Библиографическое описание:

Рахматов А. И. Организация особенностей преподавания предмета «Физическая культура» в высших учебных заведениях [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 257-260.



 

Анализируя научно-методическую литературу мы можем отметить, что большое количество публикаций до 2014 г. было посвящено оценке ситуации и выявлению недостатков в организации учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы в высших учебных заведениях. В наше время отсутствие публикаций на указанную тему создает впечатление о потере ее актуальности. Естественно возникает вопрос: возможно, решение проблемы же найдено, меры к устранению недостатков приняты?

Конечно, наличие проблем, в том числе и смена образовательных стандартов и приоритетов в работе высшей школы, требуют переосмысления роли физической культуры в формировании личности, требуют пере квалификации преподавательского состава. Но мнение о том, что система организации работы по физическому воспитанию в вузах находится у черты или за чертой кризисного состояния, — преувеличение.

В этой связи нельзя не отметить целый ряд позитивных шагов, имеющих прямую связь с организацией работы кафедр физвоспитания высших учебных заведений страны. Так, утверждено 400 учебных часов на предмет «физическая культура» в новых образовательных стандартах, со статусом обязательного федерального компонента; в целом ряде высших учебных заведений страны реконструируется и расширяется «старая база», введены в строй новые спортивные объекты; проведена 1-я Всероссийская универсиада студентов.

Несмотря на объективные трудности, многие наши коллеги находили и находят выходы из ситуаций, осложняющих работу кафедры. Изучая их опыт, соизмеряя и перенося его на «местные» условия, можно найти пути и методы решения целого ряда проблем.

Все перечисленное, а также ожидание реакции на новый вариант Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», по всей вероятности, стали причиной уменьшения критических высказываний по поводу недостатков в системе организации работы по физической культуре в высших учебных заведениях страны.

Но, обратившись к каждодневной практике, можно с уверенностью говорить о том, что серьезных, системных шагов к устранению недостатков пока не сделано.

Принятие новой редакции «Закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации» и присутствие в нем статьи 28 свидетельствует о том, что высшие учебные заведения являются субъектами реализации особой государственной задачи. Это не только системообразующий, но и системоорганизующий документ, требующий анализа положения со студенческим спортом и принятия мер, направленных на устранение имеющихся недостатков, при включении всех своих функций и механизмов (прогнозирование, планирование, организация, кадры, руководство и контроль), менеджментом всех уровней. Это документ, требующий от всех субъектов, причастных к его реализации, на всех уровнях, тщательного анализа существующего положения и принятия необходимых мер. И это тем более важно, что в высших учебных заведениях страны обучается около 25 % населения Российской Федерации; именно вузовское образование позволяет реализовать концепцию непрерывной физической подготовки.

Кроме того, следует учитывать, что значительный процент поступающих в университеты имеет за спиной годы обучения в ДЮСШ, СДЮШОР и олимпийских центрах, а возраст, когда достигаются высшие спортивные результаты в подавляющем количестве видов спорта приходится на 21–28 лет. Уникальность вузовской системы физического воспитания состоит в том, что это единственная образовательная система, охватывающая все направления и все виды физической культуры (неспециальное физкультурное образование, физическая реабилитация, двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, спорт). Таким образом, высшая школа может стать важнейшим звеном в воспитании физической культуры личности.

К особенностям физической культуры и спорта можно отнести то, что самые передовые методики, технологии, предложения, как правило, исходят от практиков, т. е. «снизу», как уже апробированные и получившие высокие оценки. Поэтому никто другой, кроме практиков, не может определить то, что мешает им выполнять свою «миссию», нести в массы знания, умения и навыки в области физической культуры и спорта. Выявлению недостатков и их обсуждению помогают встречи и обмен мнениями с коллегами — заведующими кафедрами физвоспитания и председателями спортивных клубов университетов страны.

Со своей стороны, для систематизации проблем предлагаем рассмотреть недостатки, имеющие место в деятельности кафедр и спортивных клубов. Напомним, что кафедры и спортклубы ведут работу по всем направлениям физического воспитания: неспециальное физкультурное образование, двигательная рекреация, физическая реабилитация, профессионально-прикладная физическая подготовка, спорт.

Было выявлено, что в процессе организации и проведения работ в области неспециального физкультурного образования преподаватели встречаются со следующими недостатками:

1)                 сокращением учебными частями (отделами) вузов количества часов, по сравнению со стандартом, на освоение предмета «физическая культура»;

2)                 недооценкой значимости теоретической части знаний;

3)                 отсутствием правового обеспечения вопроса о медицинском сопровождении практических занятий по предмету;

4)                 множественностью подходов и отсутствием единой для всех учебных заведений системой мониторинга физической подготовленности студентов;

5)                 неразработанностью стандартов о минимально достаточном материально-техническом оснащении кафедр;

6)                 игнорированием учета специфики работы кафедры физического воспитания при планировании всего учебного процесса.

Важность каждого из перечисленных пунктов понятна для практиков. Так, реализация пункта 1 напрямую связана с утвержденным Министерством образования стандартом по предмету «физическая культура».

Однако все знают о том, что он не выполняется целым рядом высших учебных заведений. При этом выходит учебник «Физическая культура» для фармацевтических и медицинских высших учебных заведений, предусматривающий 268 учебных часов на освоение предмета вместо 408 часов. Парадокс состоит в том, что этот учебник получает одобрение соответствующего УМО и такая практика не находит осуждения ни одной проверяющей инстанции и становится «заразительной» для других.

Рассмотрим значимость пункта 3. Если вопрос с диспансеризацией студентов за счет ОМС (обязательного медицинского страхования) в какой-то степени решен, то принципиально важной остается проблема организации медицинского сопровождения практических занятий по предмету «физическая культура». Проблема возникла тогда, когда, в связи с реорганизацией, университетские поликлиники и медицинские центры «ушли под крыло» Министерства здравоохранения и большинство из них получило статус коммерческих организаций. Нет в университетах руководителей, которые не понимали бы, что данная проблема требует решения, так как подвергается опасности здоровье студентов. Но как ее решить?

Штатное расписание университетов не предусматривает ставок врачей и медсестер. Следовательно, необходимо идти по пути заключения договоров с медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на это направление деятельности. При этом суммы за услуги, называемые этими медицинскими учреждениями, шокируют. Так, в годовом исчислении их стоимость равна половине средств, выделяемых университетом для материально-технического обеспечения работы кафедры.

Решение данной проблемы в настоящее время полностью зависит от настойчивости заведующих кафедрами, но, помимо прочего, требует разработки нормативной базы и правовой защиты. Практиками этот вопрос ставится давно, однако решение его неоправданно затягивается.

Проблема является общей для высших учебных заведений и влияет на реализацию других направлений деятельности кафедры.

Специалисты утверждают, что двух занятий в неделю абсолютно недостаточно для обеспечения необходимой двигательной активности студентов. Преподаватели кафедры, решая поставленные перед ними задачи, прививают и поддерживают стремление молодежи к физической культуре и спорту, и студентов, желающих дополнительно посещать спортивные залы, много. Но как удовлетворить их желания? Где они, создав коллектив, могли бы не просто бегать, а, сообразно интересам, играть в футбол, волейбол, баскетбол и т. д.? Программа по предмету должна учитывать это желание студентов и удовлетворять его путем организации факультативных занятий. Возможности для этого появятся, если будут найдены дополнительные источники финансирования работ по поддержанию материально-технической спортивной базы учебных заведений; если будет опре делен статус кафедры как хозяйствующего органа в отношении спортивных объектов университетов; если будет решен вопрос об оплате работы педагогов с факультативными группами студентов, так как расчет часов, выделяемых на кафедры физвоспитания, ведется в строгом соответствии с количеством студентов 1–4-го курсов и количеством занятий в учебной сетке. При существующем подходе факультативные занятия выпадают из сетки учебного расписания и являются дополнительными, а следовательно, требует решения вопрос об оплате работы тренера-педагога.

Не является секретом тот факт, что число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и направляемых в соответствии с результатами диспансеризации в специальные медицинские группы, постоянно растет. На основе анализа статистических данных, в зависимости от региона эти показатели имеют широкий диапазон колебаний от 12 до 32 % и более. Увеличение числа таких студентов за период обучения ряд исследователей отзывают с недостатками работы кафедры. Это некорректно, так как меры ми купированию развития патологии должны приниматься на более ранних стадиях. Нельзя кафедры физвоспитания рассматривать как профилакторий, у них более скромные задачи: расширить круг знаний студентов о причинности того или иного заболевания, подобрать необходимые для профилактики и реабилитации физические упражнения и научить правильному их выполнению и применению.

Учитывая, что основные патологии известны, эффективность данного направления работы в значительной степени зависит от наличия программно-методических указаний для преподавателей. В силу ограниченно состава преподавателей, занимающихся этим направлением работы, необходимости узко специализировать их деятельность, а также отсутствия медицинского персонала возникают определенные сложности в реализации этого направления работы.

Не менее важным в этой связи является вопрос о повышении квалификации специалистов, работающих с данной категорией студентов. Необходимо решить вопрос о том, какая организация должна выполнять функции! координатора действий по распределению студентов по медицинским группам.

Общеизвестно, что уровень развития спортивной базы и результаты выступления студенческих команд являются существенными параметрами, характеризующими престижность учебного заведения за рубежом. В ряде случаевэтот показатель связывается с установлением оплаты за обучение. Наличиеданного показателя требует от руководства учебных заведений не только постоянной поддержки и совершенствования спортивной базы, но и постоянного внимания к молодым спортсменам, которые могли бы укрепить или усилить команду университета. Сегодня, в период реорганизации высшего образования в нашей стране, положительный опыт в этой области должен быть востребован. При этом совершенно очевидно, что без создания для высших учебных заведений равных возможностей соревноваться обойтись невозможно. По опыту зарубежных университетов, следует строжайшим образом подходить к вопросу о допуске спортсменов-профессионалов к участию в студенческих соревнованиях, особенно в игровых видах спорта. Несоблюдение данного принципа является серьезным тормозом в развитии любительского студенческого спорта.

Как часто и как много на различных уровнях можно услышать высказываний о том, что спортивные клубы вузов необходимо наделить определенным статусом. Образовательные учреждения имеют льготное налогообложение, но стоит из числа студентов этих же вузов, при использовании базы университета, создать спортивный клуб, как он приобретает статус общественной организации и теряет льготное налогообложение. Ответ на вопрос, кто же будет вкладывать деньги в студенческий спорт, очевиден. Никто. Одним из последних по времени поднимал данный вопрос министр спорта России В. Мутко. Но кто-то ведь должен держать эту проблему под контролем и обозначить сроки ее разрешения?

Говоря о недостатках, следует сказать, что они различаются по степени сложности их устранения. Некоторые из них могут быть устранены только в случае согласования всех вопросов на федеральном уровне, для других достаточно принятия решения на региональном и даже местном уровне. В зависимости от уровня, на котором решаются вопросы устранения недостатков, осуществляется и перераспределение функций управления по вертикали. Если для высших уровней это в большей степени прогнозирование, планирование и руководство, то для нижних — организация, кадры и контроль.

Политика государства в области физической культуры и спорта в высших учебных заведениях определена, есть закон и для эффективной реализации должны быть определены организации и менеджеры в структурах всех уровней управления, причастных к осуществлению этой политики. Следует отметить, что до настоящего времени этот важнейший вопрос не решен на уровне министерств. В зависимости от рассматриваемых вопросов, круг сопричастных органов управления может расширяться.

Определив круг нерешенных вопросов и учреждения на каждом уровне, сопричастные к реализации закона в части организации физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях, необходимо обозначить адресную направленность их разрешения.

Если решение того или иного вопроса затягивается или торпедируется, это сигнал для работников высших учебных заведений о том, что следует принимать необходимые меры на своем уровне.

 

Литература:

 

  1.                 0 физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный икон: принят 23 марта 2008 г. — [Б. г.: б. и.], [2008].
  2.                 Григорьев И. В. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 6.
  3.                 Садовский В. А. «Отраслевая профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов железнодорожного транспорта: монография // В. А. Садовский. — Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2005.
  4.                 Томич Милан. Основы менеджмента в спорте / Милан Томич. — М.: Международная академия футбола и спортивной индустрии, 2005.
  5.                 Переверзин И. И. Искусство спортивного менеджмента / И. И. Переверзин. — М.: Советский спорт, 2004.
  6.                 Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курашнина. М.: Советский спорт, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle