Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Кадина В. В. Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности младших школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 57-60.



 

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цвета — в живописи, слов — в поэзии, волновало многих людей с давних времён. Ещё древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О душе» писал: «Цвета по приятности их гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными»[10].

Для Пифагорейцев, так называли себя ученики и последователи учения древнегреческого философа и математика Пифагора, цвета спектра соответствовали семи музыкальным тонам. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, отмечал что, цвета удивительно согласуются с музыкой [8].

Английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон, рассматривая радужную полоску света на стене, определил, что она состоит из целой цветовой гаммы, сходной со звуковой. Недостающий в музыке восьмой тон учёный назвал «индиго». В итоге каждому цвету соответствовал звук, таким образом, данное открытие приблизило учёных к разгадке таинственной связи звука и цвета.

Среди людей большая редкость встретить тех, кто обладает уникальным даром видеть в звуке цвет, т. е. цветным слухом, но всё же подсознательно мы чувствуем оттенки музыки и слушаем только то произведение, которое «окрашено» в приятные нам цвета.

Уникальным даром — цветным слухом, обладали всего лишь несколько композиторов: русские композиторы Н. А. Римский — Корсаков и А. Н. Скрябин, немецкие композитор — Р. Вагнер и французский композитор Гектор Берлиоз. Однако именно русского композитора А. Н. Скрябина обладавшего от природы цветным слухом, считают основоположником цветомузыки. Он выстроил свой спектр, в котором нота «до» обозначала красный цвет, нота «ре» — желтый, «ля» — зеленый, ноты «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» — ярко синий, а нота «соль» — оранжево-розовый.

Впоследствии исследования в этой области были продолжены. С помощью специальной аппаратуры было установлено, что спокойная музыка окрашена в оттенки розового, успокаивает и снимает депрессивное состояние. В психологии этот цвет олицетворяет доброту, романтичность и любовь. Громкая и агрессивная музыка имеет цвета от тёмно-синего до красного, вызывая беспокойство, грусть, приводя к депрессии. Красный цвет, возбуждая нервную систему, приводит к агрессии. Музыка, окрашенная в голубой цвет, снимает напряжение, даёт ощущение комфорта и успокаивает. Конечно, это только общие положения о воздействии музыки и цвета на психику человека, но даже такой сведения можно использовать для воздействия на настроение и самочувствие.

В детском возрасте органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребёнка легче научить воспринимать музыку цвета, чем взрослого. Развитие цветомузыкального восприятия у младших школьников является эффективным средством эстетического воспитания [7]. Цветомузыкальное восприятие можно активно использовать на уроке музыки с помощью высокохудожественных образцов музыкального и изобразительного искусства.

Способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета проявляется учащимися в отображении художественного образа музыкального произведения при выражении в рисунке своих цветоощущений.

Создавая художественный образ музыкального произведения на уроке, мы используем методику В. В. Домагацких, изложенную в работе «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшегодошкольного возраста», которая основана на постепенном усвоении средств выразительности сначала изобразительного искусства, а затем изобразительно-выразительных средств музыки, в конечном итоге, у детей формируется эмоционально-оценочное, ценностное отношение к произведениям искусства в целом [7].

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное отношение детей к классическим произведениям музыкального искусства, увеличивается длительность прослушивания, возникает желание слушать и понимать музыку как непрерывный процесс смены образов, настроений и чувств. При изображении музыкального образа в рисунке у учащегося развивается эмоциональное отношение к цвету как к выразительному средству, которое передаёт различные оттенки эмоционального состояния.

В частности, на уроке музыки ««Картинки с выставки» М. П. Мусоргского» во втором классе ставится главный вопрос: отличаются ли образы рисунков художника от музыкальных образов, созданных композитором. На этом уроке используется два этапа методики В. В. Домагацких — «Мир цвета» и «Цветомузыка».

В первой части занятия «Мир цвета» учащиеся знакомятся с картинами художника В. Гартмана, одна из которых носит название «Часы». Вместе с учителем дети анализируют колорит рисунка и выявляют сочетание цветов, отражающие настроение автора. Используя новые определения из «словаря эмоций» О. П. Радыновой [9], позволяющие расширить представление о чувствах человека и его эмоциях, выраженных в цвете картины, дети учатся понимать свои ощущения от прослушанной музыки и соотносить их с цветом.

Во второй части занятия «Цветомузыка» иллюстрации убираются, чтобы смысловое содержание картин не превалировало над впечатлениями от музыкальных образов и не оказывало влияния на рисунки детей. Слушая пьесу М. П. Мусоргского «Баба — Яга», учащиеся через чувства тревоги и волнения представляют героя, скрытого в этом музыкальном произведении, отразив свои эмоции в цвете рисунка. У В. Гартмана — это изящный эскиз часов в виде избушки на курьих ножках, а у М. Мусоргского — яркий и мощный динамический образ Бабы — Яги. В пьесе с помощью выразительных средств композитор создает интересную изобразительную картину, где слышны ворчание, сердитые выкрики, стуки и полёт героини над землёй. Слушая музыкальное произведение М. П. Мусоргского «Баба — Яга», ученики через эмоции формируют образное представление о героине картины и отражают в рисунках своё эмоциональное состояние с помощью цветосочетаний.

Таким образом, ученики анализируют звучание и рассуждают о том, насколько по- разному видит художник и композитор образ своего героя, как ярко и эмоционально музыка отображает картины художника.

Особое значение в нашей работе, приобретают нетрадиционные виды и формы работы. Одной из таких форм работы является проектная деятельность [11].

Вот уже третий год подряд успешно реализуется информационно — практико — ориентированный проект «Шаг из урока в музыкальную жизнь», в котором принимают участие дети разных возрастов — учащиеся общеобразовательной и музыкальной школ. В этом учебном году проект носит название «Музыка на мольберте». В концертном зале Детской школы искусств имени М. П. Максаковой проходило очередное мероприятие проекта — интегрированный урок, под названием «Звучащие картины». Под яркие образные выступления обучающихся музыкальных отделений школы, исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах, учащиеся общеобразовательной школы рисовали свои художественные отзывы на музыку. В исполнении ученицы фортепианного отделения прозвучало произведение шведского композитора Г. Ю. Беренса «Весёлая радуга». Звуки музыки передавали нам, как после дождя капли преломляются на солнце, и появляется семицветная радуга. Детям было предложено, послушав музыкальную зарисовку, вспомнить цвета радуги и нарисовать яркую картину весенней природы. Следующая музыкальная пьеса польского композитора Ф. Рыбицкого «Кот и мышь», прозвучала в исполнении ученика народного отделения. «Кот важный и неторопливый охотится за быстрой и юркой мышкой. А догонит он её или нет, дети узнали, послушав пьесу до конца. Во время исполнения пьесы учащиеся рисовали яркие образы героев музыкального произведения. Так появились на мольбертах яркие разноцветные картины героев музыкальных произведений. Тема данного проекта объединила два искусства — музыку и живопись.

Программа проекта включает разные формы работы: интегрированные уроки, мастер — классы преподавателей музыки, литературы и изобразительного искусства, концерты учащихся «Детской школы искусств», открытые уроки по изобразительному искусству, выставки художественных работ. Стремление преподавателей развивать у учащихся образное мышление с помощью цветомузыкальных ассоциаций, способствует неординарному видению музыкальных образов. Мероприятия проекта направлены на музыкально — эстетическое воспитание детей и родителей, духовный рост ребёнка как личности, умение в музыке ощущать не только звуковые эмоции, но и цвет.

Цветомузыкальное восприятие является творческим процессом, направленным на формирование способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющейся в художественной деятельности ребёнка. Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: музыка, изобразительное и декоративно прикладное искусство, история музыки и литература. Работа над проектом активизирует и расширяет словарный запас, развивает образное мышление, эстетический вкус, формирует уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными и художественными традициями. В процессе музыкально — творческой деятельности учащихся происходит формирование интереса к музыкальному и художественному творчеству. Это позволяет выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

Помочь открыть для детей то прекрасное в искусстве, без чего жизнь не может быть возможной и интересной, реализовать творческие способности детей — главная задача нашей работы. Здесь также важно изменить отношение школьников и родителей к предмету «Музыка» и показать, насколько важную роль играет музыкальное искусство в формировании духовной культуры, в развитии интеллектуальной, творческой и социально-активной личности ребёнка.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов А. Г., Бугменская Г. В., Володарская И. А. и д. р.; «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; от действия к мысли; пособие для учителя» под ред. Асмолова А. Г. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978–5-09–019148–7.
  2.                Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материалах пространственных искусств/Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский Художник, 1981. — 351 с.
  3.                Бине А. Вопрос о цветном слухе/Альманах музыкальной психологии. М.: Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского, 1994. — С. 28–47
  4.                Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л., Художник, 1983. — 233 с.
  5.                Ворожейкина О. И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 21 с.
  6.                Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  7.                Домогацких В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01–13/109–6
  8.                Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., в 11 т., т. 3. — М.: 1950–1959, с.253.
  9.                Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений. 2-е изд. М., 1998.
  10.            Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Том 1. Стр. 101. Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирское Рериховского Общества Новосибирск 2007.
  11.            Фоминова М. А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001. — с. 106–128.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle