Библиографическое описание:

Айрумян Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 51-53.

 

В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воcпитании детей выступает важнейшей проблемой вcего общества. В переменах, которые происходили в России в последние годы, можно обнаружить значительные изменения, как в социально-экономической, духовно-нравственной, так и в воспитательной сферах жизни нашего общества.

В связи с этими изменениями становятся более важными проблемы гуманности, морали и этики. Всё более видоизмененной становится и современная стратегия развития российских школ: в центре них — формирование духовно-богатой, образованной, творческой и благонравной личности. Сейчас перед любым учителем и классным руководителем встаёт совокупность противоречий, имеющая отношение к процессу воспитания. Оправдание тому кроется в смене ценностей общества.

Духовное непостоянство затронуло наше общество и демонстрирует отрицательное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Об этом факте свидетельствуют постоянные случаи противоправности. Материальные ценности стоят выше духовных, потому что многие люди готовы делать свои дела в достижении материальной обеспеченности на грани закона и беззакония.

В связи с развитием средств массовой информации и коммуникаций расширилось и перестроилось информационное поле, выступающее сильным показателем влияния на убеждения и принципы личности. Сегодня в условиях высокой досягаемости информации, на детей обрушивается поток продукции, привлекающей внимание к праздному образу жизни и преступности, что ведет к распространению негативных социально-педагогических последствий в детской психике и обессиливает воспитательную деятельность. Поэтому в школе так влиятельна обдуманная ориентированная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников. Именно это и выражает содействие организации дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Вопрос о нравственном воспитании настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона Российской Федерации указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется усиленной впечатлительностью внешних влияний и верой в безусловность всего. Дальнейшее движение вперед и творческое применение, исторически сложившихся народных традиций в процессе обучения и воспитания детей должны свидетельствовать о направлениях педагогической теории и практики в современной школе.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс самосогласования педагогов и воспитанников, направленный на формирование слаженной личности, путем сообщения ей нравственных и основательных национальных ценностей. Под этими ценностями понимаются нормы и позиции, разработанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально предпочтительные запросы общества, превратить во внутренние мотивации личности каждого ребенка, такие как долг, честь, достоинство, мужество.

Духовно-нравственное воспитание имеет намерение становления отношений ребенка к Родине, труду, обществу, к самому себе и своим определённым обязанностям, соответственно, и развитие качеств: глубокое уважение к людям, товарищество, патриотизм, вежливость, активное и адекватное отношение к действительности. Задача педагогов состоит в том, чтобы обездвиживать негативное влияние, оказать помощь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и причины формирования нравственности ребёнка.

Немало значимой является и задача школы, а именно создать соответствующие условия для формирования и развития духовно-нравственной степени культуры младших школьников. С поступлением в школу ребёнок в первый раз начинает заниматься серьезной деятельностью — учебной. Теперь все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой позицией — ролью школьника. На самом деле, урок для ребёнка это то место, где случаются многообразные коллективные действия и беспокойства, накопление опыта нравственных связей.

На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешной реализации которой, необходимо сопоставлять свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости и огорчения, неудач и ошибок. Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

Воспитательный процесс нужно строить таким образом, чтобы в нем принимались во внимание ситуации, в которых школьник ставится перед самостоятельным нравственным выбором.

В процессе воспитания учащиеся должны не только понимать нравственные нормы, но у них должны сложиться правила поведения. Так слово учителя — это самое главное вооружение нравственного воспитания школьников. Как бы там ни было, но развитие и воспитание личности закладывается в семье.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромную авторитетность для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье отражаются на позиции в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и индивидуальных особенностей обучающихся. Поэтому так важно безошибочно и разумно остановить свой выбор на виде внеурочной деятельности для воспитания у младших школьников духовно-нравственных качеств личности. Педагог должен выявить предпочтения ребенка и продумать систему выбора дела по душе. Предлагая мероприятие, классные руководители учитывают расположение духа и мнение детей в выборе задания. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Педагоги видят и по достоинству оценивают заинтересованность каждого ребенка во внеурочном занятии.

К участию во внеурочных мероприятиях с детьми учителя обязаны привлекать родителей.

 

Сегодня в школе используются учебные авторские программы и разработки уроков внеклассных мероприятий, направленные на духовно-нравственное развитие, они представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что очень актуально сегодня.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное включение обучающихся в решение реальных экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области. На духовно-нравственное воспитание школьников воздействует не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и особенно сама личность учителя.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, образовательным учреждением могут использоваться возможности всех тех, кто может вести данную деятельность: учителя начальных классов, преподаватели-предметники, родители обучающихся, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, социума.

Свои успехи, приобретённый опыт учащиеся переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию.Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разнообразных способностей школьника.

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без веры педагога и без искренней атмосферы в классе.

В настоящее время в запасе воспитательных средств надежно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов предназначенная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: творческий, физический и интеллектуальный.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; суждения детей. Также к результатам относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные личностные характеристики.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации.

Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться и они станут настоящими патриотами России.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, ценить красоту окружающей природы и бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества, которыми должен владеть человек, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно.

 

Литература:

 

  1.                http://festival.1september.ru/articles/607957/
  2.                http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-
  3.                http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/01/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh
  4.                https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle