Библиографическое описание:

Скородумова Е. А. История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 38-43.

 

В статье представлены обобщённые факты и данные программных документов, связанных с историей развития системы музыкального воспитания дошкольников России.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, история музыкального развития дошкольников, появление музыкальных занятий.

 

Музыкальное воспитание сегодня является неотъемлемой частью дошкольного образования России. Такому положению предшествовала длительная история теоретико-методологических исследований, поиск форм, методов и приёмов музыкальных занятий, отразившихся на практике и в программных положениях дошкольных учреждений. Реформы образования вносят новые стандарты работы с дошкольниками, требующие поиска оптимальных форм образовательной и воспитательной работы. В ситуации внедрения реформ необходимо учитывать весь богатый теоретико-практический опыт педагогики, в том числе в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Для анализа музыкального воспитания как культурно-исторического феномена, представляется важным проследить место музыкального воспитания в программных документах, условия, цели и задачи музыкального воспитания дошкольников в разные исторические периоды. В документах, разработанных по возрастным группам дошкольников, в статье будут рассмотрены рекомендации для детей 6-ти лет. Взгляды на дошкольное детство, музыкальные способности и возможности для их развития выражались в исследовательских и методических работах, которые также обзорно представлены в статье в хронологическом порядке.

Началом истории системы дошкольного образования в России можно считать первые детские сады, основанные на идеях немецкого педагога Фридриха В. Фребеля. Вдохновлённый трудами Я. А. Коменского и Песталоцци, Фребель разработал теорию дошкольного заведения, дав ему название, которое до сих пор употребляется в России: «Детский сад». В 1871 году, на территории Петербургского воспитательного дома, открывается «Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей», целью которого провозглашалось распространять и развивать на российской почве воспитательные идеи Фребеля. При обществе были открыты курсы для подготовки детских садовниц, в программу обучения которых, на ряду с другими предметами, входило пение. Одним из требований для поступавших являлось наличие музыкального слуха [5].

Таким образом в первых дошкольных организациях России музыкальном воспитанием детей занимались воспитатели, имеющие определённые музыкальные данные, в подготовке которых отдельное внимание уделялось пению. Песнями и стишками «садовницы» озвучивали детям смысл «Даров» — специальных обучающих игрушек, созданных Фребелем. Опыт первых детских садов и самой системы, предложенной Фребелем, анализировался русскими исследователями в области дошкольной педагогики, в том числе с позиций музыкальной практики воспитания: К. Д. Ушинский, описывая свои впечатления от посещения детских садов Фребеля писал: «Мне часто приходилось жалеть малюток, когда они, нехотя притоптывая ножками, с зевками и не всегда без слез, пели веселенькие песни Фребеля» [14, c.492] и «Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами... а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом. Странно даже, как Фребель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду то, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей... Однако же игры Фребеля, а еще более придуманные им, или собранные детские занятия имеют много достоинств» [14, c.498]. Ветлугина, рассуждая о развитии музыкальности в системе Фребеля, отмечала, что разучивание его игр с песнями исключало возможность проявления инициативы детей, подавляла их самостоятельность, не создавала условий для музыкального развития [2].

Революция принесла много изменений России. Всеобщее образование стало одной из целей новой власти, школы и детские сады стали открываться в городах, сёлах, деревнях. В 1917 году В. Н. Шацкая создаёт первую методическую работу по дошкольному музыкальному воспитанию — «Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина». В работе раскрывался широкий круг вопросов, касающийся роли музыки в детской жизни, подходы к занятиям и приемы работы. Музыкальный репертуар представлен для игр, слушания музыки, и детских постановок. Книга переиздавалась в 1919 и 1923 годах, что говорит о востребованности таких практических разработок в первых массовых детских садах РСФСР [15].

В 1918 году Фребелевские курсы в Петрограде были преобразованы в Педагогический институт дошкольного образования, а детские сады с этого времени стали частью государственной системы образования и здравоохранения. В целях обеспечения страны разработками в музыкальной области в 1918 году в Наркомпроссе РСФСР был сформирован Музыкальный отдел, в подотделе музыкального образования которого работала дошкольная секция. В 1919 году в Москве, дошкольным отделом Наркомпроса, была издана «Инструкция по ведению очага в детском саду», в которой были даны основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений. В инструкции установлено содержание музыкального воспитания для дошкольного возраста, определены требования к подготовке воспитателей. Общение дошкольников с музыкой в повседневной жизни детского сада через слушание и пение, предполагало развитие детского творчества. Так же, в 1919 году в пособии «Музыка в единой трудовой школе» был описан план музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Цель музыкального воспитания дошкольников определяется в этом пособии как «открытие ребёнку мира звуковой красоты» [1].

В 1926 году издаётся «Педагогическая психология» Л. С. Выготского оказавшая огромное влияние на развитие всей педагогики России. Обучение и воспитание представлено Выготским как единый процесс, влекущий за собой развитие. Это означало что, вводя обучение в дошкольном возрасте, можно стимулировать развитие ребёнка. Выготский пишет о том, что обучение имеет смысл тогда, когда оно происходит в зоне ближайшего развития ребёнка, а не на завершённом этапе развития. При этом Выготский подчёркивал, что роль ребёнка в процессе обучения должна быть деятельной, а субъектная позиция учащегося способствует присвоению им знания, опыта [4]. Идеи Выготского являлись базой для построения образовательных программ в дальнейшем, в том числе по музыкальному развитию дошкольников.

В 1934 году выходит «Программа и внутренний распорядок детского сада», в разработке которой приняла участие большая группа научных и практических работников [9]. Для каждой возрастной группы по полугодиям устанавливался объем представлений, навыков и знаний, а также определялись учебные пособия, игрушки и материалы. Программой рекомендовалось систематическое слушание детских радиопередач. Музыкальное воспитание проходило в рамках художественного и, для детей шести лет, включало 2 музыкально-ритмических занятия в неделю. Образовательный процесс строился на темах, проходящих сквозь разные виды детской деятельности в течении 3-ёх -7-ми дней [3].

Первые годы общего образования педагогика в СССР развивается параллельно с педологией — наукой о развитии ребёнка, базирующейся на объединение знаний биологии, психологии и педагогики. Работу с детьми, педологи строили в том числе исходя из замеров наследственных и врождённым функций, считая, что музыкальные способности ребёнка предопределены наследственными задатками и являются величиной более-менее постоянной. Такой взгляд на музыкальные способности изменился после выхода в1936 году Постановления «О педологических извращения в системе Наркомпросов». Постановление резко критиковало педологию, в том числе обследование одарённости детей, называя его бессмысленными и вредными. Вся литература, изданная по педагогике, с учётом педологии, в том числе «Программа и внутренний распорядок детского сада» 1934 года была изъята. Постановление оказало существенное влияние на направление развития педагогики в СССР, где био-физиологические данные ребёнка, с момента выхода этого документа, перестали рассматриваться, уступив место утверждению равных возможностей развития способностей, в том числе музыкальных, для всех детей [7].

В 1938 году на смену первой программе детского сада выходит «Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада», содержащее программно-методические указания по возрастам дошкольников. В разработке Руководства приняли участие воспитатели, методисты, научные работники, среди которых Н. К. Крупская, А. В. Суровцева, Е. И. Радина и др. Музыкальное воспитание впервые было обозначено как самостоятельный раздел работы с дошкольниками, а одно из приложений содержало примерный музыкальный репертуар, также подобранный для разных возрастных групп [10].Признавая равенство способностей всех детей, учёные начинают активное изучение путей эффективного формирования у дошкольников знаний, навыков, умений и способностей. В рамках этого направления в 1941 году впервые публикуется статья Б. М. Теплова «Способности и одарённости», где автор обобщает существующие в разных странах подходы к озвученной теме, и предлагает своё понимание способностей, как индивидуальных особенностей, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих навыков и умений [12].Статья являлась предшественницей докторской диссертации Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», вышедшей в Москве в 1947 году. В диссертации обосновывалась возможность развития музыкальных способностей путём специальных упражнений и в процессе музыкальной деятельности. Эта фундаментальная работа послужила основой для всех дальнейших научных разработок в области развития музыкальных способностей.

На Всероссийских совещаниях по вопросам музыкального и художественного развития (12–14 июля 1938 г., и 03–07 февраля 1941 г.) Н. А. Ветлугина писала о том, что педагоги практики, научные работники и методисты активно дискутируют в поисках ответа на вопросы о том, в какой мере обучение по программам обеспечивает творческое развитие детей. Эти темы были актуальны в связи с тем, что музыкальные занятия начинали рассматриваться педагогическим сообществом не только как средство общего развития ребёнка, но и с точки зрения задач развития музыкальных способностей [2]. Тем не менее, музыкальное воспитание дошкольников в это время продолжал осуществлять воспитатель, получивший профессиональную подготовку.

В 1943 году была создана Академия педагогических наук (далее АПН), благодаря чему научно-исследовательская работа по вопросам дошкольного воспитания значительно активизировалась. В 1945 году, вышло обновлённое «Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада». Основным новшеством этого документ стало требование к проведению обязательных занятий в первую половину дня для всей группы детей, а также игр и занятий по выбору во вторую половину дня. Такие занятия предполагали участие всех детей группы, при этом воспитатель должен давать конкретные указания что и как нужно детям делать. Музыкальные занятия были выделены в числе обязательных [11]. Такое положение музыкального воспитания аргументировалась большей эффективностью обучающего процесса при организованном последовательном прохождении программного материала, что подтверждалось исследованиями, проведёнными сотрудниками сектора дошкольного воспитания АПН во главе с А. П. Усовой [6]. В Руководстве 1945 г. в части «Устав» приведён перечень работников детского сада и требований к ним. В § 41 говорится о требованиях к специальному музыкальному образованию у музыкального руководителя, к обязанностям которого относится:

  1.                Осуществлять правильное музыкальное воспитание;
  2.                Вести систематическую работу с воспитателями детского сада, оказывая им помощь в занятиях с детьми по пению, физкультуре, подготовке и проведению детских праздников;
  3.                Консультировать родителей по вопросам музыкального воспитания детей;
  4.                Работать по графику, согласованному с заведующей и вести учёт своей работы [11, c. 9].

Как видно из требований, музыкальный руководитель в это время рассматривался как помощник воспитателя и консультант для родителей в вопросах музыкального воспитания. В программе отмечается, что воспитатель вводит песню, пляску, слушание патефона, игру на ксилофонах в повседневную жизнь детей. Таким образом, музыкальное образование и воспитание осуществляется не только на обязательных занятиях, но и на прогулках, в играх детей, при показах диафильмов, теневого театра. Что касается обязательных музыкальных занятий, то в руководстве говорится о том, что воспитатель должен проводить их в старшей группе не реже двух раз в неделю. Такие занятия должны включать в себя пение, слушание музыки, музыкальные игры, упражнения и пляски. Программно-методические указания сгруппированы по трём возрастным группам: младшая, средняя и старшая. Дети шести лет отнесены к старшей группе. Обязательные занятия в этом возрасте рекомендованы в течении 30 минут в первую половину дня (1–2 занятия) и 40 минут во вторую половину дня (1–2 занятия) [11, c.106–107].

В разделе «Музыкальное воспитание», для детей старшей группы ставятся следующие задачи: продолжать работать над развитием слуха; приступить к развитию детского творчества (в передаче образов в сюжетных музыкальных играх, в создании плясок); обучать желающих детей игра на ксилофоне. Музыкальная деятельность описана по четырём направлениям: пение, слушание музыки, движениях под музыку, и игра на ксилофоне. Содержание деятельности описано кратко, на год. Занятия пением рекомендуется проводить по подгруппам, в соответствии с объёмом голоса детей. С отстающими детьми рекомендуется заниматься индивидуально. Для правильной передачи мелодии и выразительности рекомендуется организовывать слушание песни в исполнении воспитателя, музыкальных детей, и проигрывание мелодии на музыкальном инструменте. При слушании музыки детьми 6 лет рекомендованы произведения в 32–64 такта. Слушание проводится во время музыкального занятия, в виде концерта, состоящего из одной-двух песен в исполнении воспитателя (желательно пение на два голоса) и одного-двух произведения инструментальной музыки. Для таких концертов рекомендовано использовать патефон. В движениях под музыку в старшей группе рекомендовано вводить разные виды ходьбы, элементарные танцевальные шаги. Детям предлагается самим передавать в движении общий характер музыки и отдельные её элементы, демонстрация движений воспитателем допускается только для уточнения или чтобы сделать движения технически более правильными. В тоже время воспитателю рекомендовано обогащать детей музыкальными впечатлениями и движениями, демонстрируя пляски, т. к. такая демонстрация способствует развитию детского творчества.

В руководстве отмечалось, что игра на ксилофоне развитию слуха и настойчивости. Для избегания излишнего шума рекомендовалось давать детям не более двух ксилофонов одновременно. Описан приём обучения игре детей: воспитатель проигрывает детям знакомую мелодию, после чего дети по желанию, могут попробовать воспроизвести её сами. Если возникают затруднения, на помощь приходят другие дети или воспитатель. Раздел музыкального воспитания Руководства заканчивается перечнем умений и навыков, которые дошкольники должны освоить к окончанию года. Для старшей группы этот перечень включает в себя: умение петь без воспитателя, всей группой и небольшими группами песни естественным звуком, без крика, передавая правильно мелодию, ритм, чётко произнося слова в песня, делая оттенки, в зависимости от текста и характера мелодии; знать и уметь исполнить индивидуально одну-две песни; слушать детские, народные, массовые песни в исполнении взрослых (соло, дуэт, ансамбль); слушать небольшие музыкальные произведения (32–64 такта) инструментальной музыки, исполненные на каком-нибудь инструменте или в патефонной записи; узнавать пройденные за год музыкальные произведения; точно передавать в движениях общий характер и отдельные элементы музыки: темп, силу звука, ритм; играть в музыкальные игры и исполнять пляски, разученные в течении года.

Заканчивают издание рекомендации по работе с родителями и приложения, включающие список сборников песен, музыкальных игр, упражнений и плясок и репертуар, подобранный для разных видов музыкальных занятий с детьми, сгруппированный по возрастам. Воспитателям или музыкальному руководителю предоставлена возможность выбора музыкальных произведений из предложенного перечня, тематика которого в основном носила гражданский и патриотический характер. Среди рекомендуемых в качестве пособий для музыкальных занятий сборников, отмечаются работы Н. Метлова: «Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях» Учпедгиз, 1939г., «Праздники в дошкольных учреждениях. Учпедгиз, 1935г., Т. Бабаджан «Песни, развлечения, игры и пляски для предшкольников». Музгиз, 1939г и др. [11].

Руководство 1945 года окончательно фиксирует значение педагога в развитии дошкольника, подчёркивая, что в детском саду «ребёнок развивается под непосредственным воздействием воспитателя» [11, c.15]. Таким образом, ребёнок признаётся объектом воспитательного процесса, а развитие способностей проходит в рамках формирования навыков и умений на проводимых 2 раза в неделю обязательных музыкальных занятиях, и при помощи организованной педагогом музыкальной деятельности дошкольников. Большое влияние на изменения в подходе работы с дошкольниками в это время оказали взгляды на роль обучения в детском саду А. П. Усовой, подчёркивающие обучающую роль взрослого. Позже, в своей книге «Обучение в детском саду» Усова рекомендует формулировки высказываний для воспитателя: «Сделай, как я делаю», «Скажи, как я говорю», утверждая, что такие образцы речи педагога позволяют не только передать знания, но и сформировать умения [13]. При таком подходе воспитатель становится образцом в разных видах деятельности, что требует от него высоких навыков в том числе музыкальных.

Итак, пройдя путь от пения, как сопровождение игр (Фребель), использования музыки воспитателем во время всего пребывания дошкольника в детском саду (первые Руководства), в 1945 году музыкальное воспитание впервые обретает форму отдельных занятий, где ведущая роль в формировании навыков и умений отведена взрослому, выступающему образцом для детей. Также этот документ впервые фиксирует должность «Музыкальный работник», чей труд, при наличии специального музыкального образования, приравнивается по оплате к труду воспитателя. [8, п.5] Таким образом можно констатировать, что к пятидесятым годам 20-ого века в системе дошкольного образования СССР сформировалось понимание о необходимости музыкального развития дошкольников именно с целью развития их музыкальных навыков и умений, посредством организованной, в виде занятий, образовательной деятельности. Для выполнения этих задач в детские сады привлекаются специалисты с музыкальным образованием, организуется подготовка музыкальных руководителей дошкольного образования.

 

Литература:

 

1.                  Анцыпирович О. Н. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь. Минск: Издания БГПУ, 2011

2.                  Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка, М.: Просвещение, 1967

3.                  Волобуева Л. М. Голдовская А. А. Из истории первых программ для детского сада //Дошкольное воспитание// № 11/2009, М.: ИД «Воспитание дошкольника»

4.                  Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова, М.: «Педагогика», 1991

5.                  Князев Е. А. Первые детские сады России: 150-летию посвящается. // Учительская газета Москва //, № 39 /2013, М.: ИД «Учительская газета»

6.                  Методическое письмо Наркомпроса РСФСР по проведению неотклонимых занятий в детском саду, М., 1947

  1.                Постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 О педологических извращениях в системе Наркомпросов, М., 1936
  2.                Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 июня 1945 г. N 1270 «О повышении заработной платы работникам детских садов», п.5
  3.                Программа и внутренний распорядок детского сада. М.: Учпедгиз, 1934
  4.            Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада /Разработаны Дошкольным отд. Наркомпроса РСФСР / — М.: Нар. ком. прос. РСФСР, 1938
  5.            Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада /Нар. ком. просвещения РСФСР. Упр. по дошкол. воспитанию. — М.: Учпедгиз, 1945

12.              Теплов Б. М. Избранные труды в двух томах. Том 1. М.: «Педагогика», 1985

13.              Усова А. П. Обучение в детском саду — М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961

14.              Ушинский К. Д. Собр. соч. т. 3, М.: АПН РСФСР, 1950

15.              Шацкая В. Н. Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина. М.: Издание Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ, 1919

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle