока. Введение пятибалльной системы оценивания во многом подстегнуло учащихся и активизировало их познавательную деятельность. Именно поощрение ребенка в его работе за достижения в учебе, способствуют более прилежной е и результативной учебе.

Вышеперечисленные этапы являются обязательными для всех, но в зависимости от возраста и знаний учащихся, а также сложности материала, учитель должен подбирать разные средства и методы. Следует подобрать тип урока, его ход, продумать как будет осуществляться работа в классе.

Эффективность урока зависит не только от методик и средств обучения, но и от компетенции учителя, его профессионализма и добросовестной работы. Учитель должен тщательно подготавливаться к каждому уроку, разрабатывать ход урока, продумывать его образовательную и воспитательные стороны, использовать на уроке вспомогательные средства. Так же учителю необходимо иметь письменный план на каждом уроке, которым он и будет руководствоваться.

Большое значение на уроках в советской школе уделяли повторению и систематизации знаний. Помимо повторения и актуализации знаний на каждом уроке, предлагалось посвящать повторению целый урок. На уроке повторения повторялись целые темы и разделы, что помогало более прочному освоению изученного.

Советские методисты рассматривали самостоятельную работу учащихся как одно из средств повышения эффективности урока и всего обучения в целом. Самостоятельная работа, труд самих учащихся не только положительно сказывается на качестве знаний, но и существенно ускоряет процесс обучения. Но главная проблема данного метода — это незаинтересованность учеников в работе. Поэтому во время урока учителю необходимо было зажечь интерес у ребенка и сделать так, чтобы учение стало его основной потребностью.

Увлечь детей и разнообразить традиционную систему уроков методисты предлагали с помощью разнообразных типов урока. Советские педагоги выделяли комбинированный урок, как наиболее результативный. Данный тип урока проводился только при более легком учебном материале. Урок сочетал в себе несколько звеньев процесса обучения и позволял проводить все виды работ для полного усвоения учебного материала. Комбинированный урок вносил разнообразие в образовательный процесс, существенно повышал внимание учащихся, снижал их утомляемость.

Исследования педагогов оказывали влияние на школьную практику, способствовали повышению эффективности учебных занятий, повышению уровня общего образования учащихся [3, с. 178].

Также к средствам повышения эффективности урока методисты относили строгую дисциплину и контроль со стороны учителя на уроках. Только с помощью дисциплины добивались слаженной работы всех учащихся и ее выполнение.

Говоря о средствах повышения эффективности уроков нельзя не сказать и о средствах, которые имели противоположный эффект. Так, в советской школе послевоенного периода заметно усилилась идеологическая и политическая пропаганда, обучение и воспитание носило ярко выраженный коммунистический характер что, в свою очередь, сказывалось на учебном материале и средствам его подачи. В школах были запрещены тесты и опросы, как средства обучения для буржуазии. Введение поощрения отличников со временем превратилось в соревнование между школами, каждая из которых пыталась выпустить максимальное количество отличников, что привело к завышению оценок.

Таким образом, советская школа послевоенного периода располагала рядом методов и способов, которые способствовали повышению эффективности урока. Можно сказать, что во многом благодаря им был преодолен кризис в образовании, которому способствовала Великая отечественная война.

В целом результаты исследования проблемы повышения эффективности урока в названный период способствовали критической оценке накопленного опыта обучения и выявлению возможных в условиях того времени наиболее рациональных путей повышения эффективности занятий [2, с. 41].

 

Литература:

 

  1.      Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 27–34.
  2.      Иохвидов В. В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х — 90-х годов XX столетия / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2007
  3.      Иохвидов В. В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 176–178.
  4.      Иохвидов В. В., Веселова В. Г. История педагогики учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015.
  5.      Иохвидов В. В. Эффективное развитие урока в 1946 -1951 гг. XX века [Текст] / В. В. Иохвидов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 42–44.
  6.      Иохвидов В. В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х — 90-х годов XX столетия / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2007
  7.      Каиров И. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1948. — 462 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle