Формирование мыслительных процессов у младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 02.02.2016

Статья просмотрена: 4590 раз

Библиографическое описание:

Меньшенина, Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л. А. Меньшенина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

Модернизация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Сущность обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т. к. обучается ради самоизменения. Обучение в начальной школе должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению и в последующие годы создать условия для ее максимальной реализации. Процесс мышления чаще всего рассматривается как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, от неотчетливого к ясному, отчетливому. Но это одна сторона полноценного процесса мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении " от понятного к непонятному». Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, догадок, вопросов обгоняет процесс формирования ясных знаний. В этом суть саморазвития процесса мышления. Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика. Главной задачей становится раскрытие принципов действий, и тогда единственно возможным типом активности является деятельность. Естественно, процесс этот развернут во времени, и наиболее четкие итоги могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для организации эффективного хода формирования мыслительной деятельности учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ним.

Умение анализировать и синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий, подводить итог под понятие, логически правильно рассуждать, делать умозаключения -необходимы на уроке и на любом предмете. В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач. Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствовало бы развитию является пробуждение самостоятельной мысли ребенка, побуждение его к поиску самостоятельных решение вопросов, возникающих перед ним в процессе учения.

На важную роль мыслительных процессов указывали многие психологи. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления. Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин [Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий] и другие.

Педагогический опыт показывает, что само по себе содержание образования — без специального формирования приемов мыслительной деятельности- не может в нужной мере развивать мышление учащихся. Оно создает лишь предпосылки, а реализовать их может педагог с помощью специальной методики, в основе которой лежат последовательность, поэтапность, системность формирования мыслительных процессов. Я убеждена, что если пользоваться специально разработанной системой научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников, то можно у большинства учащихся сформировать процессы мыслительной деятельности. Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное, словесно-логическое.

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1)

 

Суждение- простой акт мышления, основа понимания.

Сложной формой мышления является- умозаключение.

На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:

                     Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

                     Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

                     Сравнение -установление сходства и различия между предметом или явлением действительности.

                     Умение выделять главное.

                     Умение обобщать.

Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2)

 

Мышление играет важную роль в наших каждодневных попытках адаптироваться в реальной жизни. Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.

  1.                1 Самым простым видом знаний являются факты. Они могут быть получены в результате наблюдения, эксперимента, восприняты из других источников. Факты являются базой для возникновения ассоциаций.
  2.                В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений. Формированию представлений способствую экскурсии, наблюдения, опыты, и другое.
  3.                Наиболее важную роль имеют понятия- форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов. Понятие образуется в результате мыслительной деятельности, с помощью операций -анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, умозаключений и выводов.
  4.                Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.

Этот вид знаний связывает:

 

Таким образом прослеживается структура знаний.

                     Факты

                     Представления

                     Понятия

                     Законы и закономерности

                     Идеи

                     Теория

Осмысление является основой усвоения знаний.

Умственная деятельность -логическая операция, или совокупность логических операций, подчиненная разрешению задач, определенного класса.

 

К основным процессам умственной деятельности относятся:

  1.                Выделение главного.
  2.                Сравнение.
  3.                Обобщение и систематизация.
  4.                Конкретизация.
  5.                Определение и объяснение понятий.
  6.                Доказательство и опровержение.
  7.                Моделирование.
  8.                Системный подход.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3)

 

  1.                Анализ-расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Уровни анализа:

  1.                Эмпирический (стихийно), догадался или нет.
  2.                Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность явления)
  3.                Структурно-генетический.

Виды анализа:

                     поэлементный (эмпирический)

                     целостный (требует знания законов, теории, рассматриваются связи)

                     проблемный (выдвигается проблема)

В процессе анализа информация предстает перед учеником уже как совокупность (структура) различных по важности положений.

Выделение главного.

Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса. Существует последовательность действий при выделении главного.

  1.                Определить предмет мысли.(о чем идет речь)
  2.                Найти ключевые слова и понятия.
  3.                Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала)
  4.                Обозначить опорные пункты(зафиксировать)
  5.                Озвучить главное.

Сформированное умение выделять главное создает прочную основу для усвоения других способов мыслительной деятельности- сравнения и обобщения.

Сравнение -логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов.

Существуют требования к объектам сравнения:

  1.                Сравнивать только однородные объекты.
  2.                Сравнение начинать с двух объектов, постепенно увеличивая их количество.
  3.                Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определенным углом зрения.

Сравнение может быть полное и частичное и проводится на всех этапах познания. Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности.

Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, выделять главное.

По особенностям познавательной деятельности различают 2 типа обобщения: эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое обобщение заключается в формировании внешних данных признаков с целью выделения общего признака.

Теоретическое обобщение осуществляется на основе анализа, синтеза и движения абстрактного к конкретному. Явления рассматриваются в развитии, взаимосвязи и зависимости в борьбе противоположностей. В результате такого обобщения формируется система понятий.

Обобщить — значит мысленно выделить и объединить общие, существенные признаки объектов.

Правило- ориентир для эмпирического обобщения (В.Ф..Паламарчук)

 

Умение обобщать знания с помощью определенных методов и приемов работы обозначает, что мышление школьника приобрело такое качество, как системность.

Таким образом можно сделать вывод:

  1.                Воспитание активной жизненной позиции, научного мировоззрения учащихся органически связано с формированием процессов мыслительной деятельности, развитием и совершенствованием всех качеств ума.
  2.                Мыслительные процессы можно сформировать лишь при прочной основе знаний, умений и навыков.
  3.                Только через четкую структуру знаний можно организовать процесс обучения, позволяющий формировать процессы мыслительной деятельности.
  4.                Основа усвоения знаний — осмысление, которое предполагает осознание целей и освоение тактическими (С1,А,Ср,Гл,С2,Об) и стратегическими (моделирование) приемами, способами учебных действий.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. — М., Просвещение, 2009.
  2.                Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П. Я. Гальперин.-М.,1985
  3.                ДавыдовВ. В. Проблема развивающего обучения/В. В. Давыдов.-М.,2003.
  4.                Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.
  5.                Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2003.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Основные термины (генерируются автоматически): мыслительная деятельность, процесс обучения, выделение главного, умственная деятельность, знание, процесс, сравнение, умение, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Похожие статьи

Система дидактических условий развития продуктивного...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Психологические особенности обучения в процессе образования

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Системно-динамические параметры продуктивной умственной...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Развивающее обучение в географическом образовании

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс... Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Упорядочивание и обобщение являются начальной стадией.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольников.

Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести

Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от...

Похожие статьи

Система дидактических условий развития продуктивного...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Психологические особенности обучения в процессе образования

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Системно-динамические параметры продуктивной умственной...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Развивающее обучение в географическом образовании

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Особенности реализации интеллектуальных операций...

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс... Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Упорядочивание и обобщение являются начальной стадией.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольников.

Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести

Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от...