Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 260-262.



 

В последнее десятилетие значительно возросло внимание отечественнойи зарубежной социологической и психолого-педагогической науки к формированию социальной компетентности представителей различных социальных и возрастных групп. Это объясняется актуальностью проблемы социализации личности в постоянно изменяющихся современных условиях социума.

Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика тип личности, отражающая ее достижения в сфере отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное встраивание в социальную реальность и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Социальная компетентность представляет собой совокупность конкретных качеств личности, способностей, знаний и умений, готовность к самоопределению, что обеспечивает интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.

Говоря о роли вуза в формировании социальной компетентности студентов, можно уверенно заявить, что эта роль является неоценимой. В период обучения студент активно взаимодействует с окружающим миром, приобретая социальный опыт. Задача вуза — обеспечить студенту включение в такие виды деятельности, при которых процесс социализации протекает не стихийно, а целенаправленно, способствует развитию способности будущего специалиста эффективно решать встающие перед ним проблемы.

На начальном этапе студенты сталкиваются с новыми методами и организацией обучения, значительно отличающимися от школьных, требующими самостоятельности в овладении учебным материалом; необходимостью налаживания межличностных отношений в формирующемся коллективе; сменой прежнего жизненного стереотипа и формированием нового, а также сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами (самообслуживанием, самостоятельным ведением бюджета, планированием и организацией своего учебного и свободного времени и др.). Этот непростой период адаптации к новым условиям осложняется трудным возрастным периодом психологического развития.

Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих индивидуально-личностному формированию молодых людей, специалисты отмечают задержку развития теоретического мышления; отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; небольшой объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и проч.); не реалистичность воображения, оторванность его от практики; высокий уровень личностной тревожности; чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы (художественный или мыслительный тип); несформированность волевой сферы.

Трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в трех основных сферах: общение в семье, общение с преподавателями и сверстниками. Они могут быть определены следующим образом: несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость или чрезмерная болтливость); неадекватное представление о сущности высших человеческих чувств, отношениях дружбы и любви; преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие о справедливости; излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; ярко выраженные тенденции к саморекламе, оригинальностью; проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Эти тенденции в психологической характеристике личности студента отмечают и специалисты по физической культуре. Они утверждают, что студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых развиваются раньше, чем воля и сила характера. Они не всегда способны подавить некоторые чрезмерные стремления и желания, так как им не хватает социальной зрелости.

В процессе обучения в вузе, получая знания по техническим и гуманитарным дисциплинам, студент не всегда приобретает способность правильно оценивать себя и других, находить взаимопонимание с окружающими, преодолевать барьеры общения. Однако наличие этих умений в значительной степени и определяет его социальную компетентность и является необходимым условием успешности его дальнейшей карьеры и личной жизни. Эффективное приобретение такого опыта может происходим. в процессе физического воспитания.

Известный советский психолог Б. Г. Ананьев говорил, что терпимость к различиям — один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Мы считаем, что важнейшим условием формирования у молодого человека социальной компетентности является передача студентам знаний о существующих между ними индивидуальных различных, причем глубокое осознание этих различий происходит в совместной практической деятельности.

Для формирования социальной компетентности наиболее эффективными, по нашему мнению, являются средства физического воспитания, связанные с коллективной деятельностью студентов. К таким средствам относятся некоторые физические упражнения, требующие комплексного проявления различных качеств и выполнение которых невозможно без взаимодействия с другими, а именно спортивные командные игры, такие как баскетбол, футбол и волейбол и другие, предполагающие достаточно большое количество участников.

Члены любой спортивной команды неизбежно вступают в межличностные отношения. Качественный уровень таких отношений зависит от многих факторов: устойчивости состава команды и ее численности, уровня притязаний членов команды, их личностных особенностей, целей, интересом, мотивов. Спортивные игры обеспечивают обучение студентов навыкам общения, развитие таких качеств, как эмоциональная устойчивость, внимание, мышление, инициативность и креативность.

Взаимодействие внутри команды для достижения общей цели способствует формированию толерантности, коммуникабельности, умению работать в коллективе.

Студентам — членам спортивной команды приходится вступать во взаимодействие и с противоборствующей стороной — соперниками. Такое взаимодействие также дает опыт социального взаимодействия. Человеку необходимо научиться уважать соперника, уметь проигрывать, уметь вести честную игру, признавать чужое превосходство, не теряя достоинства. Все эти умения также необходимы в условиях современного социума.

В группах практических занятий по физическому воспитанию (специализация «баскетбол») в Уральском государственном университете путей сообщения состав студентов на протяжении обучения (с 1-го по 4-й курс) обычно постоянный, хотя некоторые изменения все-таки происходят в связи с отчислениями, переводами и болезнями студентов. Количество студентов в группах — 12–15 человек. На занятиях по игровым видам спорта постоянно складываются временные коллективы для выполнения упражнений и участия в игре. Поэтому при постоянном составе учебной группы для занятий по физическому воспитанию составы спортивных команд нельзя назвать в полном смысле постоянными.

На начальном этапе обучения, когда студенты еще не имеют опыта конструктивного взаимодействия, в процессе формирования социальной компетентности большое значение, по нашему мнению, имеет профилактика конфликтов на занятиях по физическому воспитанию. Огромное значение в решении этой задачи имеет личность преподавателя.

Мы настраиваем студентов на взаимопомощь и сотрудничество, обучаем умению конструктивно подходить к возникающим противоречиям, разъясняем отрицательное воздействие конфликтов на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно, чтобы студенты осознали: каждый из них представляет собой индивидуальность, имеет свои достоинства и недостатки и для обеспечения успешного взаимодействия необходимо это учитывать. В качестве иллюстрации можно привести сравнение эмоционального и разговорчивого человека с замкнутым и неулыбчивым, объяснить, что нельзя испытывать неприязнь к другому только потому, что «он не такой, как ты». Необходимо призывать молодежь к глубокому пониманию поступков других людей.

Для того чтобы формировать у студентов навыки конструктивного общения — взаимодействия, способствующего улучшению взаимопонимания, направленного на поиск решения проблем, преподавателю в первую очередь самому нужно достичь взаимопонимания со студентами. Преподаватель должен стать положительным примером социального взаимодействия в коллективе. Необходимо демократичное, а не авторитарное отношение к студенту. Одним из проявлений такого отношения является обращение к собеседнику (в данном случае к студенту) в уважительной форме и обязательно по имени. Это вызывает положительные эмоции, говорит о внимании к студенту как к личности. Большое значение в общении имеет доброжелательная улыбка, она говорит о дружественном настрое, вызывает ответную доброжелательность.

Налаживанию контакта между преподавателем и студентом способствует похвала в адрес студента даже при незначительных успехах. К сожалению, опыт показывает, что большинство преподавателей гораздо чаще выражают негативную оценку действий студента, чем хвалят его.

Важным фактором, способствующим установлению контакта со студентами, является наличие обратной связи. Общение невозможно без взаимного влияния сторон.

Следует отметить и такую важную особенность общения, как наличие единого языка общения. Преподаватель будет понят студентами только в том случае, если его речь, стиль общения, логика рассуждений будут должным образом восприняты студентами.

Создание на занятиях конструктивного, комфортного психологического климата формирует у студентов понимание значимости и ценности сохранения такой атмосферы в коллективе, создает стремление своим поведением поддерживать и способствовать такого рода социальным взаимодействиям.

На этапе обучения конструктивному общению, когда студенты перешли на более высокий уровень взаимодействия (обычно к 3-му и 4-му курсам), мы используем в учебном процессе методы игрового моделирования: студенты исполняют определенные роли, участвуют в выработке коллективных решений. В отличие от начального этапа обучения коллективным и взаимодействиям, мы моделируем так называемые «ситуации-катастрофы», которые изначально носят конфликтный характер. Создаются такие условия, как игра в неравных по количеству игроков составах, острый дефицит времени, ограниченное использование определенных технических элементов одной из команд и др. С помощью таких ситуаций решается задача формирования социальной компетентности на более высоком уровне. Социально-психологический опыт, приобретенный в результате подобных взаимодействий, используется в различных сферах деятельности студента, и «последствии оказывает существенную помощь выпускнику в его социальной и профессиональной адаптации.

 

Литература:

 

  1.                Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. — М., 1980.
  2.                Краснокутская С. Н. Социальная компетентность как качественная характеристика социализации студентов / С. Н. Краснокутская // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. 2005. — № 1 (13). — (Сер. «Гуманитарные науки»). — 18ЕШ 5–9296–0241–7.
  3.                Массовая физическая культура в вузе / И. Г. Бердников, А. В. Маглеваный, В. Н. Максимова и др.; под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. — М.: Высшая школа, 1991.-240 с.
  4.                Психология делового общения / Авт.-сост. Ю. А. Фомин. — Минск: Амал- фея, 1999.-352 с.
  5.                5.Рогов В. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / В. И. Рогов. — М.: Владос, 1996. — 529 с.
  6.                Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют.»..: психологический практикум / Н. В. Самоукина. — Дубна: Феникс, 1996. — 160 с.
  7.                Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 50. — С. 47–51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle