Библиографическое описание:

Гимадиева К. А. Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 85-86.



 

В современной системе дошкольного образования многообразие и вариативность программ обучения и воспитания дошкольников обогащают практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализ основных логопедических методик показывает, что развитие лексического строя речи — одно из наиболее актуальных направлений преодоления общего недоразвития речи.

В настоящее время актуальна проблема развития лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Лексический строй речи представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации.

Итак, под лексическим строем речи мы будем понимать — компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи вошли: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т. д.).

Методики по развитию лексического строя речи были разработаны: О. Е. Грибовой, С. В. Плотниковой, В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой и другими.

Логопедическую работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Логопед, приступая к работе, должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, его склонности, отношение к другим детям, к своему дефекту. Эти данные помогут логопеду глубже изучить психические особенности ребенка, эффективно построить коррекционно-воспитательное воздействие, предупредить появление нежелательных отклонений в его поведении [1, с. 63].

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.

Для работы по развитию лексического строя речи стоит опираться на перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, в котором использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем.

Все перспективное планирование разбито на три квартала обучения, т. е. осенний, зимний и весенний. Квартал делится на три месяца, а каждый месяц в свою очередь делится на четыре недели и за каждой неделей закрепляются определенные лексический темы [2, с.12].

Автор предлагает к каждому занятию определенную лексическую тему, которая способствует формированию коммуникативной компетенции ребенка. С помощью заданной лексической темы логопед ставит перед собой задачи: сформировать у детей представление о том или ином времени года, о существенных признаках сезона; ввести в активный словарь различные части речи; закрепить и расширить обобщенные представления о разных предметах или явлениях; уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении, их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны [2, с.118].

Таким образом, лексическая тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. В ней интегрируются цели и задачи из разных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

Логопедическое воздействие может быть направлено на:

  1.                развитие номинативного, предикативного, атрибутивного словарей, а также словаря служебных частей речи и обобщающих слов;
  2.                обогащение словаря синонимов и антонимов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.

Для обогащения словаря синонимов В. В. Коноваленко предлагает следующие игры: «Как сказать?», «Конкурс слов — сравнений», «Подбери слово» и другие, которые способствуют актуализации синонимов и развитию слухового внимания и памяти [3, с.12].

Игры «Назови лишнее слово», «Загадки-описания», а также ответы на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» направлены на развитие атрибутивного словаря. С их помощью у детей обогащается и актуализируется словарь прилагательных, развивается словесно-логическое мышление [4, с.53].

Для развития пассивного словаря существительных О. С. Ушакова предлагает проговаривание наименований предмета, а А. В. Захарова считает, что создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета является наиболее эффективным способом запоминания существительных [4, с.76].

По мнению Е. Н. Краузе, обогащение словаря антонимов происходит посредством следующих игр: «Закончи предложение», «Сравни», «Скажи наоборот» и другие. Эти игры способствуют активизации, обогащению и закреплению словаря антонимов [5, с.28].

Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова предлагают игры: «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?», «Кто быстрее принесет картинку» и другие для активизации словаря глаголов, т. к. предикативный словарь у дошкольников с общим недоразвитием речи находится на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения действий. Дети употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения [6, с.95].

В. В. Коноваленко предлагает использовать для развития словаря обобщающих слов такие игры как: «Назови лишнее слово», «Назови одним словом», «Что общего?» и другие [3, с.37].

Система логопедического воздействия по развитию лексического строя речи при различных формах нарушений речи носит дифференцированный характер, учитывает множество факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка [7, с.49].

В процессе коррекции нарушений лексического строя речи учитываются общие и специфические закономерности развития детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи представляетсобой целенаправленный, организованный, поэтапный процесс. Приэтом учитывается ряд закономерностей развития речи.Воздействие строится на основе онтогенетическойпоследовательности развития лексики: от простого к сложному,от конкретного к абстрактному, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуации к контексту и т. д. [7, с.118].

Таким образом, в логопедической работе учитываются требования программы детского сада, последовательность предлагаемого лексического материала, общие этапы логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи.

 

Литература:

 

  1.                Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002.
  2.                Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 204. — 528 с.
  3.                Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедиче-ские занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
  4.                Захарова А. В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. — М., 1955.
  5.                Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005.
  6.                Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, «Союз», 2001.
  7.                Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle