Библиографическое описание:

Костина И. Н. Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 249-251.



 

В январе 2011 г. Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальности 060201 — Стоматология. ФГОС — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направления подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [4].

В новом ФГОС ВПО описаны сроки, трудоемкость освоения основной образовательной программы, характеристики профессиональной деятельности специалиста, выделены 8 общекультурные, 52 профессиональные компетенции, учебные циклы, перечень дисциплин с указанием, что должен обучающийся знать, уметь, чем владеть в результате изучения программы, требования к условиям реализации, к оценке качества освоения программы.

Согласно ФГОС ВПО и учебного плана на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета с сентября 2013 г. начато преподавание дисциплины «Хирургия полости рта» на 5, 6, 7 семестрах обучения студентов 3 и 4 курсов стоматологического факультета. Цель изучения дисциплины — обучение врачебной деонтологии, развитие профессиональных компетенций, формирование начальных профессиональных мануальных навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области. Общая трудоемкость дисциплины 216 час. (3 зет). Заканчивается преподавание дисциплины проведением итоговой аттестации (экзамена) в зимнюю сессию по окончании 7 семестра обучения.

Материал и методы исследования

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и проведении итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» преподавателями кафедры была разработана анкета из 14 вопросов. Анкета содержала 7 вопросов о подготовке, самоподготовке к экзамену, 7 вопросов о проведении, сдачи экзамена.

В анонимном анкетировании участвовали 40 студентов (44,4 % от общего количества обучающихся на 4 курсе стоматологического факультета), которое было проведено в феврале 2015 г. через 3 недели после проведения итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта». Успеваемость студентов по данной дисциплине на разных семестрах обучения составила 89,5–92,4 %. Успеваемость по результатам сдачи экзамена составила 90,3 %.

Результаты исследования и обсуждение

При изучении ответов респондентов на вопросы по подготовке, самоподготовке к экзамену необходимо отметить, что 95 % читали учебник, 77,5 % использовали лекционный материал, 55 % самостоятельно решали ситуационные задачи из сборника задач, 5 % посетили дополнительные занятия с преподавателями.

При подготовке 62,5 % респондентов использовали литературу на бумажном носителе, 15 % использовали электронные носители, 35 % использовали разные носители информации. При этом 90 % респондентов отметили полную доступность учебной литературы при подготовке к экзамену, 10 % — частичную доступность.

Все опрошенные студенты (100 %) считают, что лекционный материал и практические занятия помогли при подготовке к экзамену. 87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к. получили ответы на теоретические вопросы (57,5 %), разъяснения по практической части экзамена (30 %). Проведения консультаций не помогли в подготовке к экзамену 5 % респондентов.

Изучение вопросов респондентов на вопросы о проведении и сдаче экзамена позволило отметить, что наиболее сложным (47,5 %) было выполнение заданий в тестовой форме. Сложности при собеседовании по ситуационной задаче испытали 25 % респондентов, при сдаче практических навыков — 15 %.

Полностью удовлетворены отношением студент-экзаменатор 60 % респондентов, частично удовлетворены — 17,5 %. Остальные респонденты дали ответ на этот вопрос.

Полностью удовлетворены результатами сдачи экзамена 62,5 % респондентов, частично удовлетворены — 12,5 %, не удовлетворены — 7,5 %.

По мнению 55 % опрошенных студентов, полученная на экзамене оценка отражает их реальный уровень знаний по дисциплине. По мнению 27,5 % респондентов, полученная на экзамена оценка частично отражает их уровень знаний. 2,5 % респондентов считают, что полученная на экзамена оценка не отражает их реальный уровень знаний по дисциплине.

После сдачи экзамена 55 % респондентов отметили, что дисциплина «Хирургия полости рта» им очень нравится, и они решили заниматься в СНО кафедры для углубления своих знаний. 7,5 % респондентов отмечают, что изучать дисциплину «Хирургия полости рта» им трудно.

Предложений по улучшению качества подготовки и проведению итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» от опрошенных студентов не поступило.

В результате осуществления обратной связи с внутренними потребителями образовательного процесса выяснилось, что проведение аудиторных занятий, консультаций преподавателями кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии помогает большинству обучающихся приобрести необходимые знания и умения для прохождения итоговой аттестации (экзамена). Половина опрошенных студентов показывает высокую мотивацию к углубленному изучению дисциплины «Хирургия полости рта», что будет способствовать формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.

Заключение

Любой процесс обучения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом. Изучение любой дисциплины в целом или циклами заканчивается итоговой аттестацией — сдачей экзамена/зачета [2]. Итоговая аттестация позволяет получить представления о достигнутых студентом результатах.

Внутренние потребители образовательных услуг — студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную подготовленность к обучению по дисциплине «Хирургия полости рта» с учетом ранее изученных дисциплин профессиональной образовательной программы по специальности 060201 — Стоматология и разные интеллектуальные способности [3]. Однако, личные качества студента (активность, исполнительность, ответственность, самостоятельность) играют важную роль и в большей степени определяют профессиональную подготовленность специалиста, нежели сам процесс обучения в вузе.

Таким образом, организация и проведение итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» соответствует ФГОС. Измеренные показатели удовлетворенности студентов качеством итоговой аттестации (экзамена) составили 75 % в 2015 г. 17,5 % респондентов при анкетировании не сделали оценку удовлетворенности при сдаче экзамена. При проведении мониторинга по дисциплине «Хирургическая стоматология» в 2009, 2010, 2011 гг. на основе анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета показатели оценки качества курсового экзамена составляли 79,6 %. 91,6 %, 91,9 % [1].

По результатам проведенного исследования требует улучшения обеспеченность студентов учебно-методической литературой на электронных носителях, переработка и коррекция заданий в тестовой форме, коррекция экзаменационного рейтинга, внедрение педагогических технологий для повышения удовлетворенности студентов изучением дисциплины «Хирургия полости рта».

 

Литература:

 

  1.      Костина И. Н. Мониторинг результатов обучения студентов по хирургической стоматологии // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2008. — С.235–238.
  2.      Костина И. Н. Контроль знаний студентов как элемент педагогических измерений // Материалы региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2010. — С.118–122
  3.      Костина И. Н., Журавлев В. П. Оценка качества работы кафедры хирургической стоматологии внутренними потребителями образовательного процесса // Материалы региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2011. — С.104–108.
  4.      Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». — М., 2012. — 46 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle