Библиографическое описание:

Меньшенина Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 165-169.

 

Модернизация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Сущность обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т. к. обучается ради самоизменения. Обучение в начальной школе должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению и в последующие годы создать условия для ее максимальной реализации. Процесс мышления чаще всего рассматривается как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, от неотчетливого к ясному, отчетливому. Но это одна сторона полноценного процесса мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении " от понятного к непонятному». Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, догадок, вопросов обгоняет процесс формирования ясных знаний. В этом суть саморазвития процесса мышления. Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика. Главной задачей становится раскрытие принципов действий, и тогда единственно возможным типом активности является деятельность. Естественно, процесс этот развернут во времени, и наиболее четкие итоги могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для организации эффективного хода формирования мыслительной деятельности учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ним.

Умение анализировать и синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий, подводить итог под понятие, логически правильно рассуждать, делать умозаключения -необходимы на уроке и на любом предмете. В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач. Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствовало бы развитию является пробуждение самостоятельной мысли ребенка, побуждение его к поиску самостоятельных решение вопросов, возникающих перед ним в процессе учения.

На важную роль мыслительных процессов указывали многие психологи. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления. Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин [Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий] и другие.

Педагогический опыт показывает, что само по себе содержание образования — без специального формирования приемов мыслительной деятельности- не может в нужной мере развивать мышление учащихся. Оно создает лишь предпосылки, а реализовать их может педагог с помощью специальной методики, в основе которой лежат последовательность, поэтапность, системность формирования мыслительных процессов. Я убеждена, что если пользоваться специально разработанной системой научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников, то можно у большинства учащихся сформировать процессы мыслительной деятельности. Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное, словесно-логическое.

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1)

 

Суждение- простой акт мышления, основа понимания.

Сложной формой мышления является- умозаключение.

На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:

                     Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

                     Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

                     Сравнение -установление сходства и различия между предметом или явлением действительности.

                     Умение выделять главное.

                     Умение обобщать.

Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2)

 

Мышление играет важную роль в наших каждодневных попытках адаптироваться в реальной жизни. Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.

  1.                1 Самым простым видом знаний являются факты. Они могут быть получены в результате наблюдения, эксперимента, восприняты из других источников. Факты являются базой для возникновения ассоциаций.
  2.                В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений. Формированию представлений способствую экскурсии, наблюдения, опыты, и другое.
  3.                Наиболее важную роль имеют понятия- форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов. Понятие образуется в результате мыслительной деятельности, с помощью операций -анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, умозаключений и выводов.
  4.                Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.

Этот вид знаний связывает:

 

Таким образом прослеживается структура знаний.

                     Факты

                     Представления

                     Понятия

                     Законы и закономерности

                     Идеи

                     Теория

Осмысление является основой усвоения знаний.

Умственная деятельность -логическая операция, или совокупность логических операций, подчиненная разрешению задач, определенного класса.

 

К основным процессам умственной деятельности относятся:

  1.                Выделение главного.
  2.                Сравнение.
  3.                Обобщение и систематизация.
  4.                Конкретизация.
  5.                Определение и объяснение понятий.
  6.                Доказательство и опровержение.
  7.                Моделирование.
  8.                Системный подход.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3)

 

  1.                Анализ-расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Уровни анализа:

  1.                Эмпирический (стихийно), догадался или нет.
  2.                Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность явления)
  3.                Структурно-генетический.

Виды анализа:

                     поэлементный (эмпирический)

                     целостный (требует знания законов, теории, рассматриваются связи)

                     проблемный (выдвигается проблема)

В процессе анализа информация предстает перед учеником уже как совокупность (структура) различных по важности положений.

Выделение главного.

Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса. Существует последовательность действий при выделении главного.

  1.                Определить предмет мысли.(о чем идет речь)
  2.                Найти ключевые слова и понятия.
  3.                Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала)
  4.                Обозначить опорные пункты(зафиксировать)
  5.                Озвучить главное.

Сформированное умение выделять главное создает прочную основу для усвоения других способов мыслительной деятельности- сравнения и обобщения.

Сравнение -логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов.

Существуют требования к объектам сравнения:

  1.                Сравнивать только однородные объекты.
  2.                Сравнение начинать с двух объектов, постепенно увеличивая их количество.
  3.                Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определенным углом зрения.

Сравнение может быть полное и частичное и проводится на всех этапах познания. Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности.

Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, выделять главное.

По особенностям познавательной деятельности различают 2 типа обобщения: эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое обобщение заключается в формировании внешних данных признаков с целью выделения общего признака.

Теоретическое обобщение осуществляется на основе анализа, синтеза и движения абстрактного к конкретному. Явления рассматриваются в развитии, взаимосвязи и зависимости в борьбе противоположностей. В результате такого обобщения формируется система понятий.

Обобщить — значит мысленно выделить и объединить общие, существенные признаки объектов.

Правило- ориентир для эмпирического обобщения (В.Ф..Паламарчук)

 

Умение обобщать знания с помощью определенных методов и приемов работы обозначает, что мышление школьника приобрело такое качество, как системность.

Таким образом можно сделать вывод:

  1.                Воспитание активной жизненной позиции, научного мировоззрения учащихся органически связано с формированием процессов мыслительной деятельности, развитием и совершенствованием всех качеств ума.
  2.                Мыслительные процессы можно сформировать лишь при прочной основе знаний, умений и навыков.
  3.                Только через четкую структуру знаний можно организовать процесс обучения, позволяющий формировать процессы мыслительной деятельности.
  4.                Основа усвоения знаний — осмысление, которое предполагает осознание целей и освоение тактическими (С1,А,Ср,Гл,С2,Об) и стратегическими (моделирование) приемами, способами учебных действий.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. — М., Просвещение, 2009.
  2.                Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П. Я. Гальперин.-М.,1985
  3.                ДавыдовВ. В. Проблема развивающего обучения/В. В. Давыдов.-М.,2003.
  4.                Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.
  5.                Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2003.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle