Библиографическое описание:

Яскова Т. А. Тьютор-аниматор. Плюсы и минусы обучения в современной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 188-191.



 

В статье рассматривается роль учителя в современной системе образования и треугольник взаимоотношений «учитель-ученик-родитель», а также условия реализации и корректирующие мероприятия программы эффективного обучения.

 

Пусть у наших детей будет всё то, чего мы были лишены. А лишены ли были? Этим вопросом задаются многие, кто хоть немного связан с педагогикой сегодня. Не хочет или не может современный ребёнок учиться? И почему? На этот и другие вопросы пытаются найти ответ педагоги, психологи и воспитатели. Совершенно очевидно, что если будет ответ, то будет и методика обучения и воспитания самодостаточного человека и гражданина. А пока, идя тернистым путём проб и ошибок, мы пытаемся внедрять в образовательную и воспитательную среду достижения научно-технического прогресса, отводя им едва ли не основную роль; воюем с родителями вместо того, чтобы заручиться их поддержкой; занимаемся всем тем, что влияет на стимулирующую часть нашей зарплаты в рамках эффективного контракта и что отнимает треть рабочего времени, выделенного на обучение детей; присуждаем призы за поделки, сделанные руками родителей, творческие работы и рефераты, написанные репетиторами…

Итак, учитель уже стал тьютором, всё остальное делает техника или родители, которые считают, что проще и быстрее сделать самим, чем научить ребёнка. Но вот незадача. Пройдя курс обучения в начальной школе, отмечено, что большинству детей становится неинтересно учиться, они всё больше и больше задаются вопросом «а зачем мне это надо?», мотивируя тем, что «это» им не пригодится в жизни. Откуда можно знать, что пригодится, а что нет. Решая одну проблему (как хорошо научить и воспитать детей) мы столкнулись с другой проблемой, как сделать это интересно. И вот оно, чудо, учитель стал аниматором. Организуя всевозможные экскурсии, уроки-путешествия и пр. мы надеемся на то, что, столкнувшись с трудностями, ребёнок начнет проявлять интерес к учёбе, любопытство так свойственно детям. Вместо этого он впадает в панику, теряет мотивацию к обучению, потому что до этого всё и всегда делали за него его родители, репетиторы, Интернет. Ситуация кризиса нарастает как снежный ком. В итоге, к девятому классу мы имеем либо отличников с завышенной самооценкой (ведь одну «тройку» или «четвёрку» ставить не рекомендуется), либо уже уставших от школы двоечников и троечников, потерявших себя еще в начальной ступени обучения, потому что с ними как раз почти никто и не работает, нет такой возможности. Хорошисты же самое незащищённое звено. Ученики этой категории легко могут пополнить либо первую, либо вторую группу.

Работа учителя трудна, неоднородна, требует креативного мышления, которое необходимо уложить в рамки образовательных стандартов. Надо отдать должное современным учебно-методическим комплексам, различным педагогическим форумам, сетям работников образования, формам дистанционного обучения и возможностям самообразования педагогов и воспитателей. Однако школа становится всё более похожей не на учебное заведение, а на разновидность досуговой организации с задатками обучения и воспитания.

Кроме всего прочего, родители, которые испокон веков считались одним из звеньев образовательно-воспитательного процесса, превратились в лучшем случае на «смотрящих со стороны», отдающих своих чад на временное содержание в школу, пока они на работе, а в худшем «представителями потребителей образовательной услуги», оценивающими качество со своей личной точки зрения. Отсюда или полное отстранение родителей из образовательно-воспитательной системы, или постоянные жалобы в контролирующие и вышестоящие организации. Учитель вынужден лавировать между этими рифами, дабы сохранить своё лицо, а иногда и нервную систему.

Так какова же роль учителя сегодня? Кто и кого воспитывает: учитель детей или родитель учителей. С этой проблемой всё чаще и чаще сталкиваются современные педагоги. Учитель сегодня — это в первую очередь человек с большой буквы, уверенный, знающий, любящий детей, грамотный и опытный специалист, пример для подражания во всём. Социальная среда, взаимоотношения людей, новая политика в области образования и воспитания угнетают всё больше и больше образовательную систему. К сожалению, не всех работников образовательных организаций можно назвать учителями. Однако у всех есть шанс ими стать.

На данный момент для совершенствования образовательной системы необходим ряд корректирующих мероприятий, таких как:

          Обучение в малых группах учителем-наставником;

          Ведение каждой группы психологом;

          Особая роль трудовому обучению (без вмешательства родителей) и экологическому воспитанию;

          Особая роль программе ГТО (без фанатизма ориентации на чемпионов);

          Особая роль этике и эстетике, культуре и искусству через образовательный процесс, досуговую деятельность;

          Постоянный мониторинг развития ребенка, для определения более точного его предназначения;

          Рекомендательный характер выбора будущей профессии;

          Выделенное направление деятельности — работа с родителями.

Ну и, пожалуй, самое важное. Весь комплекс этих мероприятий должен осуществлять профессионал, человек, который любит свою работу и детей, который не случайно пришёл в школу, потому что там «работать некому», а который видит своё будущее через призму школы.

 

Литература:

 

  1.      Булатова, О. С. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. — М.: Изд.центр ≪Академия≫, 2001. — 2001. — 240 с.
  2.      Зотова, Н. К. Обучение проектированию образовательных систем. Учебное пособие. Интернет
  3.      Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. Зачем детям учиться.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle