Библиографическое описание:

Сазонова Н. Н. Использование проектной деятельности в ознакомлении детей с ТНР со сказкой и художественной литературой [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 126-128.



 

Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». [1, c.5]

Результаты проводимой мною диагностики подтверждают, что у детей с ТНР отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический, фонетический, поэтому систему работы с этими детьми выстраиваю, как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления и развития личности. [5, c.5]

 

Развитие речи

2008–2009 уч. г. (11 детей)

(нач. уч. года)

2009–2010 уч. г.

(10 детей)

(нач. уч. года)

2010–2011уч. г.

(11 детей)

(нач. уч. года)

2011–2012 уч. г.

(12 детей)

(нач. уч. года)

1 лог. группа

(ст. — подг.)

Высокий — 0 %

Средний-54,6 % (6 чел.)

Низкий-45,4 %

(5 чел.)

Высокий — 0 %

Средний -40 %

(4 чел.)

Низкий-60 %

(6 чел.)

Высокий — 0 %

Средн. -54,6 %

(6 чел.)

Низкий-45,4 %

(5 чел.)

Высокий — 0 %

Средний -50 %

(6 чел.)

Низкий -50 %

(6 чел.)

 

Так как овладение конструктивными способами и коммуникативными средствами взаимодействия с окружающими людьми является одной из целей в логопедической работе с детьми с ТНР, то для ее решения, мною была выбрана методическая тема «Обогащение словаря детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и народной сказкой». Сказка близка и интересна детям, вызывает у детей эмоциональный отклик, дает образцы русского литературного языка, способствует развитию воображения, мышления, речи, это отмечали педагоги, лингвисты, психологи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. В. Запорожец и др.).

При работе над методической темой возникла проблема, как связать обучение с жизнью, способствовать развитию познавательной активности, самостоятельности, творчества, умения работать детям, педагогам и родителям в коллективе. Для решения данной проблемы адаптировала и использую в рамках методической темы педагогическую технологию на основе активизации и интенсификации деятельности ребенка, где основным методом является метод проектной деятельности (классификация основных групп образовательных технологий по Г. К. Селевко). [4, c. 124]

Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении детей в проектную деятельность, получила распространение в 1920 — е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога — мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. К. Килпатрика. Для них важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения являлся сам ребенок. [2,c. 200]

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развиваю познавательный интерес, формирую навыки сотрудничества. Использование проектной деятельности открыло большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Свою работу по методу проектной деятельности начинаю с составления плана работы по подготовке проекта:

                    на основе изученных проблем детей поставить цель проекта;

                    разработка плана движения к цели (воспитатель, специалисты обсуждают план с родителями);

                    привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;

                    составление плана-схемы проекта;

                    сбор, накопление материала;

                    включение в план схему проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности;

                    домашние задания и задания для самостоятельного выполнения;

                    презентация проекта, открытое занятие. [3, c. 6]

Обобщив исторический опыт разработки проектов (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной, В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, Б. В. Игнатьева, Г. К. Селевко) можно выделить следующие основные этапы:

  1.                Целеполагание.
  2.                Разработка проекта.
  3.                Выполнение проекта.
  4.                Подведение итогов.

Метод проектов позволил определить.

Задачи обучения: развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование, формировать обобщенные способы умственной работы.

Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности, потребности в создании собственной картины мира, навыков коммуниктивного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности: социальное, физическое, познавательное и эстетическое. [3,c.12]

В рамках работы над темой подобрала и систематизировала материал по развитию компонентов устной речи детей (лексической, грамматической, связной), который лёг в основу разработанных мною конспектов занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Сказка в развитии речи детей». Накопленный материал использую в своей работе в виде упражнений на других занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Система работы была апробирована, эффективность комплексной работы подтверждена опытно-экспериментальным путем. Мной накоплен опыт работы с использованием методик О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш, Е. В. Тихеевой, К. Д. Ушинского, В. М. Минаевой, Н. В. Нищевой по ознакомлению детей со сказкой, обогащению словаря детей и формированию связной речи, который включает в себя систематизированный материал по лексическим темам, конспекты занятий с прилагаемым наглядным материалом по:

                    пересказу сказки (рассказ) с использованием фланелеграфа;

                    пересказу сказки (рассказа) с использованием опорных сигналов;

                    составлению описательного рассказа с помощью моделирования;

                    составлению рассказа (сказки) с использованием мнемотаблиц;

                    составлению рассказа (сказки) — описания по опорным картинкам и превращения рассказа в загадку;

                    составлению части сказки (рассказа) по одной картинке;

                    составлению сказки (рассказа) по серии сюжетных картин;

                    серию игр и игровых упражнений с использованием сказки для фронтальных и индивидуальных занятий с детьми:

                    игры по обогащению словаря детей;

                    игры по формированию правильной структуры предложения;

                    игры с использованием сказочных персонажей для развития эмоциональной сферы и выразительных движений у детей.

В практической деятельности использовала игровые и творческие проекты, как наиболее подходящие для дошкольных учреждений.

Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачной находкой всего педагогического коллектива.

Данный метод работы вызвал положительные отзывы у детей и родителей детей, у педагогов, способствовал высоким результатам общего развития детей.

Применяемые методы позволили получить положительную динамику в развитии речи у детей и привести их к норме речевого развития.

 

Развитие речи

2008–2009 уч. г.

(конец уч. года)

2009–2010 уч. г.

(конец уч.года)

2010–2011уч.г.

(конец уч.года)

2011–2012 уч. г.

(конец уч. год)

Выпускники

Высокий- 100 %

Высокий-100 %

Высокий-100 %

Высокий -100 %

 

Считаю, что данная модель работы позволяет поддерживать у воспитанников устойчивый познавательный интерес, создаёт психологически комфортную обстановку, что обеспечивает повышение у них уверенности в себе, активности и эмоциональной раскрепощённости в общении, позволяет избежать психофизических перегрузок. Всё это в дальнейшем помогает им общаться и со взрослыми и со сверстниками.

Апробированный мною метод проектов обладает рядом достоинств: способствует усвоению знаний, умений, навыков, позволяет успешно обучать всех.

 

Литература:

 

  1.                Б. С. Гершунский. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 в.? — Педагогика,2001,№ 10, 12с.
  2.                Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ.–М.: Педагогика-Пресс, 2000.— 384 с.
  3.                Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96с.
  4.                Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556c.
  5.                Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. — М.: Альфа. 1993. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle